Духовность и бестелесность

В Евр. 1, 6-7 ангелы прямо называются "духами". В Свщ. Писании ангелы предстают как существа, имеющие дух. природу.

В Кол. 1, 16 ангелы называются невидимыми, т.к. им не свойственна грубая телесность. Господь по Воскресении говорит: "Дух плоти и костей не имеет" (Лк. 24, 39). Но, несмотря на то, что мы называем ангелов духовными и бестелесными, в Свщ. Писании они всегда предстают в каких-либо чувственных образах, чаще всего в образах человеческих. По толкованию св. отцов чувственные образы, в к-рых явл-ся ангелы, - это их временное состояние, а не выражение их существа. Блж. Феодорит объясняет: "Знаем, что природа ангелов бестелесна, а принимают они образ в пользу видящих".

То же говорит и Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение...): "Ангелы, являясь по воле Божией достойным людям, явл-ся не такими, каковы они сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их".

Говоря о бесплотности ангелов нужно иметь в виду, что по Учению свв. отцов бесплотность относительна. Тертуллиан, свт. Василий Великий и многие другие свв. отцы считали, что всему тварному свойственна нек-рая вещественность. Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: "Бестелесным же и невещественным называется ангел по сравнению с нами, ибо все, в сравнении с Богом Единым, несравненным, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество всецело невещественно и бестелесно. Посему же ангелы также имеют вид и ограниченность, свойственную своей природе. Одно Божеское Существо неописанно, совершенно безвидно, необразно и неограниченно".

В середине прошлого века в РПЦ имел место богослов. спор между 2мя ныне прославленными свтт. Игнатием (Брянчаниновым) и Феофаном Затворником о телесности ангел. природы. Свт. Феофан отстаивал точку зрения полной бестелесности ангелов.

Свт. Игнатий защищал мнение об относительной телесности ангелов. Этот вопрос в Православии не догматизирован, и никому не запрещено держаться любого из этих мнений. Впрочем, в постановлениях 12 Вселенского Собора о церковном искусстве отмечается, что ангелы все же обладают нек-рой телесностью: "Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности, и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими воздухообразными или огненными телами".

При этом отцы Собора ссылались на Евр. 1, 7: "Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь".

Был поставлен вопрос о возможности изображать ангелов на иконах. С др. стороны, признать ангелов совершенно бестелесными, значит отказаться от попыток их изображать. Чтобы обосновать возможность их изображения, отцы Собора указывают на тонкую огненную, воздухообразную или эфирную телесность ангелов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: