Предъевхаристический синаксис Египетской Церкви

Источником сведений о предъевхаристическом синаксисе Египетской Церкви служит «Евхологион Сарапиона, епископа Тмуитского» (1-я половина 4 века). Памятник открыл в конце прошлого века в рукописи библиотеки лавры прп. Афанасия Афонского (№ 129) проф. А. А. Дмитриевский. Основное содержание рукописи составляли книги Свящ. Писания Ветхого Завета. Евхологион же представляла 31 молитва.

1-я из них - «Молитва приношения (анафора. — Н. У.) епископа Сарапиона». Следующие 30 молитв имеют надпись «Молитвы Сарапиона, епископа Тмуиса». Т.к. эти молитвы по их содержанию относятся к молитвам греч. евхологиона, проф. А. А. Дмитриевский обобщил их под названием «Евхологион». Он сохранил правописание имени составителя молитв — Сарапион и эти молитвы опубликовал на греч. языке с переводом на русский.

Сарапион принадлежал к клиру Александрийской Церкви. Около 282 года он был поставлен начальником огласительного училища. Здесь, в Александрии, позднее он сблизился со свт. Афанасием. Во время арианской смуты Сарапион удалился в пустыню. Здесь около него образовалась монашеская община. Сарапион стал ее игуменом. В пустыне же Сарапион встретился с прп. Антонием и прп. Макарием Великим. Сарапион ценил дружбу с тем и другим великими подвижниками. После смерти прп. Антония он написал его житие, а позднее и житие прп. Макария.

Св. Афанасий, вступив в 326 г на Александрийскую кафедру, вызвал Сарапиона из пустыни и хиротонисал его во епископа города Тмуиса в Нижнем Египте. Дружеские отношения между Афанасием Великим и еп. Сарапионом во всей полноте проявились во время преследования св. Афанасия арианами. Когда имп. Констанций во внутренней политике занял сторону ариан и Афанасий должен был покинуть Александрию и бежать в Рим, Сарапион выступил в защиту своего друга. В числе 100 епископов он подписал адресованное ко всем епископам письмо о положении дел в Александрийской Церкви, а после Сардикийского Собора в 355 г в числе 5 епископов отправился на Запад, где в это время находился имп. Констанций, чтобы доказать ему правоту Афанасия. Смелая речь Сарапиона вызвала гнев императора, и Сарапион был отправлен в ссылку. Год возвращения его из ссылки неизвестен. Неизвестен и год его кончины. Полагают — после 360 года.

Слова «1-й молитвы в воскресенье» — «Молю же, Духа Святого пошли в нашу мысль и дай нам изучить Божественное Писание от Святого Духа и истолковать ясно и достойно, чтобы весь присутствующий народ получил пользу», — указывают на то, что по прочтении этой молитвы следовали чтения из Свящ. Писания, а затем — поучение. Последнее подтверждает также надпись над 2-й молитвой: «По востании после проповеди».

Далее даны 7 молитв:

1. «Молитва об оглашаемых»;

2. «Молитва о болящих»;

3. «Молитва о плодоношении»;

4. «Молитва о Церкви», в к-рой испрашивалась помощь Божия всем верным — мужчинам, женщинам и детям;

5. «Молитва о епископе и о Церкви» (эта молитва состояла из ряда молений о членах Церкви, особо — о епископе, затем — о пресвитерах, диаконах, иподиаконах, о чтецах и толкователях, о всех принадлежащих к Церкви, особо — о монашествующих и девственницах, и о вступивших в брак мужчинах и женщинах, и о детях);

6. «Молитва коленопреклонения» и

7. «Молитва о народе».

Последняя относилась не только к членам Церкви, но к народу в широком смысле значения этого слова, чтобы народ жил честно и непорочно, о начальниках, о свободных и рабах, о мужчинах, женщинах и детях, о бедных и богатых, о плавающих, путешествующих, о скорбящих, нуждающихся, о нищих, узниках и больных.

Отдельную группу составляли 3 молитвы руковозложения:

1. «Молитва на руковозложение оглашаемых»,

2. «Молитва на руковозложение мирян» и

3. «Молитва на руковозложение больных».

Таким образом, оглашаемые слушали чтение Свящ. Писания и поучение, затем произносились о них молитвы и предстоятель читал над ними молитву руковозложения, после чего они удалялись из храма и все дальнейшее чинопоследование уже относилось к литургии верных.

После перечисленных 12 молитв в Евхологионе имеется приписка: «Все эти молитвы читаются перед молитвой приношения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: