II. Понятие о догматах

1. Значение термина "догмат

Слово "догмат" происходит от греческого глагола dokein - думать, полагать, верить (прошедшая форма - dedogmh - этого глагола означает: решено, положено, определено). Догматами древние греки называли философ. положения, принимаемые последователями какой-либо школы как аксиомы. Ими именовали уже устоявшиеся, бесспорные истины.

В последнем значении слово "догмат" употреблялось еще античными философами. Так, в трудах Платона ("Гос-во") "догматами" называются правила и нормы, относящиеся к понятиям справедливого и прекрасного. Цицерон именует "догматами" бесспорные философ. положения. У Сенеки "догматы" - основы нравств. закона. Со временем этот термин стал употребляться и для обозначения постановлений гос. власти. В этом значении мы встречам его в греч. тексте Ев. от Луки (2, 1), где "догматом" названо повеление кесаря Августа сделать всенародную перепись. Но уже Ап. Павел употребляет слово "догмат" применительно к закону Божиему (Кол. 2, 14; Еф. 2, 15). Понятие "догмат" вошло в употребление у христиан. писателей для обозначения истин откровенной религии. Правда, первоначально этим словом обозначалось вообще все христиан. учение - догматическое и нравственное. Так, "догматами" названы постановления Апостол. Собора 50 года. В Деяниях св. Апостолов сказано, что Апп. Павел и Тимофей "передавали верным соблюдать определения (по греч. - ta dogmata, т. е. "догматы"), постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме" (Деян. 16, 4). То же широкое понимание термина встречается у св. Игнатия Богоносца, Иустина Философа, Климента Александрийского, Оригена. С 4 в. восточ. отцы Церкви (напр, св. Кирилл Иерусалимский, св. Григорий Нисский, св. Иоанн Златоуст, Блаж. Феодорит и др.) стали именовать "догматами" не все содержащиеся в Откровении истины, а лишь относящиеся к области веры. Так, свт. Григорий Нисский разделяет содержание собств. учения на "нравств. часть и на точные догматы". С течением времени в догматич. системах Востока и Запада этим словом стали обозначать только те вероучит. истины, к-рые обсуждались на Вселенских Соборах и получили соборные определения или формулировки.

Догматы - богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве, к-рые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения правосл. веры. Характерными чертами догматов явл-ся их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: