К догматич. системам предъявл-ся след. требования

1. отсутствие внутр. противоречий (догматич. система не должна быть внутренне противоречивой, там не должно быть положений взаимоисключающих).

2. проведение четкой границы в процессе изложения между догматами и богослов. мнениями. Это не значит, что при изложении догматич. системы нельзя опираться на богослов. мнения; их можно приводить, но при этом обязательно должно быть подчеркнуто, что это именно богослов. мнение того или иного отца Церкви.

3. Кроме того, предполагается, что догматич. система должна представлять собою не просто набор святоотеческих и библейских цитат по тому или иному догматич. вопросу, но и авторский текст, определенный комментарий, в к-ром автор пытается осмыслить содержание догматич. истин. Сокращенная система догматич. богословия называется катехизисом.

В истории христиан. мысли 1-й попыткой построить догматич. систему была работа известного дидаскала александрийской катехизической школы - Климента Александрийского (конец 2 в.), произведение под названием " Строматы ". Но Строматы - это все-таки не более, чем попытка построения системы, а не система в полном смысле слова.

Именно систему догматич. богословия христиан. вероучения во всей полноте впервые удалось построить преемнику и продолжателю дела Климента - Оригену.

Его труд " О началах " - это 1-я законченная система христиан. богословия. Нет нужды говорить, что эта система оказалась несовершенной, т.к. многие постулаты и предпосылки, на к-рых основывался Ориген, оказались ложными и даже впоследствии подпали под анафемы 5 Вселенского Собора. Несмотря на это, Ориген оказал огромное влияние на развитие последующего богословия, и в течение неск-ких веков система Оригена оставалась единственной целостной системой христиан. богословия. Те же отцы Каппадокийцы учились на системе Оригена, хотя они избежали тех крайностей, к-рые содержались в оригеновых текстах.

Из древних отцов, богословов, что называется, "большого стиля", к-рые пытались построить системы догматич. богословия, следует также отметить свт. Кирилла Иерусалимского, его знаменитые " Огласительные слова ". Это обстоятельный труд, но недостатком его явл-ся невысокий богослов. уровень, т.к. это произведение было обращено не к богословам, а к оглашенным, т.е. тем людям, к-рые еще даже не вступили в Церковь.

Потом можно указать на " Большое огласительное слово " свт. Григория Нисского (4 в) на " Сокращение Божеств. догматов " блж. Феодорита Киррского (1-я половина 5 в.).

Наиболее совершенным трудом, представляющим собой вершину систематизации святоотеческой богослов. мысли, следует признать труд св. Иоанна Дамаскина " Источник знания ", состоящий из3х частей. С точки зрения догматич. богословия особое значение имеет 3я часть этого труда, к-рая известна под названием " Точное изложение Правосл. веры ". Эта книга не утратила своей актуальности до сего дня, на христианском Востоке она являлась учебником богословия в течение многих веков, вплоть до нового времени, когда запад. схоластика стала проникать на правосл. Восток.

Теперь неск-ко слов об отечественной традиции догматистов. В истории рус. богослов. мысли было неск-ко авторов, к-рые брались за построение догматич. систем. Первым нужно назвать митр. Макария (Булгакова), его "Православно-догматич. богословие".

Обстоятельнейший труд, но неск-ко схоластичный. Что такое схоластика по существу своему? Схоластика - это такой метод богословствования, к-рый основан на убеждении в том, что любую вероучит. истину можно логическим, рациональным путем обосновать, и даже доказать.

Этим обусловлено сухое, скучное изложение материала. Конечно, это труд не вполне самостоятельный, он находится под сильным влиянием запад. догматик, но, в целом, труд хороший, прекрасный богослов. справочник, в к-ром можно найти по многим догматич. вопросам хорошую подборку библейских и святоотеч. цитат.

След. труд - "Догм. богословие" архиеп. Филарета Черниговского (Гумилевского) - представляет собой попытку преодолеть то схоластическое влияние, к-рое мы наблюдаем у митр. Макария, но труд этот не получил широкого распространения.

Затем - "Опыт догм. богословия" еп. Каневского Сильвестра (Малеванского). Объемнейший труд в 5ти томах, был он издан в 1892 г. Еп. Сильвестр предложил исторический метод изложения догматов, т. е. сделал попытку показать, как развивалось догматич. учение Церкви в исторической перспективе. В этом его большая заслуга.

"Догм. богословие" протоиер. Николая Малиновского - труд тоже большой по объему и интересно написанный, но неск-ко неровный, там имеются и сильные места и слабые, т. е. к нему нужно относиться с осторожностью, т.к. Малиновский стремился использовать в своем труде как можно больше всевозможных источников и часто подходил к ним некритически.

После 1917 г в рус. богословской традиции попыток построить именно целостную систему догматич. богословия не было, хотя, напр, есть "Догм. богословие" Владимира Николаевича Лосского, но в сущности это есть не более, чем курс лекций по догматич. богословию. Но назвать это догматич. системой в полном смысле слова нельзя.

Но правосл. догматич. богословие развивалось и в 20 в, появлялись новые попытки построения догматич. систем, в основном, у греков. Было несколько греч. авторов, труды к-рых увидели свет уже во 2-й половине 20 в, в частности, профессора Скутерис, Трембелос, Феодору.

Существует попытка построения догматич. системы и в Сербской Правосл. Церкви. Это 3хтомный труд архим. Иустина (Поповича) "Догматика". Этот труд интересен скорее личностью самого автора. Архим. Иустин - один из величайших подвижников нашего времени, но его труд, при всех его достоинствах, не вполне самостоятелен и обнаруживает свою явную зависимость от русских догматистов дореволюц. времени.

Какие принципы лежат в основе построения догматич. систем? Большинство догматистов придерживаются след. принципа изложения, след. принципа построения догматич. систем: о Боге в Самом Себе (Deus in intra), и о Боге в Его явлении твари (Deus ad extra). Именно такой принцип лежит в основе систем митр. Макария, еп. Сильвестра, архиеп. Филарета и других авторов. Все попытки по-другому построить систему догматич. богословия были не очень удачными. Напр, протоиерей Светлой пытался построить всю систему догматики вокруг учения о спасении, протоиерей Лепорский - вокруг догмата о Боговоплощении, но эти попытки не получили признания: Поэтому мы в своем изложении будем придерживаться традиционного метода, сначала о Боге в Самом Себе, т. е. о единстве существа Божия и о Троичности Божества, и, затем уже оБоге, как Творце, Промыслителе, Искупителе, Освятителе и Мздовоздаятеле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: