double arrow
Богословское мнение

Опыт Церкви шире и полнее догматич. определений. Догматизировано только самое необходимое и существенно важное для спасения. Остается еще немало таинственного и нераскрытого в Свщ. Писании. Это обуславливает существование богослов. мнений. Мы их встречаем в творениях отцов Церкви и в богослов. сочинениях. Богосл. мнение должно заключать в себе истину, как минимум, непротиворечащую Откровению. Богосл. мнение не явл-ся общецерковным учением, подобно догмату, но явл-ся личным суждением того или иного богослова. К разряду богосл. мнений можно отнести, напр, высказывания о двух- или трехсоставности человеч. природы; о том, как следует понимать бесплотность Ангелов и человеч. душ; об образе происхождения душ. В основном, частные мнения богословов касаются таинственных вопросов онтологии, к-рые, по замечанию свт. Феофана, в этом веке, видимо, так и не будут разрешены, как вопросы несущественные для нашего спасения. По словам свт. Григория Богослова, вопросы творения, искупления, последних судеб человека также принадлежат области, где богослову предоставлена известная свобода: "философствуй мне о мире или о мирах... о Воскресении, Суде, воздаянии, страданиях Христовых, ибо в таких предметах и достигать цели не бесполезно, и ошибаться безопасно". Безусловно, всякий произвол в богословии исключается. Критерием истинности того или иного мнения явл-ся его согласие со Свщ. Преданием, а критерием допустимости - не противоречие с ним. В основании православных и правомерных богосл. мнений и суждений должны лежать не логика и рассудочный анализ, но прямое видение и созерцание. Это достигается через молитвенный подвиг, через дух. становление верующей личности... "То, что содержится в словах сих, - говорит прп. Симеон Новый Богослов, - не должно быть называемо мыслями, но созерцанием истинно сущего, ибо мы говорим о том по созерцанию".




В свою очередь, следует отличать от богосл. мнений и такие богооткровенные истины, к-рые хотя и не догматизированы, но органично входят в Свщ. Предание Церкви и по своему значению не ниже догматов. Напр, истины о сотворении Богом мира из "ничего" и о бессмертии человеч. души; вера в спасительную силу Таинств Церкви и в силу крестного знамения и т. п.

Наконец, в сочинениях нек-рых отцов Церкви встречаются ошибочные богосл. мнения, к-рые они, однако, никогда не отстаивали как непогрешимые. Напр, свт. Григорий Нисский, последуя в этом Оригену, предполагал, что адские мучения не будут вечны. По окончании мучения грешники получат прощение. На вопрос: почему святые высказывали неправые мнения – св. Варсонофий Великий отвечает: "Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божий, ибо Апостол говорит: "...Отчасти знаем и отчасти пророчествуем" (1 Кор. 13, 9). Святые, получив утверждение свыше, изложили новое (свое) учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т. е. учение неправое... Они (святые) не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли Святым внушено было то, что им преподавали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и, таким образом, мнения учителей их перемешались с их собств. учением..."








Сейчас читают про: