Г. День 4-й

"Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,

И мы плывем - пылающею бездной

Со всех сторон окружены". Ф.И.Тютчев

В 4-й день Богом были созданы светила небесные: солнце, луна и звезды (Быт. 1, 14-19). Св. Иоанн Дамаскин вслед за каппадокийцами считает, что "в светила Творец вложил первозданный свет (свет очутился в светилах), ибо светило - не самый свет, но вместилище света". "Тогда (т.е. в 1-й день), - пишет свт. Василий Великий, - произведено само естество света, а теперь приготавливается это солнечное тело, чтобы оно служило колесницей], тому первобытному ясному и невещественному свету" т.е. светила". Свт. Григорий Нисский пишет что солнце, луна и звезды заимствовали свое бытие от первозданного света, но состав каждого светила приведен в совершенство в 3 дня. Язычники, как известно, солнце, луну и звезды почитали за божества и служили им. По Библии, наоборот, планеты и звезды служат Творцу, исполняют Его волю. Хотя в библ. текстах встречается олицетворение светил (Быт. 2, 1 - они называются "воинством небесным"; Суд. 5, 20 - они "сражаются"), мы должны понимать подобные тексты как аллегории. В период дух. упадка у нек-рых евреев бытовали астральные культы (Иштар-Венера - Иер. 7, 18).

Светила с их равномерным вращением определяют ритмичную смену дня и ночи, необходимую для живых существ, а также смену времен года. Они освещают землю, явл-ся ориентирами ночью. Одни из звезд видны в одно время года, другие - в другое. В разные годы звезды различным образом выстраиваются, поэтому могут служить для определения "времен, и дней, и годов". Светила явл-ся чудесными знамениями, напоминающими о Всемогуществе Творца, что во все времена вдохновляло поэтов.

Как искры сыплются, стремятся,

Так солнцы от Тебя родятся;

Как в мрачный ясный день зимой

Пылинки инея сверкают,

Вертятся, зыблются, сияют, -

Так звезды в безднах под Тобой

Светил возженных миллионы

В неизмеримости текут;

Твои они творят законы,

Лучи животворящи льют.

Г.Р. Державин

Деление первонач. света на светила было вызвано, по мысли отцов, Промыслом Божиим о тварях, "ибо животные имеют глаза и не вынесли бы преизбытка света; свет же, разделенный на малые и большие светила, издает сияние, соразмерное зрению животных". Св. Феофил Антиохийский указывает, что "...солнце есть образ Бога, а луна - человека. Если первое пребывает как бы неизменным и всегда совершенным, то луна каждый месяц умаляется и как бы умирает, а потом вновь нарождается, символизирует будущее Воскресение. Светила светлые и блестящие - образы пророков, менее светлые - праведников, блуждающие и падающие - образ нечестивых и богоотступников". Возможно, этот мотив нашел свое преломление в тропаре св. отцам: "Благословен еси Христе Боже наш, светила на земли, отцы наши основавый..."


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: