Слова и предложения всегда содержат множество потенциальных смыслов и могут быть многозначными, многосмысленными. Слова имеют как денотацию – прямое или явное значение, так и коннотацию – невыраженное, неявное, но подразумеваемое значение.
Так, например, слова «крыша» или «чердак» в прямом своем значении означают часть здания, дома, но в обиходном, особенно сленговом языке эти слова означают «голову». Отсюда и бытующие высказывания: «крыша поехала» или «чердак варит».
Мы выбираем слова и выражения, которые создают или порождают тот контекст, в котором мы хотели бы видеть свои высказывания. Для этого в распоряжении говорящего (пишущего) имеются следующие средства:
Ø выбор слов и предложений;
Ø создание новых слов и выражений;
Ø выбор грамматической формы высказывания;
Ø выбор последовательности слов, выражений и высказываний;
Ø расстановка ударений, интонации, тон голоса и т.д.
Выбор слов и выражений
Забавный пример: Высказывания «Бутылка наполовину пустая» и «Бутылка наполовину полная» могут характеризовать их говорящего. Так, говорящий о полупустой бутылке, скорее всего, смотрит на ситуацию пессимистически, в то время как говорящий о полуполной смотрит на нее же с оптимизмом.
|
|
От того, какие выбраны слова, особенно глаголы, может зависеть причинное объяснение происходящего (каузальная атрибуция). Когда используются глаголы, свидетельствующие об активности, напористости, то они побуждают слушателей к диспозиционной атрибуции в отношении действующего лица.
Например, в высказывании «Давид победил Голиафа» Давид сразу предстает героем, и именно его героизм послужил причиной победы. Здесь совсем не возникает мысли о том, что, возможно, Голиаф был совершенно больным, беззащитным существом, поэтому и не мог противостоять Давиду, который воспользовался его слабостью.
Создание новых слов и выражений
Этот прием широко задействован в рекламе и идеологии.
Пример: название одного из психотерапевтических направлений – нейролингвистическое программирование (НЛП).