Взаимодействие и партнёрские отношения в рамках аутсорсинга всегда осуществляются на основе специально разработанного договора или контракта (соглашения об аутсорсинге). Процесс аутсорсинга состоит из предпроектной, проектной и послепроектной стадий.
На предпроектной стадии осуществляются согласовательные процедуры по разработке проекта контракта или договора. Как правило, подготовкой проекта контракта занимается группа специалистов предприятия-заказчика, так как именно заказчик формулирует свои требования к потенциальным аутсорсерам. На данной стадии осуществляются и предварительные переговоры и выявляются возможные интересы потенциального аутсорсера.
Готовый проект контракта определённым образом связывает заказчика/клиента, ограничивает выбор поставщика услуг и снижает гибкость при переговорах.
Заказчик ожидает от аутсорсера предоставления услуг высокого качества и при этом заботится о снижении собственных затрат, а для поставщика услуг заключение контракта преследует цели получения прибыли. Обе стороны вкладывают определённые средства в реализацию аутсорсинг-проекта, поэтому вправе рассчитывать на известные выгоды от такого соглашения.
На проектной стадии осуществляется разработка и реализация аутсорсинг-проекта, детали которого оговариваются в контракте об аутсорсинге.
На послепроектной стадии осуществляется оценка результатов аутсорсинг-проекта.
Следует учитывать, что при крупных серьёзных контрактах об аутсорсинге необходимо заключение отдельных договоров на передачу сотрудников, о механизмах расчёта затрат, о выполнении отдельных видов деятельности. Это обеспечивает координацию действий при выполнении условий соглашения об аутсорсинге.
Контракт об аутсорсинге является инструментом управления рисками. Поэтому структура контракта об аутсорсинге и последовательность отдельных положений должна быть удобной для обсуждения. Все согласовательные процедуры по спорным вопросам, если они описаны в контракте, должны проходить чётко и быстро, а также безболезненно в финансовом отношении. Грамотно и профессионально составленный контракт защищает стороны от возможного ущерба и убытков. Для обеспечения эффективного выбора партнёра по аутсорсингу необходимо создать условия для конкуренции потенциальных аутсорсеров.
В этих целях необходимо использовать общепринятую методику заключения контрактов.
Клиенты, строящие отношения с потенциальными поставщиками технологий аутсорсинга, могут воспользоваться:
ñ методом рассылки аутсорсерам приглашений на участие в тендере (ITT);
ñ методом составления заявок на предложения («Request For Proposals» – RFP).
Первый метод, то есть приглашения позволяют предприятию-заказчику, ищущему аутсорсера, изложить свои требования и ожидания от предлагаемой работы на условиях аутсорсинга, настолько подробно, насколько клиент посчитает нужным.
Второй метод предполагает составление заявки аутсорсером, которая по сути своей представляет заявку на предложение аутсорсера клиенту. В заявке отражается: каким образом аутсорсер будет выполнять каждое из требований клиента/заказчика.
Предприятия-заказчики таким образом получают необходимую информацию об аутсорсерах, которые могут участвовать в тендере, могут поэтапно сравнить все аналогичные предложения аутсорсеров и обеспечить для них равные возможности участия в тендере. Данные методы облегчают процесс принятия решения об аутсорсинге.
Однако метод RFP несёт в себе определённые риски. К рискам применения данного метода можно отнести:
ñ концентрация на излишних деталях отводит потенциального клиента в другую сторону;
ñ увеличение сроков для составления заявки-предложения с целью её детальной проработки, зачастую даёт обратный эффект (эффективные RFP составляются в течение нескольких дней);
ñ наличие в заявке посторонней информации или разделов отчётов прошлых лет, сбивающих с толку потенциальных участников тендера;
ñ наличие двусмысленной информации[91].
Обе стороны аутсорсинговых отношений крайне заинтересованы в том, чтобы приглашение содержало нужное количество информации. Любое предприятие, которое желает передать на выполнение даже одну функцию, в приглашении должно представить детальное описание каждого процесса. Высылая свое приглашение, клиент может получить в ответ предварительное предложение аутсорсера.
Однако из-за некорректного обращения к поставщикам аутсорсинговых услуг предприятия-заказчики часто рассылают свои приглашения без предварительного уведомления и серьёзной подготовки. Это может отрицательно повлиять на решение аутсорсера об участии в тендере.
Дж. Брайан Хейвуд предлагает следующий метод построения отношений клиента и аутсорсера в целях снижения неоправданных рисков[92]. Данный метод позволяет максимально повысить уровень обслуживания и увеличить экономию средств будущих участников аутсорсинг-проекта. Метод Хейвуда состоит из взаимосвязанных последовательных шагов:
Шаг 1.Сбор основной информации.
Предприятие-заказчик, обеспечивший себя всей необходимой информацией до переговоров с поставщиками аутсорсинговых услуг, потратит меньше времени и сил, а также вызовет у аутсорсеров больше доверия. Поэтому в приглашении должна быть лишь та информация, которая нужна для подготовки заявки на предложение. Такой информацией должны стать:
ñ Количество сотрудников в подразделениях, подлежащих переводу.
ñ План осуществления каждого процесса (указать количество сотрудников, работающих в каждом отделе, и затрачиваемое ими время).
ñ Местоположение каждого подразделения и формы административной отчетности.
ñ Объяснение того, в чём состоит предоставляемая подразделением услуга.
ñ Сфера IТ (если они существенно влияют на другие функции, передаваемые на выполнение).
ñ Возможные варианты, альтернативные аутсорсингу, которые рассматривались или рассматриваются в данный момент.
ñ История развития предприятия.
ñ Почему предприятие решило обратиться к аутсорсингу.
ñ Возможность создания совместного предприятия.
ñ Предполагаемый срок действия контракта.
ñ Пределы полномочий поставщика услуг.
Шаг 2.Переговоры с поставщиками услуг.
Зачастую клиент не придаёт особого значения первой и второй фазе процесса аутсорсинга, которые предшествуют рассылке предложения. Но если заранее подумать о подготовке почвы для работы с поставщиками услуг, клиента намного больше удовлетворят условия достигнутого соглашения.
Во-первых, нужно решить, к кому из поставщиков следует обращаться. Если клиент считает, что ему пока рано давать о себе подробную информацию, он должен воспользоваться услугами внешних посредников, чтобы установить первоначальный контакт. Однако в большинстве случаев клиент может сохранить свою конфиденциальность, если будет вести переговоры только с высшим руководством поставщика, и настоит на неразглашении предоставляемой информации.
Важной задачей является и определение того, насколько аутсорсер может быть полезным в данной ситуации, что позволит сузить круг конкурентов. Выбирать нужно на основе следующих критериев:
ñ насколько поставщик услуг соответствует культуре клиента;
ñ насколько хорошо он разбирается в передаваемых на выполнение функциях;
ñ наличие технических средств для проведения требуемых изменений;
ñ наличие желания выиграть тендер.
На данном этапе не следует предоставлять аутсорсерам слишком точные цифровые данные, тогда будет меньше проблем с ответами на их вопросы. Потенциальный клиент не всегда уделяет достаточно внимания периоду, предшествующему рассылке предложения, но если он все же следует приведённым выше советам, вероятность заключения выгодной сделки повышается.
Шаг 3.Составление предложения.
Следует помнить, что конкуренция, возникшая из-за рассылки заявок на предложение, выгодна клиенту, а не поставщику аутсорсинговых услуг. Если придётся выбирать между двумя клиентами, один из которых предлагает подписать бесконкурентный контракт, а другой стремится найти поставщика услуг, организовав тендер, любой поставщик выберет первого клиента.
Борьба за подписание соглашения об аутсорсинге сопряжена с большими затратами времени и денег. Однако на заявку достаточно крупного предприятия большинство поставщиков услуг всё же ответят, даже если их шансы на успех не очень высоки. Хотя, вероятно, со временем затраты на подготовку предложения заставят поставщиков изменить свою тактику, даже если они борются за крупного клиента.
В идеале, количество поставщиков услуг, которым рассылается заявка на предложение, не должно превышать трёх или четырёх. После предварительных переговоров с потенциальными поставщиками наверняка появится возможность сократить их список до нескольких кандидатов, от которых можно ожидать такого ответа на заявку, который нужен клиенту.
В заявку следует включить как общую, так и специальную информацию, чтобы поставщики услуг подготовили предложение, не прибегая к дополнительным источникам информации.
Как правило, заявка на предложение должна содержать следующую информацию.
1.Краткая информация о предприятии. Заявка на предложениедолжна начинаться с краткого описания клиента, его истории, положения на рынке в последнее время и нынешних владельцев. Если существует вероятность приобретения или продажи подразделений предприятия, об этом также стоит упомянуть.Необходимо сообщить и о том, какую процедуру нужно пройти для того, чтобы получить разрешение на проведение аутсорсинга.
2.Причины, побудившие составить заявку. В этой части заявки необходимо описать передаваемые на выполнение функции и предоставить всю информацию о них, например срок службы и эффективность используемых систем. Необходимо также объяснить, что побудило предприятие принять решение об аутсорсинге.
Следует предоставить сведения обо всех проектах, как реализуемых, так и планируемых, которые имеют отношение к передаваемым аутсорсеру функциям или могут косвенно повлиять на их выполнение.