Учение о существе Божием

Содержание учения о существе Божием

Сущность Божия для человеч. познания недоступна и, следовательно, содержанием этого учения явл-ся не сущность Божества, а свойства существа Божия. Причем не просто свойства Божии, а существенные свойства Божии.

Существенные свойства - это те свойства, к-рые принадлежат самому существу Божию и отличают Его от всех прочих существ, т. е. свойства, общие всем Лицам Св. Троицы. Существенные свойства следует отличать от личных или ипостасных свойств.

В Исх. 3, 14 Господь открывает Свое имя как "Сущий", по-славянски "Сый". Вот как толкует значение этого имени свт. Григорий Богослов (цитата эта встречается в 2 словах свт. Григория, 38 и 45): "Сим именем - пишет св. Григорий, - именует Он (Бог) Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, к-рое не начиналось и не прекратится".

Из этих слов мы заключаем, что Бог, во-1-х, явл-ся Личностью и, во-2-х, заключает в Себе безграничную полноту бытия. Эти 2 истины обусловливают деление божеств. свойств на 2 большие группы:

1-я группа свойств обусловлена тем, что Бог обладает полнотой бытия, обладает абсолютной сущностью. Свойства, к-рые относятся к совершенствам Его бытия в современном правосл. богословии называются апофатическими. В дореволюционных учебниках и пособиях обычно их называют онтологическими;

2-я группа свойств обусловлена тем, что Бог есть духовно-разумное существо, или Личность, к-рая благоволит открыть Себя людям. Свойства, к-рые характеризуют Бога как Личность, как духовно-разумное существо, называются катафатическими, или, опять же, по несколько устаревшей терминологии – дух. свойствами.

Б.14. В.1. ПОНЯТИЕ ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ БОЖИИХ: САМОБЫТНОСТЬ. НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ. ВЕЧНОСТЬ. НЕИЗМЕРИМОСТЬ И ВЕЗДЕПРИСУТСТВИЕ.

Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих

Эти свойства характеризуют совершенство Божеств. природы, совершенство Божеств. бытия. Но божеств. природа абсолютна и человеч. язык, наш понятийный аппарат не способны выразить эту полноту Божеств. совершенства.

Наш язык, все наши понятия сформировались в процессе изучения тварных вещей, а тварные вещи с абсолютной сущностью несоизмеримы. Поэтому говорить о совершенствах божеств. природы можно только в отрицательных терминах.

Апофатические свойства - это свойства, получаемые путем отрицания недостатков и ограничений, свойственных конечному, тварному бытию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: