Паралингвистический канал

Тон голоса, высота звука, интонация, скорость речи, вокализации и т.д., т.е. все то, что относят к паралингвистическим средствам коммуникации, также несут и передают смысл, хотя непосредственно языком не являются.

Паралингвистические средства включают в себя как речевые модификации – высота голоса, ударение, темп, ритм речи, паузы, так и вокальные модуляции – смеющийся, плачущий, стонущий, воющий голос.

Пример: простое предложение «Он меня ударил», в котором с помощью подчеркивания ударения на одном из трех составляющих его слов, можно изменить смысловое значение сказанного, отвечая на три разных вопроса:

1. Кто же тебя ударил? – Он меня ударил.

2. Что он тебе сделал? – Он меня ударил.

3. Кого это он ударил? – Он меня ударил.

Специальные исследования и обычные житейские наблюдения свидетельствуют о том, что речь обслуживающего персонала больниц, домов для престарелых, других социальных учреждений имеет ярко выраженное сходство с речью взрослых, адресованной детям.

Коммуникатор (отправитель информации) кодирует свое сообщение. Задача слушателя (получателя информации) состоит в том, чтобы его декодировать и понять, какими намерениями и интересами движим говорящий.

Разговор

Разговаривать для нас так же естественно, как и дышать.

Разговор подчиняется определенным правилам, имеет определенный порядок и структуру.

Выделяются, по крайней мере, три типа разговора:

1. Формализованный, где разговор следует строгой, заранее оговоренной регламентации (например, переговоры).

2. Полуформализованный, где отсутствует предварительно заданная регламентация, но где, тем не менее, строго соблюдаются некие каноны (например, светские беседы)

3. Неформализованный, где также существуют правила, которые, однако, регулируют не внешнюю, а внутреннюю, сущностную сторону разговора.

Неформализованный разговор характеризуется следующими признаками:

Ø Длительность разговора заранее не оговаривается.

Ø Речь, перебивая друг друга, одновременно ведут оба или несколько собеседников.

Ø Порядок вступления в разговор каждого участника и время его высказывания строго не фиксируются и меняются по ходу разговора.

Ø В процессе разговора участники используют различные приемы, чтобы взять слово или перейти в позицию слушателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: