Духовность и бестелесность

В Евр. 1, 6-7 ангелы прямо называются "духами". В Свщ. Писании ангелы предстают как существа, имеющие дух. природу.

В Кол. 1, 16 ангелы называются невидимыми, т.к. им не свойственна грубая телесность. Господь по Воскресении говорит: "Дух плоти и костей не имеет" (Лк. 24, 39). Но, несмотря на то, что мы называем ангелов духовными и бестелесными, в Свщ. Писании они всегда предстают в каких-либо чувственных образах, чаще всего в образах человеческих. По толкованию св. отцов чувственные образы, в к-рых явл-ся ангелы, - это их временное состояние, а не выражение их существа. Блж. Феодорит объясняет: "Знаем, что природа ангелов бестелесна, а принимают они образ в пользу видящих".

То же говорит и Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение...): "Ангелы, являясь по воле Божией достойным людям, явл-ся не такими, каковы они сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их".

Говоря о бесплотности ангелов нужно иметь в виду, что по Учению свв. отцов бесплотность относительна. Тертуллиан, свт. Василий Великий и многие другие свв. отцы считали, что всему тварному свойственна нек-рая вещественность. Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: "Бестелесным же и невещественным называется ангел по сравнению с нами, ибо все, в сравнении с Богом Единым, несравненным, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество всецело невещественно и бестелесно. Посему же ангелы также имеют вид и ограниченность, свойственную своей природе. Одно Божеское Существо неописанно, совершенно безвидно, необразно и неограниченно".

В середине прошлого века в РПЦ имел место богослов. спор между 2мя ныне прославленными свтт. Игнатием (Брянчаниновым) и Феофаном Затворником о телесности ангел. природы. Свт. Феофан отстаивал точку зрения полной бестелесности ангелов.

Свт. Игнатий защищал мнение об относительной телесности ангелов. Этот вопрос в Православии не догматизирован, и никому не запрещено держаться любого из этих мнений. Впрочем, в постановлениях 12 Вселенского Собора о церковном искусстве отмечается, что ангелы все же обладают нек-рой телесностью: "Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности, и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими воздухообразными или огненными телами".

При этом отцы Собора ссылались на Евр. 1, 7: "Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь".

Был поставлен вопрос о возможности изображать ангелов на иконах. С др. стороны, признать ангелов совершенно бестелесными, значит отказаться от попыток их изображать. Чтобы обосновать возможность их изображения, отцы Собора указывают на тонкую огненную, воздухообразную или эфирную телесность ангелов.




double arrow
Сейчас читают про: