Древность Великого поста и его значение

Пост перед праздником Св. Пасхи (или Св. Четыредесятница), назыв-ся Великим по особой важности его установления.

Древние христиан. писатели единогласно свидетельствуют, что Св. Четыредесятница установлена апостолами в подражание 40дневному посту Моисея (Исх., 34 гл.), Илии (3 Цар., 19 гл.), а главным образом – Господу Иисусу Христу, постившемуся в Иудейской пустыне 40 дней (Мф. 4:2).

О том, что Великий пост – установление св. апостолов, свидетельствует и 69-е Апостол. правило, повелевающее поститься в Св. Четыредесятницу. Кроме того, на апостол. установление Св. Четыредесятницы и соблюдение ее всей первохристиан. Церковью указывают св. отцы Церкви 1-4 вв: Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, еп. Римский (II в.), Дионисий Александрийский (IV в.) и многие др.

О том, что с самого начала продолжительность Великого поста была 40дневной, мы имеем свидетельства, идущие от глубокой древности. Само название Четыредесятницы встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Свтт. Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что Великий пост в их время существовал повсюду. Но еще более непререкаемое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг св. Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище.

40дневный Великий пост соблюдался, однако, в Древней Церкви не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления дней поста, в к-рые он назначался. Но уже в 4 в. в восточ. Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника (после Недели сыропустной) до Великой Субботы. Таким образом, Великий пост состоит собственно из 40 дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы – «ради спасительных Страстей Христовых» (св. Симеон Солунский).

В Апостол. Постановлениях (кн. 5, гл. I) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т.е. Св. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т.е. Страстной седмицы), начиная со 2-го дня (т.е. понедельника) и оканчивая в пятницу: потом начинается св. седмица Пасхи (т.е. страданий Христовых), постясь во время её все со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих». В этих Апостол. Постановлениях ясно обозначается продолжительность Великого поста, состоящего из 40дневного поста и Страстной седмицы. Св. Епифаний Кипрский пишет о том, что Четыредесятница продолжается до Пасхи (т.е. до Страстной седмицы). Эти дни Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и 6 дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение кафолической веры, ХХII).

С самой глубокой древности был определен и сам образ соблюдения Св. Четыредесятницы. Древние христиане проводили этот пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до 9-го (3-го по полудни) часа дня. Пищу вкушали после 9-го часа, употребляя лишь хлеб и овощи. Древняя практика соблюдения Великого поста отражена и в нашем Церковном уставе (см.: Типикон, гл. 32: «От правил св. апостол и св. отец о святой велицей Четыредесятнице, яко должен всякий христианин опасно (строго) хранити»). Особо строгий пост Правосл. Церковь предписывает в своем Уставе хранить в 1-ю и Страстную седмицы. В чистый понедельник и вторник 1-й седмицы следует соблюдать высшую степень поста – «отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные же седмицы поста (кроме суббот и воскресений) принятие пищи разрешается 1 раз в день – вечером, причем «сухоядение». В субботние и воскресные дни разрешается вкушение вареной пищи с елеем (раст. маслом), и притом дважды в день. Только в праздник Благовещения (когда он не совпадает со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы.

Употребление в пищу мяса, молока, сыра и яиц в Св. Четыредесятницу запрещено 6-м Вселенским Собором (правило 56-е). По Апостол. заповеди, если клирик вкушает постом мясо или даже сыр и яйца, то должен быть извержен, а если мирянин, то отлучен от Церкви.

Нарушающих пост в Св. Четыредесятницу Церковь строго осуждает. Так, правило Лаодикийского (с 49-го по 52-е), Трулльского (29-е, 56-е и 89-е) и Гангрского (19-е) Соборов, а также 69-е Апостол. правило говорят, что если «епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец в четыредесят дней не постится и всякия среды и пятка всего лета, кроме немощи, да извержется (из сана). Аще мирской человек (не постится), да отлучится».

В Номоканоне говорится: «Ядяй мясо или сыр в Великую Четыредесятницу, или в среду и в пяток – лета два (т.е. года 2) да не причастится» (Малый Требник, прав. 85-е). Отсюда мы видим, как строго соблюдали пост христиане древних времен.

Но, действуя в духе любви и милосердия, Правосл Церковь не возлагает подвиг поста во всей полноте на немощных и не отчуждает непостящихся по немощи от участия в радости Причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны хранить в Четыредесятницу, равно как и в др. посты, дух. пост – воздержание от грехов – и творить дела любви и милосердия.

«Пост, – говорится в одной древней книге,– делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает св. желания, уничтожает порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет, и всегда от бури пороков защищает» («Нетленная пища». С. 235).

Через подобающе исполненный пост мы приобщаемся свету Богообщения, «сладости жизни во Христе Господе и Спасителе нашем».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: