Предъевхаристический синаксис по «Постановлениям апостольским»

«Постановления апостольские» — тоже компилятивный памятник. Первые 6 книг его представляют переработку сирийской Дидаскалии — памятника, написанного в северной части Сирии в первые декады 3 века для христиан, обращенных из язычества. Моделью для составления сирийской Дидаскалии служил литургико–канонический памятник христианской письменности первых лет 2 века «Учение 12ти апостолов», в сокращенном названии «Дидахэ». Составитель «Постановлений апостольских» положил «Дидахэ» в основу 7 книги своего труда, дополнив его евхаристическими молитвами, возникшими к его времени на основе евхаристических молитв того же памятника («Дидахэ»), а также наставлениями готовящимся к принятию крещения и чинопоследованием последнего; книга кончается утренним и вечерним гимнами и молитвой «по насыщении». Начало 8 книги заимствовано из трактата Ипполита Римского «О дарованиях», затем следует молитва хиротонии во епископа и чинопоследование Евхаристии (так называемая Климентова литургия), наставления литургикоканонического порядка и молитвы. Интерполяцию и соединение перечисленных древних литургико–канонических книг в единый литературный труд относят ко времени около 380 года и местом переработки называют Сирию, другие — Сирию или Константинополь.

В «Постановлениях апостольских» предъевхаристический синаксис упоминается дважды — во 2 и в 8 книгах. Во 2 книге синаксис начинается чтением Свящ. Писания. Читают Пятикнижие, книгу Иисуса Навина, книги исторические, учительные и 16ти пророков. Затем поют псалом и продолжают чтения: книгу Деяний апостолов, послания и Евангелие. Следует проповедь. Проповедуют все пресвитеры и заканчивает епископ.

В 8 книге излагается Климентова литургия, в данном случае совершаемая после хиротонии епископа. Епископы сажают хиротонисованного на его кафедру, и весь народ приветствует его целованием. Читаются закон, пророки, также Деяния, послания и Евангелия. По окончании чтений рукоположенный приветствует народ словами «Благодать Господа нашего Иисуса Христа» и произносит поучение. После поучения «послушающие» и «неверные» удалялись. Следовали молитвы отпуста 4-х разрядов людей, не могущих присутствовать при совершении Евхаристии:

1. оглашаемых,

2. одержимых от духов нечистых,

3. просвещаемых и

4. кающихся.

Каждая из этих групп, выслушав относящееся к ней моление и приняв благословение епископа, покидала храм. Евхаристия начиналась молитвой о верных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: