Естественно, могут возникнуть вопросы: как отличить подлинное учение отцов, имеющее авторитет, от частных мнений тех или иных отцов, в том числе и ошибочных?
Для этого существует специальное понятие: consensus patrum, согласие отцов. В святоотеч. учении принимается та его часть, по к-рой имеется единодушное мнение всех, либо значит. большинства св. отцов. По важнейшим вопросам догматич. характера разночтений у отцов нет. Эти разночтения имеют место в основном по второстепенным вопросам.
Св. Иоанн Дамаскин след. образом поясняет наличие такого согласия: "Отец не противоборствует отцам, ибо все они были общниками Единого Духа Святого". Поэтому для каждого, кто занимается богословием и пытается утверждать истинность того или иного богослов. мнения, в качестве подтверждения необходимо приводить всегда мнение многих отцов, а не мнение какого-то одного отца.
При этом следует иметь в виду, что согласие отцов по тому или иному вопросу представляет собой теологумен, с к-рым необходимо считаться, если желаешь остаться верным Преданию. Блаж. Августин говорит: "Кто отступает от единодушного согласия отцов, тот отступает от всей Церкви".
|
|
Если по основным догматич. вопросам можно декларировать наличие согласия отцов, то по второстепенным вопросам такого согласия нет и не надо считать, что у св. отцов можно найти однозначные ответы на любой вопрос догматич. характера.
Существуют различные вопросы, по к-рым такого согласия мы не находим. По вопросу, напр, об образе и подобии Божием в человеке. В то же время, по др. вопросам такое согласие есть. В качестве примера можно привести отношение древних Отцов к догмату о папском примате, принятом в Римо-католич. церкви.
В прошлом веке англикан. богослов Кендрик, провел подробное исследование и собрал толкования 44 отцов периода Вселенских Соборов, т. е. до 8 в. включительно, у к-рых имеются толкования на Мф. 16, 18: "...ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее".
По свидетельству англикан. богослова, 36 отцов как восточных, так и западных, однозначно толкуют эти слова Спасителя в согласии с Преданием Восточ. Церкви, т. е. камнем, на к-ром будет основана Церковь, явл-ся именно исповедание Петра, а не личность ап. Петра, как преемника Христа.
И только 8 отцов из 44 понимали эти слова Спасителя в римо-католич. смысле. Если учесть, что все эти отцы были западными, причем, большинство из них сами являлись Римскими Папами, то можно утверждать, что у отцов древней Церкви по этому поводу имелось вполне определенное мнение, а мнение тех отцов, к-рые давали толкование не соответствующее Преданию, мы вправе рассматривать как их частное ошибочное мнение.