Модели и формы коммуникативной деятельности

Для понимания специфических особенностей коммуникативной деятельности важное значение имеет моделирование поведения субъектов общения.

Существуют следующие модели общения:

Ø в познавательной модели общения реализуется цель передачи информации, значимой для другого субъекта общения;

Ø в убеждающей модели общения через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга;

Ø в экспрессивной модели общения реализуется цель передачи чувства, оценки, состояния друг другу;

Ø в суггестивной модели общения реализуется цель оказания внушения или внушающего воздействия;

Ø в ритуальной модели общения реализуется задача формирования системы психологической поддержки норм отношений.

Убеждающая модель общения:

А) цель - вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;

Б) условия опора на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;

В) формы коммуникативных процессов воздействия:

− торжественная речь;

− поздравление;

− напутствие;

− комплимент;

Г) технологические особенности организации коммуникативного действия:

− опора на эмоциональный настрой партнера;

− учет контраргументации и критической позиции одного партнера по отношению к другому;

− эмоциональное отношение к предмету общения.

Познавательная модель общения:

А) цель – передать информацию и расширить информационный фонд друг друга;

Б) условия – учет познавательных возможностей партнеров по общению, их интеллектуальных способностей и установок на общение;

В) формы коммуникативных процессов воздействия:

− отчет о деятельности;

− сообщение о результатах деятельности;

− лекция о принципах понимания или путях решения проблемы;

− реферат по результатам изученных первоисточников информации;

− информационно-аналитическое выступление;

Г) технологические особенности организации коммуникатив-ного действия:

− концентрация внимания на предмете информирования;

− рационализация изложения материала;

− логически безупречная аргументация;

− доказательность всех выдвигаемых положений;

− подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.

Экспрессивная модель общения:

А) цель - передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового);

Б) условия - опора на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения;

В) формы коммуникативных процессов воздействия:

− рассказ о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения;

− мотивированный призыв;

− анализ возможных последствий;

Г) технологические особенности организации коммуникатив-ного действия:

− краткость изложения;

− ситуативная обусловленность;

− яркость жестикулирования;

− демонстративный характер поз;

− интонирование голосом;

− аффектация и акцептация;

Суггестивная модель общения:

А) цель оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности;

Б) условия - некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;

в) формы коммуникативных процессов воздействия:

− внушение через мотивационную сферу сознания;

− внушение через идентификацию;

− внушение через ссылки на авторитет;

− внушение через персонификацию;

− внушение через предупреждение;

г) технологические особенности организации коммуникатив-ного действия:

− опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;

− постоянное разъяснение внушаемых установок;

− формирование аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении;

− интонационная стимуляция внушаемой информации;

− дистанционное управление эмоциональным напряжением и т. д.

Ритуальная модель общения:

а) цель закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечивать психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах;

б) условия — художественно-оформленная среда, канонизация действий и концентрация внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одно­временно);

в) формы коммуникативных процессов воздействия:

− ритуальные акты;

− церемонии;

− обряды;

− обрядовые комплексы;

г) технологические особенности организации коммуникатив-ного действия:

− опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения;

− предварительное заключение конвенции о порядке ритуала;

− концентрация внимания на самоценности ритуальных действий;

− театрализация коммуникативного поведения.

Коммуникативная компетентность – способность к эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами неэффективной коммуникации могут быть:

· стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

· «предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам. Неприятие того, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и собственное;

· отношения между людьми – если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

· отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя;

· пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

· ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

· неверный выбор стратегии и тактики общения.

Выделяют следующие зоны дистанции при человеческом контакте:

Ø интимную (15 – 45 см): в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение.

Ø личную, или персональную (45 – 120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагается только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

Ø социальную (120 – 400): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;

Ø публичную (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Лекция 21. Вербальные средства коммуникации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: