Евномианская доктрина

У Аэция были ученики, среди к-рых был некто Евномий, родом каппадокиец, занимавший епископскую кафедру в Кизике. Евномий придал диалектике Аэция логическую стройность и законченность.

Он утверждал, что "истинная цель человека и единственное содержание веры... заключается в познании Бога, и притом чисто теоретическом".

В контексте тринитарных споров конца 4 в. был поставлен вопрос: "Как вообще возможно богопознание?"

Для православных ответить на этот вопрос не составляло большой трудности, т.к. правосл. теория богопознания обоснована идеей единосущия, вспомним слова ап. Филиппа на Тайной вечери: "Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас". И Господь ему отвечает: "Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца... Разве ты не веришь, что Я во Отце, и Отец во Мне?" (Ин. 14,8-10).

Таким образом, для православных полнота богопознания возможна во Христе в силу единосущия Отца и Сына. Естественно, что аномеи, бывшие крайними арианами, не могли принять такой гносеологии и вынуждены были создавать собственную теорию познания. За детальную разработку этой арианской теории познания и принялся Евномий.

Теория Евномия получила наименование "теории имен". Он утверждал, что все понятия, к-рыми пользуются люди, можно разделить на 2 класса. Первые - это понятия, именованные людьми или понятия "по примышлению". С точки зрения Евномия эти понятия суть некие логические фикции, к-рые только условно указывают на вещи, по существу это некие клички вещей, к-рые ничего не говорят о природе предметов и никакого объективного знания не содержат.

Этим логическим фикциям Евномий противопоставляет "предметные" имена. Эти имена указывают на самую сущность вещи. Они неразрывно с вещами связаны и явл-ся как бы энергиями вещей. В этих именах открывается премудрость Божия, соответственно и приращенно приспособившая названия каждому сотворенному предмету. Именно эти предметные или софийные имена разложимы в понятия и признаки, они и дают нам объективное знание о мире.

Вот учение Евномия в изложении Л.П.Карсавина: "Бог... проявляет Себя в этом мире плодами Своей деятельности, свидетельствующими о Нем... Бог создал и отношение, и действие и соответствие вещей друг другу; Он согласовал название (имя) с каждой из именуемых вещей сообразно с законами их", т.е., с их сущностью. Таким образом, основные понятия, аристотелевы категории, "имена" нам даны; и состоящее из понятий наше знание, не измышление наше, но знание по происхождению своему откровенное. Когда, напр, Бог повелел возникнуть из ничего земле, он произнес имя земля, и земля появилась как осуществление этого имени. Его же насадил Бог и в нашу душу. Следовательно, исходя из имен или понятий, можно построить логически выражаемую систему и добиться полной ясности".

Теория имен предполагает изначальное согласование, Богом установленное, между миром вещей и структурой человеческого познающего разума. Все вещи творятся в соответствии с определенными категориями, и эти же категории являются врожденными человеческому уму. Цель познания состоит только в том, чтобы установить соответствие между понятиями объективного мира и человеческим умом.

Евномий на этом не останавливается, т.к. споры о способах и границах познания в 4 в. были прежде всего связаны с вопросом о богопознании.

Наряду с именами чувственных вещей имеются также имена вещей умопостигаемых, тоже заключающих в себе самое точное воспроизведение именуемого. В частности, имеются имена Божий, а если это так, то можно знать Бога не хуже, чем Он Сам знает Себя.

В нек-рых учебниках, излагающих данный предмет, говорится, что Евномий утверждал, что Божеств. сущность познаваема, но это не совсем так, в действительности у Евномия нет мнения, что Божеств. сущность познаваема. Он говорит об именах, к-рые наиболее полно и адекватно выражают сущность, но не говорит о познании сущности как таковой.

По Евномию цель человека как субъекта познания, состоит в том, чтобы из всего множества Божеств. имен найти такое имя, к-рое в наибольшей бы степени соответствовало природе Божества. Повторяя своего учителя Аэция, Евномий говорит, что таким именем, к-рое применимо только к Богу и неприменимо к твари является имя "нерожденный". Именно это слово явл-ся наиболее полным выражением Божеств. сущности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: