Учение свт. Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии

Свт. Григорий Палама подверг учение Варлаама основательной критике.

Во-1-х, свт. Григорий исходит из того, что Бога нельзя отождествлять с философским понятием "сущности". При этом свт. Григорий ссылается на Исх. 3, 14. Бог, открывая Себя Моисею, говорит "Я есмь Сущий", а Сущий - это Тот, Кто больше сущности. Сущий есть Тот, кому сущность принадлежит. Следовательно, Бог - это не просто сущность, это Личность.

Далее свт. Григорий обосновывает вечность божеств. энергий. Его рассуждения строятся след. образом: если бы Бог не имел энергий (под энергиями свт. Григорий понимает ведение, мудрость, творчество, славу, свет и т. д.), то не был бы Богом. В самом деле, все тварные существа обладают определенными энергиями, в к-рых они себя проявляют. Есть ли какие-то основания отказывать в этих энергиях Богу? Если бы Бог не имел этих энергий, то Он не был бы Богом. Если бы эти энергии Бог приобрел лишь со временем, напр, по сотворении мира, то тогда нам следует заключить, что до этого момента Бог был несовершен, что противоречит учению о Боге как абсолютном существе.

Прп. Максим Исповедник, на к-рого ссылался свт. Григорий, писал, что "бытие, и жизнь, и святость, и могущество суть действия Бога, не со временем приобретенные". А поскольку и тварные существа имеют природные действия, то конечно, и Бог должен обладать природными действиями. Поэтому Бог никогда не был без действия и жизни.

Ссылается свт. Григорий и на тексты Св. Писания. В Первосвященнической молитве Господа Иисуса Христа (Ин. 17, 5) говорится о славе, к-рую Сын Божий имел у Отца прежде бытия мира. Следовательно, слава как одна из Божеств. энергий, - вечна.

Ссылается он и на 2 Пет. 1, 4, где апостол говорит, что нам надлежит "стать причастниками Божеского естества". Эти слова на Востоке всегда использовались, как библейское обоснование возможности подлинного обожения, т. е. реального соединения человека с Богом.

Таким образом, полемика свт. Григория Паламы против Варлаама носит не теоретический, а сугубо практический характер. Свт. Григорий прежде всего ставил себе целью защитить дух. опыт, и даже не только собственный опыт или опыт афон. монахов, а опыт, к-рый пронизывает собой всю аскетическую традицию Восточ. Церкви.

Учение свт. Григория Паламы получило наименование учения о непознаваемости Божеств. сущности и о познаваемости Бога в нетварных энергиях.

Это учение можно свести к след. основным положениям:

1. Между сущностью и энергией существует "богодостойное различие". Сущность есть причина энергии. Сущность не допускает причастности себе, энергия - допускает. О сущности Божества можно говорить только в единств. числе, об энергии - во множественном. Сущность Божества не именуема (т. е. не выразима никаким именем, о ней можно говорить только в отрицательных формулах), в то время как энергия именуема.

2. Энергия есть нетварная Божеств. благодать (т. е. не сотворенная). Она исходит из сущности, но в своем исхождении от сущности не отделяется.

3. Различение в Боге между сущностью и энергией не противоречит простоте Божества. С подобного рода примерами мы встречаемся и в тварном мире. Напр, таким примером может служить по мысли свт. Григория человеч. ум, т.к., с одной стороны, в человеч. уме мы можем различать сущность, а с другой - различные действия и способности, к-рые уму присущи. Но, несмотря на такое различие, никто не будет утверждать, что человеч. ум есть нечто сложное и состоящее из элементов.

4. Энергию можно именовать "Богом". Энергия -это Сам Бог, или, правильнее сказать, особый образ бытия Бога вне собственной сущности

5. Причастность Богу есть причастность Его энергиям, а никак не сущности.

Учение свт. Григория, к-рое разделяли и последующие отцы (Николай Кавасила, свт. Марк Эфесский и др.), имеет основание в Св. Писании, где можно найти 2 вида высказываний о возможности для человека познать Бога.

Одни говорят о недоступности Бога для нашего познания. Напр, слова 1 Тим. 6, 16 о том, что Бог "обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может". Или Иов. 36, 26, когда один из друзей Иова, Елиуй, говорит: "Бог велик, и мы не можем познать Его"...

Но, по крайней мере, не меньше и таких высказываний, где говорится о возможности познания Бога, о возможности непосредственного видения, созерцания Божества. Напр, у прор. Исайи, его знаменитое видение в храме (Ис. 6, 5): "глаза мои видели Царя, Господа Саваофа". Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди (Мф. 5, 8), говорит, что "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".

Таким образом, есть 2 группы, противоречащих на 1-й взгляд друг другу высказываний. Согласно учению свт. Григория все тексты Св. Писания, к-рые говорят о непознаваемости Божества, нужно относить к непознаваемой божеств. сущности, а те, к-рые, напротив, говорят о возможности познания Бога, о возможности непосредственного его видения, следует относить к божеств. энергиям.

К непознаваемой божеств. сущности относятся слова ап. Павла из 1 Кор. 2, 11 "Божьего никто не знает, кроме Духа Божия". Здесь имеется в виду божеств. сущность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: