1. Ось «гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников». Регуляция их синтеза и секреции. АКТГ. Структура, образование из ПОМК (механизм ограниченного протеолиза). Ткань-мишень. Механизмы отрицательной обратной связи как основной механизм контроля концентрации глюкокортикоидов в крови в норме.
2. Стероидные гормоны коры надпочечников (глюкокортикоиды, минералкортикоиды, секскортикоиды). Особенности структуры. Синтез. Транспорт. Катаболизм Биологическая роль
3. Кортизол – основной глюкокортикоид человека. Структура. Биологические функции Механизм действия на клетку. Ткани-мишени. Рецепторы. Неоднозначное влияние глюкокортикоидов на разные ткани-мишени.
4. Биологические функции глюкокортикоидов, дающие возможность использовать их (и их структурные аналоги) в качестве лекарственных препаратов при лечении не эндокринных заболеваний. Возможные осложнения такого лечения
5. Изменения метаболизма при гипо- и гиперфункции коры надпочечников. Причины могущие вызвать эти состояния. Первичная недостаточность надпочечников (болезнь Аддисона), вторичная недостаточность. Гиперпродукция глюклкортикоидов (болезнь Иценко-Кушинга, синдром Иценко-Кушинга. Стероидный диабет.
6. Роль гормонов в регуляции репродуктивной функции организма. Гонадотропные гормоны передней доли гипофиза. Регуляция секреции ФСГ и ЛГ. Механизм действия и эффекты этих гормонов на ткани-мишени
7. Мужские половые гормоны. Синтез. Регуляция синтеза и секреции. Ткани-мишени для андрогенов. Метаболические и физиологические эффекты
8. Женские половые гормоны. Эстрогены. Прогестины. Синтез. Регуляция синтеза и секреции под влиянием ЛГ и ФСГ. Цикличность процесса.
9. Механизм действия, метаболические эффекты эстрогенов и прогестерона
10. Фетоплацентарный комплекс.
Для усвоения темы, используя учебники, лекции по биохимии и дополнительную литературу, выполните следующие задания согласно таблице 24.
Таблица 24. Стероидные гормоны
Задание | Методические указания к выполнению задания |
Повторите особенности взаимодействия стероидных гормонов с рецепторами. | 1. Охарактеризуйте рецепторные комплексы стероидных гормонов. 2. Представьте схему молекулярного механизма действия стероидных гормонов в клетке. |
Изучите мужские половые гормоны. | 1. Выпишите структурные формулы тестостерона и андростерона. 2. Охарактеризуйте физиологические эффекты тестостерона и влияние на обмен белков и липидов. |
Изучите женские половые гормоны. | 1. Напишите структурные формулы основных эстрогенов: эстрадиола, эстрона и эстриола, и прогестерона. 2. Перечислите физиологические функции эстрогенов и особенности их влияния на обмен веществ. 3. Выпишите физиологические функции прогестерона. 4. Охарактеризуйте динамику изменений содержания эстрадиола и прогестерона в отдельные фазы менструального женщин. 5. Представьте схему взаиморегуляции инкреции по типу обратной связи половых гормонов и гонадотропинов аденогипофиза. |
Изучите гормоны коры надпочечников. | 1. Выпишите основные группы кортикостероидных гормонов. 2. Отметьте какие соединения являются исходными субстратами их биосинтеза и какие гормоны синтезируются в разных зонах коры надпочечников. 3. Назовите белки-транспортеры глюкокортикоидов в плазме крови. 4. Перечислите основные глюкокортикоиды и напишите их структуру. 5. Охарактеризуйте влияние глюкокортикоидов на обмен углеводов: перечислите ключевые ферменты глюконеогенеза, индукция которых контролируется глюкокортикоидами. 6. Охарактеризуйте особенности и направленность действия глюкокортикоидов на обмен белков и липидов. 7. Представьте схему автономной саморегуляции гипоталамо-гипофизарно-кортикальной системы. 8. Выпишите структурную формулу альдостерона – основного минералкортикоида и охарактеризуйте его влияние на водно-солевой обмен. 9. Какие изменения метаболизма происходят при гипо- и гиперфункции коры надпочечников? Назовите причины могущие вызвать эти состояния. Первичная недостаточность надпочечников (болезнь Аддисона), вторичная недостаточность. Гиперпродукция глюклкортикоидов (болезнь Иценко-Кушинга, синдром Иценко-Кушинга. Стероидный диабет |
Изучите некоторые тканевые гормоны. | 1. Охарактеризуйте структуру и биологическую роль гормонов желудочно-кишечного тракта: гастрина, секретина. 2. Отметьте особенности структуры, выработки, регуляции синтеза эритропоэтина. Какова его биологическая функция? 3. Разберите ренин-ангиотензиновую и каллекреин-кининовую систему, участвующие в регуляции тонуса кровеносных сосудов. 4. Охарактеризуйте структуру и биологическую роль гормона белой жировой ткани-лептина. |
Изучите гормоны-производные жирных кислот. | 1. Изучите особенности структуры, номенклатуру и классификацию простагландинов и лейкотриенов, пути их образования. 2. Обратите внимание на роль этих соединений в регуляции физиологических процессов (тонус гладкой мускулатуры сосудов и органов, агрегации и дезагрегации тромбоцитов и др.), а также в развитии патологических процессов (медиаторы воспаления и др.). 3. Приведите примеры влияния лекарственных препаратов на биосинтез прастагландинов: аспирин, нестероидные противовоспалительные средства. 4. Выпишите структуры простагландина А2, тромбоксана А2 и лейкотриена А4. |