Комментарий к Мессе Феникса

Как и в большинстве работ Алистера Кроули, ключ к правильному

пониманию Мессы Феникса таится в номере книги. Как пишет Кроули "44

- специальное число Гора; также, на Иврите оно означает "кровь".

Умножение 4 на число Магии 11 объясняет 4 в ее самом прекрасном

смысле". Но есть и другие важные числовые значения, которые имеет

смысл добавить к объяснению Кроули. 44 - это число таких еврейских

слов как AGLI (Капли), DM (Кровь), DLI (Водолей), и LHT (Пламя).

Кроме того, это число AHIH ChIH (я - Жизнь).

Важно отметить, что этот ритуал - один из двух, написанных Кроули, в

которых используется кровь (второй - относится к высшим тайнам

нашего Ордена, и здесь о нем говорить не подобает).

Как пишет Кроули в своей книге "Магия в теории и на практике",

"Причастие состоит в том, чтобы взять нечто простое, трансмутировать

его в нечто божественное, а затем поглотить его. Всякая магическая

церемония - своего рода причастие....". Далее он говорит, что

"высшая форма Причастия включает в себя только Один освящаемый

элемент. Это одно вещество, а не два вещества; и это вещество не

живое и не мертвое, не жидкое и не твердое, не горячее и не

холодное, не мужское и не женское. Данное причастие секретно во всех

своих аспектах".

Несмотря на эти слова Кроули, дискуссия о природе такого вещества

ведется вполне открыто. Обычно под причастием Одного элемента

понимают сексуальные жидкости, однако, им может быть и кровь,

которая в некоторых магических церемониях (например, при

изготовлении Печений Света), рассматривается как вполне адекватная

замена спермы.

Однако для правильного понимания следует помнить, что в Мессе

Феникса совершается не только причастие Одного элемента, но и

причастие Пяти элементов. В "Магии в теории и на практике" Алистер

Кроули поясняет, что "причастие "пяти" имеет в своей основе вино

(символизирующее вкус), розу (обоняние), пламя (зрение), звон

колокольчика (слух) и кинжал (осязание). Это таинство включено в

Мессу Феникса (в несколько видоизмененной форме)". Вполне очевидно,

что в рассматриваемом ритуале кровь символизирует вкус, а сожжение

Печенья Света - обоняние.

По крайней мере, в Мессе Феникса причастие совершается кровью мага.

Как пишет Кроули, "каждый маг должен совершать эту мессу ежедневно

на закате солнца. Зерно и вино эквивалентны плоти и крови; но

гораздо легче превратить живое вещество в плоть и кровь Бога, нежели

совершать то же самое чудо с мертвой материей".

Использование в ритуале крови вполне понятно. О ее сакральности

говорится еще в Библии ("ваша кровь, в которой жизнь ваша" Бытие

IX:5). Пролитая кровь всегда была символом жертвоприношения. Об этом

писали Гомер и многие другие древние авторы. В данной ситуации важно

подчеркнуть "солнечный аспект" крови. Это можно сделать,

обратившись, к примеру, к алхимии. Здесь "Рубедо" ("работа в

красном") - это последняя стадия алхимического делания, получение

солнечного золота. Конечно, можно вспомнить еще гекатомбы быков, во

славу солнечного бога Митры, и многое другое.

Итак, на закате Маг выполняет солнечную евхаристию. Причащая себя

кусочком солнца и, тем самым, отождествляясь с ним. Лон Майло Дюкетт

пишет: "Этот ритуал столь краток, что Маг может начать его делать,

когда солнце только садится за горизонт, и, таким образом, кровь

заряжается его последними лучами. Именно эта освященная солнцем

Святая Кровь улавливается Печеньем Светом и съедается Магом. Когда

Месса заканчивается, квинтэссенция Солнца благополучно спрятана в

теле Мага. Если выполнять этот ритуал регулярно в течение долгого

времени, тело Мага будет обновлено, клетка за клеткой, этим

божественным солнечным питанием".

Так что же? Месса Феникса - это простой солнечный ритуал, что-то

среднее между Liber Resh vel Helios и Гностической мессой? Да. Но не

только!

Некоторые важнейшие ритуалы Алистера Кроули, по сути, несут в себе

двойной смысл. Ведь человеку, избравшему судьбу Мага, предстоит

решить две задачи. Вначале - это "Путь Света" (Путь L.V.X.), в конце

которого человек встречается со своим Святым Ангелом-Хранителем,

который помогает ему постичь свою истинную Волю и стать Адептом.

Затем - это "Путь Тьмы" (Путь N.O.X.), когда человек преодолевает

Бездну, уничтожая в ней свое "ложное я" и возрождается как "дитя

Бабалон".

Скрытые ссылки на эти две задачи присутствуют во многих работах

Кроули. Вот, например, отрывок из Liber XXXVI (Звездный Сапфир): "В

центре пусть сотворит знак L.U.X.; или же, если он знает его, и

осмелится сотворить его, и сможет сохранить его в тайне - знак

N.O.X.". Стоит напомнить, что, творя знак L.U.X. мы символически

помещаем себя в Сфирот Тифарет, где находится наш Святой

Ангел-Хранитель. Творя знак N.O.X., мы символически пересекаем

пропасть и оказываемся в Сфире Бина - Дворце Госпожи Нашей Бабалон.

Иными словами, такие ритуалы можно выполнять двояко: на начальном

уровне, когда Маг медленно и упорно поднимается по Древу Жизни,

надеясь постичь себя и обрести своего Святого Ангела-Хранителя; и на

заключительном этапе, когда Маг стоит на пороге Пропасти, перейдя

которую, он окончательно отделит себя от мира людей. И нет смысла

спорить, какая трактовка является более верной. Верна та, которая

соответствует уровню знания и умения самого Мага.

Такой же "двойной" смысл таит в себе и Месса Феникса. С одной

стороны - это начальная телемитская практика, предназначенная для

ежедневного исполнения. Но этот же текст предназначен и для изучения

в степени Старшего Адепта (6=5) А.`.А.`., которому вскоре предстоит

ринуться в Пропасть. И в этом случае жертвоприношение крови - уже не

просто причастие, связывающее нас с нашим Солнечным Богом.

Помните заключительные слова Мессы?

"Я теперь следую далее с благодарением,

Чтобы вершить свою Волю на земле

Среди легионов живых".

Весьма занятную интерпретацию этих слов предлагает Кеннет Грант в

своей книге "Магическое Возрождение": "Месса Феникса - в

действительности Месса Вампира. Маг подобно Фениксу, после

пересечения Циклов Времени, или входа в Пещеры Крови, объединяет с

собой свою собственную сущность и поглощает ее". Таким образом,

заключительные слова Мессы Феникса предлагается толковать как знак

N.O.X. (Тьма), куда уходит Адепт, отделяя себя тем самым от мира

живых.

Действительно, вхождение в Пропасть символически отождествляется со

смертью мага, точнее "с полным уничтожением собственной личности -

той, которая ограничивает и угнетает его истинное "я". Как пишет

Кроули, "каждый "Святой" или Маг должен излить в эту Чашу [Госпожи

нашей Бабалон] кровь своей жизни - всю до последней капли. (...) ибо

Маг отдает Госпоже Нашей всю свою жизнь". Стоит напомнить, что в

Книге Лжей, комментируя Мессу Феникса, Кроули говорит о Пеликане как

"птице, которая, согласно легенде, кормит своих птенцов кровью

собственной груди".

В эзотеризме Пеликан символизирует жертвенность, милосердие и

кротость. В христианстве, это жертва Христа. Христос, по Данте, это

"наш Пеликан", - отдавший свою кровь за грехи многих. Отождествлять

Пеликана, отдающего свою кровь и жертвующего собой во имя других и

Вампира, питающегося чужой кровью и жизнями, может, наверное, только

Кеннет Грант. Впрочем, ошибка его вполне логична. Человек, отвергший

три высшие Божественные Сфирот, поставивший на вершину Древа Жизни

Даат и Хоронзона, просто не может мыслить по-другому!

Но Liber XLIV это все-таки не Месса Летучей Мыши и даже не Месса

Пеликана, а Месса Феникса. По словам Кроули, "эти две идеи,

["Феникс" и "Пеликан"] хотя и родственны, но не идентичны, и

"Феникс" является более точным символом". Почему? Потому, что Феникс

это символ не только самопожертвования, но воскресения и бессмертия.

Как пишут античные авторы, эта сказочная птица в красно-золотом

оперении раз в 500 лет прилетала в египетский город Гелиополь (Город

Солнца) и там, на алтаре Бога Солнца, бросалась в огонь, а затем

юной возрождалась из пепла. В самом Египте эту птицу называли

солнечной птицей Бенну, символом солнечного начала бессмертия и

воскресения. Также она отождествлялась с Богом Ра. Точно так же, как

отождествляет себя с Ра Адепт, выполняющий эту Мессу. И отдавший

свою кровь превращается в Мастера Храма, который "подобно груде

праха сидит в Городе Пирамид и ждет Великого Огня, который превратит

весь прах в пепел. Ибо кровь его, принесенная в жертву, сохраняется

в Чаше Госпожи Нашей Бабалон". И тогда он получает тысячекратную

награду, возрождаясь в Чертогах Бабалон (Сфирот Бина) как Мастер

Храма. Символическое изображение Феникса в масонской традиции

украшено девизом: "Гибнет, чтобы жить". И это полностью

соответствует концепции этого образа.

Любопытная информация, помогающая лучше постичь смысл Мессы Феникса,

содержится в комментариях к "Парижским работам" Алистера Кроули,

откуда я привожу небольшой отрывок:

"Кроули написал ритуал, озаглавленный "Ритуал, предназначенный для

публичного исполнения", с включением Liber 44. Он публично

исполнялся в О.Т.О. в Лондоне в предыдущие годы. В нем участвовал

сам Кроули, Лейла Уэддел и, возможно, Нойберг как служители. Кроули

прекратил его исполнять публично после того, как сделал LiberXV -

"Гностическую мессу", созданную в 1913 году, - центральным ритуалом

О.Т.О.

Вот полное описание этого ритуала.

Жрец, медитируя, сидит перед алтарем. Жрица восседает на троне на

северо-востоке. Дьякон - на троне на юго-востоке.

Дьякон встает, стучит 1-3-7. Подносит колокольчик, Книгу и свечу

жрецу.

Жрица встает и играет на музыкальном инструменте {очевидно, имеется

в виду игра на скрипке, поскольку Лейла Уэддел была скрипачкой}.

Жрец встает и совершает Мессу Феникса.

Жрица импровизирует, пока Дьякон привязывает жреца к Кресту затем

скрывает его под покрывалом.

Жрец читает проповедь.

Жрица играет, и одновременно Дьякон срывает покрывало.

Дьякон идет к алтарю и стучит 7-3-1, произнося "Расходитесь, конец".

Жрец одет в белую с золотом мантию, его грудь обнажена. Жрица одета

в зеленую мантию. Дьякон одет в алую мантию, на поясе у него меч.

Лицо его может быть скрыто под маской.

Здесь мы видим ту же символику: самопожертвование, смерть

(символизируемая покрывалом) и последующее воскрешение. Также важно

отметить, что Алистер Кроули, по сути, допускает, то, что Месса

Феникса может быть использована как групповой ритуал. В приведенном

выше отрывке из "Магии в теории и на практике", посвященном Мессе

Феникса, Кроули также пишет, что действительно великий Маг должен

также использовать собственную кровь и, быть может, кровь своего

ученика.

Различные варианты Мессы Феникса

Исполняя ритуал, Маг, чтобы повысить его эффективность, может

дорабатывать его "под себя". Существование различных вариантов Мессы

Феникса еще раз подчеркивает огромную важность этого телемитского

ритуала.

Енохианский вариант Мессы Феникса, получивший название Ангельский

Феникс (важную роль в ритуале здесь играют четыре Ангела стихий),

был недавно подготовлен Дионисием Триамбом.

Ритуал совершается в соответствии с каноном, установленном Liber

XLIV. На енохианский язык переведены все слова Мага. Удары

колокольчика отбиваются по схеме 333-55555-333. В качестве Ритуала

поклонения, включенного в Мессу Феникса, вместо соответствующих

стихов из Книги Закона декламируется первый енохианский ключ. Как

известно, этот ключ дает власть над четырьмя Ангелами Доски союза,

которые повелевают четырьмя стихиями, то есть земным миром.

Очевидно, в каком-то смысле четыре Ангела здесь отождествляются с

Ра, который также властвует над Землей. Также вместо слов: "Есть

Закон: ДЕЛАЙ, ЧТО ТЫ ЖЕЛАЕШЬ!", в енохианской версии Маг просто

произносит слово: "Есть Закон: ТЕЛЕМА". (Ohorela: THELEMA).

Ангельский Феникс

[Маг выполняет Знак Гора по направлению на Запад]

Ils RA, ds tas aqlo elzap

G tabges ors!

[Делает Знак Гарпократа (Молчания)]

Ol harg lvsdi Raasi siaion

Erm olprit od nidali g zien!

[Ударяет в колокольчик: 333-55555-333]

Oali Lviahe, ol iolci Lvciftias,

Gohvs nonasci cicles:

ABRAHADABRA

[Ударяет в колокольчик: 333-55555-333, зажигает огонь в кадильнице]

Emna ol ecrin Iad: Noromi,

A dooain ovof peripsol!

Vls sonf, vls geh lansh.

Emna i vgear, emna i cnila.

Iolcam nothoa ors vi ror!

Obelisong qting od avavox!

Ar L de gon momao

Emna ti saamir zimz. AMEN

[Кладет первое Печенье Света в кадильницу]

Ol ialpon obloc,

Oecrin de dooain.

[Исполняет Ритуал поклонения, читая Первый Енохианский Ключ]

[Ударяет в колокольчик: 333-55555-333]

[Делает лезвием Знак на груди]

Micma zir cnila saanir

vrbs a cormf siaion

[Прикладывает к ране второе Печенье Света]

Ol prdzar cnila, vgear i ednas,

Sapa olora siaion!

[Съедает второе Печенье Света]

Abramg vgear, ol zvrza

Ta zirdo vep oecrini.

Ge rit, ge oalim,

Ohorela: THELEMA

[Ударяет в колокольчик: 333-55555-333]

ABRAHADABRA

Ol zimii a ohio,

A moz zir tas,

Ar ol fisis qvasahi caosgi

Aaf tom ds hom.

[Покидает Храм]

© PAN'S ASYLUM Camp O.T.O


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: