Б. 19. В. 1. Духоборчество. Тринитарные заблуждения после 2 Вселенского Собора

Духоборчество

След. ересью, с к-рой пришлось иметь дело Церкви, было духоборчество. Духоборчество родилось из арианского источника. Суть этого заблуждения в том, что его приверженцы отрицали единосущие Святого Духа Отцу и Сыну, умаляя тем самым достоинства Святого Духа.

Другое название духоборчества - македонианство, по имени архиеп. Константинопольского Македония, умершего в 360 г. Насколько сам Македонии был причастен к возникновению этой ереси - вопрос спорный. Вполне возможно, что эта ересь возникла после его смерти, его именем и авторитетом как епископа столицы восточ. части Империи могли Прикрываться еретики-духоборцы.

В полемике против духоборцев свт. Афанасий Александрийский и великие Каппадокийцы применяли ту же методику, что и в споре с арианами. Согласно свт. Афанасию и свт. Василию Великому, Святой Дух явл-ся началом и силой освящения и обожения твари и потому, если Он не есть Бог совершенный, то тщетно и недостаточно подаваемое Им освящение.

Т.к. именно Дух Святой усвояет людям искупительные заслуги Спасителя, то, если Он Сам не явл-ся Богом, то Он не может сообщить нам благодать освящения и, следовательно, спасение человека, реальное обожение невозможно.

Трудами Каппадокийцев был подготовлен 2-й Вселенский Собор. На нем учение о Святой Троице было окончательно утверждено, и Никейское Православие было признано истинным исповеданием Правосл. веры в том толковании, к-рое дали ему великие Каппадокийцы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: