Вменение первородного греха

Правосл. Востоку всегда был чужд запад. юридизм, и первородный грех рассматривался прежде всего как порча природы, а не как грех, в к-ром повинны все люди. Но и восточ. отцы не отрицали, что мы несем наказание за преступление Адама, хотя и не так, как за свои личные грехи. Это наказание состоит, во-1-х, в том, что все люди, рождающиеся через брак, подлежат закону смерти. Св. Ап. Павел пишет, что смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама (Рим. 5, 14). Изъясняя этот текст, свт. Феофан Затворник отмечает, что не личные грехи каждого человека, а первонач. грех Адама явился причиной смерти. Хотя среди потомков Адама были и особенно развращенные грешники (напр, допотопные исполины, жители Содома), преступления к-рых наказывались смертью, но это было, как пишет свт. Феофан, «не первоначальное... присуждение смерти, а только ускорение срока смерти, уже присужденной всем» (Толк, на Рим. 1-8 гл.). Этого приговора не избежала даже Божия Матерь, ставшая, как и прочие люди (кроме Христа), по Своему рождению причастницей природы ветхого Адама.

Первородный грех явл-ся наказанием еще и потому, что получивший испорченную природу человек не может войти в Царство Небесное (Ин. 3, 5). Даже невинные младенцы подлежат этому наказанию, хотя они, как не имеющие личных грехов, избавлены от вечных мучений. Карфагенский Собор 418 г провозгласил анафему тем, кто отвергает необходимость крещения младенцев, и подчеркнул, что они, не имея личных грехов, все-таки крестятся «истинно во отпущение грехов» (правило 124), т.е. «первородный грех» или «прародительская скверна» в данном случае по своему результату приравниваются к преступлению закона Божия, т.к. в силу плотского рождения всякий человек уже подлежит наказанию - лишается Царства Небесного.

Таким образом, первородный грех вменяется двояко - всякий человек, обладающий природой падшего Адама, подлежит смерти и лишается Царства Небесного. Эта печальная реальность кажется многим несправедливой - почему из-за преступления одного человека, Адама, страдают его невинные потомки. В оправдание этой кажущейся несправедливости нек-рые св. отцы указывают на общий закон природы, согласно к-рому от подобного всегда происходит подобное: от подверженного страстям рождается страстный, от грешника - грешник. Наиболее глубокое решение этого вопроса дает св. Ап. Павел, к-рый пишет: «Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием Одного сделаются праведными многие» (Рим. 5, 19).

Апостол не отвечает прямо на вопрос - справедливо или несправедливо то, что невинные люди страдают за преступление Адама. Он обращает внимание на другое. Христос Своим искупительным подвигом устранил всякий повод к недовольству. Чтобы достичь великой цели Промысла, нужно было спасти человека, спасти от тяжкого закона рождения с его последствиями, страстностью и тлением. Естеств. средствами сделать это было невозможно. Это силен был совершить 1 только Бог. Лишь сообщение человечеству Божеств. благодати, препобеждающей осуждение и немощь естества, могло даровать человеку спасение. Этот новый поток Божеств. силы, как подчеркивает Ап. Павел, вошел и распространился в человечестве таким же путем, каким тление и смерть перешли от первого Адама. Как ветхий Адам, уклонившись от своего назначения, распространил на всех потомков своих плотское рождение, грех и тление, так Новый Адам, осуществив все, чего не достиг праотец, стал родоначальником нового человечества и распространил на него силу дух. безгрешного рождения, освободил его от греха, избавил от тления и приводит к конечной цели Промысла - обожению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: