Отношение ангелов к пространству и времени

Утверждать бытие вне времени и пространства возможно только по отношению к Богу. Что касается ангелов, то они как существа тварные и, следовательно, ограниченные, в определенной степени зависят от этих категорий тварного бытия. С одной стороны, из Свщ. Писания видно, что по отношению к свойствам пространства и времени ангелы обладают несравненно большей свободой, чем люди. В частности, они могут перемещаться с огромной скоростью, при этом они не удерживаются, как говорит св. Иоанн Дамаскин, "ни стенами, ни дверями, ни законами, ни печатями и пребывают в местах, постигаемых только умом" (кн. 2, гл. 3). Место пребывания ангелов в Свщ. Писании называется различно, напр, "небо небес" (3 Цар. 8, 27), или "3-е небо" (2 Кор. 12, 2). Что это такое, Свщ. Писание не конкретизирует.

По природе ангелы не имеют вида, подобно телам, и поэтому не имеют троякого измерения. С др. стороны, они невездесущи, духовно присутствуя там, где им поведено, они не могут одновременно действовать и здесь, и там. Когда они находятся на небе, их нет на земле, когда Богом посылаются на землю, они не остаются на небе, т. е. в определенной степени они все же ограничены в пространстве, т.к. не обладают свойством вездеприсутствия.

Вечность ангел. мира не тождественна вечности Божественной, т.к. ангел. мир имеет начало. Кроме того, ангел. мир подвержен изменению, так, мы знаем, что часть ангелов пала. У свв. отцов встречаются высказывания о том, что ангелы способны непрестанно возрастать в стяжании вечных благ, что также предполагает нек-рую соотнесенность со временем.

Бессмертие

Свойством ангел. природы явл-ся бессмертие (Лк. 20, 36). Но как бессмертны ангелы: по природе или по благодати? По этому вопросу существует 2 святоотеч. мнения. 1-е высказывает св. Иоанн Дамаскин. Он считает, что ангелы бессмертны не по природе, а по благодати, ибо все, что имеет начало, имеет и конец, и ангелы, будучи сотворены, рано или поздно должны прекратить свое существование, и не прекращается оно только по благодати Божией.

Свт. Григорий Палама, напротив, считал, что ангелы бессмертны по природе, ибо если отрицать бессмертие ангелов по природе, тогда невозможно объяснить вечные муки. В состоянии полной отверженности падшие ангелы уже не будут причастны Божеств. благодати, но, тем не менее, они не прекратят свое существование. Следовательно, они бессмертны не по благодати, а по своей собств. природе. Ни то, ни другое мнение не имеет характера догмата.

Б.30. В.1. СОВЕРШЕНСТВО АНГЕЛЬСКОЙ ПРИРОДЫ. ЧИСЛО АНГЕЛОВ. НЕБЕСНАЯ ИЕРАРХИЯ. АРХАНГЕЛЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: