Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Догматы и богословские мнения




Церковь никогда не догматизировала только ради того, чтобы нечто догматизировать, по крайней мере, Правосл. Церковь. У католиков проявл-ся противоположная тенденция - догматизировать все, что только можно догматизировать. Для Православия всегда был характерен обратный подход - догматизировать только самое необходимое, самое существенное для нашего спасения.

Но помимо догматов в Божеств. Откровении содержится много таинственного и не вполне ясного. Наличие этой области таинственного в Божеств. Откровении обуславливает существование богословских мнений.

Богословское мнение - это суждения по вопросам веры, к-рые могут быть высказаны или каким-то церковным органом, напр, Собором, или каким-то отдельным богословом, или группой богословов, т. е. суждения по вопросам веры, к-рые не имеют общецерковного признания.

Но не следует это понимать в том смысле, что в догматич. богословии возможен произвол, безответственная фантазия. Богослов. мнение находится под строгим контролем со стороны Церковного Предания.

По отношению к богосл. мнениям применяются след. критерии:

1. критерий истинности богосл. мнений, к-рый означает согласие со Свщ. Преданием,

2. критерий допустимости богосл. мнения, т. е. непротиворечие со Свщ. Преданием. В принципе догматич. богословие может терпеть любое богосл. мнение, к-рое не находится в противоречии со Свщ. Преданием.

Примеров богосл. мнений можно привести много, это и вопрос о составе человеч. природы (дихотомисты и трихотомисты, т. е. те, кто считает, что человек, человеч. природа слагается из 2х составляющих - души и тела, и трихотомисты, к-рые считают дух самостоят. началом, самостоят. субстанцией в человеке, к-рая отлична от души и не менее радикально, чем душа отлична от тела).

Можно сюда же назвать вопросы, связанные, напр, с бесплотностью ангелов и человеч. душ, т. е. явл-ся ли ангелы чисто бесплотными существами, или они обладают некой особой тонкой ангельской телесностью.

Также и вопрос о происхождении человеч. души, с одной стороны, креационистский подход, согласно к-рому каждая душа в определенный момент творится Богом из ничего, с другой, мнение о рождении, согласно к-рому душа каждого человека, приходящего в мир, происходит неким таинственным образом от душ его родителей и т. д.

В основном, это таинственные вопросы онтологии, к-рые вряд ли могут получить окончательное разрешение в веке сем и к-рые не имеют существенного значения для человеч. спасения.

Следует отличать от богослов. мнений нек-рые вероучительные истины, к-рые признаются всей полнотой Правосл. Церкви, но к-рые в строгом смысле не явл-ся догматами, т.к. никогда не обсуждались и не утверждались Вселенскими Соборами, но имеют значение, не меньшее, чем догматы, к-рые на Соборах обсуждались. Не обсуждались они потому, что относительно этих истин в Церкви никогда не было никаких серьезных споров, собирать по поводу них Вселенский Собор было бы бессмысленно.




Какие это истины? Напр, творение Богом мира "из ничего", тварность и бессмертие человеч. души, богоустановленность церковных таинств и т. д. Все это - вероучительные истины, к-рые всей полнотой Церкви признаются, и их значение не ниже, чем догматов.

В богослов. лит-ре вы можете встретить такие выражения как, напр, "догмат воскресения", "догмат искупления", "догмат о Церкви". В принципе, это корректные и допустимые выражения.

От частных богослов. мнений, к-рые встречаются у тех или иных богословов, нужно отличать ложные богослов. мнения, к-рые могут встречаться не только у простых богословов, но и у св. отцов, т.к. само по себе наименование того или иного учителя отцом Церкви еще не гарантирует того, что у этого человека по тому ли иному вопросу не могло быть ошибочных мнений.

Почему это возможно? Прп. Варсонофий Великий след. образом пытается объяснить факт наличия даже у св. мужей ошибочных мнений. Он пишет след: "Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божий, ибо Апостол говорит "имеется в виду Ап. Павел: «… Отчасти знаем и отчасти пророчествуем» (1 Кор. 13, 9). Святые, получив утверждение свыше, изложили новое (свое) учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т. е. учение неправое… Они (Святые) не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли святым внушено было то, что им преподавали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и, таким образом, мнения учителей их перемешались с их собственным учением…».

Часто ложные мнения, высказываемые тем или иным уважаемым отцом Церкви, явл-ся не продуктом его собственной богослов. работы, а некритическим заимствованием у какого-нибудь учителя прошлого.

Теперь рассмотрим нек-рые определения и разберем основные понятия, к-рые нам понадобятся для изучения курса догматич. богословия.





Дата добавления: 2015-03-08; просмотров: 432; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8593 - | 7070 - или читать все...

Читайте также:

  1. II. Догматы и естественные символы
  2. VI.Выражение своего мнения и отношения к полученной иформации
  3. XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы
  4. Анкета для изучения мнения клиентов (юридических лиц) банка
  5. Богословские воззрения Тертуллиана. Его система
  6. Богословские термины (богословская терминология)
  7. Вальденсы. Прежде чем говорить о ереси альбигойцев, которая, без сомнения, была наиважнейшей из всех ересей и с которой мы начнем их серьезное рассмотрение
  8. Вильямс джеймс о том, как Люди приспосабливаются к Новым мнениям
  9. Вопросник для выявления мнения потребителей относительно товара определенной марки
  10. Глава 28. Изучение общественного мнения (В.Мансуров, Е.Петренко)
  11. Глава V. В повседневной жизни человеку часто приходится проверять свое мнение, сопоставляя его с другими мнениями — родителей
  12. ГЛАВА VI. О чем обменялся мнениями Дон Кихот со своею племянницею и ключницею, и это одна из самых важных глав во всей истории


 

18.232.53.231 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.