Вопросы раздела. 1. Роль крови в организме

1. Роль крови в организме.

2. Роль эритроцитов в организме. Особенности развития, строения эритроцитов.

3. Особенности метаболизма эритроцитов (гликолиз, пентозный цикл)

4. Причины и условия для образования активных форм кислорода в эритроците

5. Антиоксидантные ферменты в эритроците, обезвреживание активных форм кислорода.

6. Гемоглобин, функция, особенности структуры гема и глобина.

7. Роль гемоглобина в транспорте кислорода и углекислого газа

8. Роль гемоглобина в поддержании рH крови.

9. Производные гемоглобина и нормальные формы гемоглобина.

10. Типы гемоглобина.

11. Синтез гемоглобина. Порфирии.

12. Роль железа в синтезе Нb. Гемосидероз и гемахроматоз.

Фундаментальная роль крови, состоящая в поддержании гомеостаза, а также доступность этой ткани для изучения сделали кровь важнейшим объектом исследований в медицине. Любой анализ крови имеет большое значение для диагностики патологических процессов. Роль защитных механизмов крови (буферные системы, иммуноглобулины, каскадный механизм активации ферментов, участвующих в свертывании крови и т.д.) необходимо усвоить для изучения всех последующих фундаментальных и клинических дисциплин. Заполните таблицу 26.

Таблица 26. Биохимия крови

Задание Указания к выполнению задания
Вспомните, какие составные части крови Вы знаете. 1. Отметьте общий объем крови в зависимости от массы тела. 2. Чем отличается плазма от сыворотки крови? 3. Какое значение для клиники имеет определение гематокрита? Приведите примеры.
Изучите физико-химические параметры крови. 1. Выпишите цифры удельного веса крови, осмотического давления и рН, подумайте, каково клиническое значение их определение. 2. Вспомните роль системы ренин – ангиотензин в регуляции осмотического давления крови
Изучите биологические функции крови. 1. Перечислите группы веществ, транспортируемых по крови, выделите факторы, обеспечивающие транспортную функцию крови. 2. Перечислите защитные системы организма, функционирующие в кровеносном русле. 3. Перечислите регуляторные функции крови.
Изучите особенности строения и метаболизма эритроцита. 1. Перечислите, какие субклеточные структуры отсутствуют в эритроците? 2. Объясните, почему в эритроците невозможны синтез белка и процессы окислительного фосфорилирования. 3. Охарактеризуйте особенности углеводного и энергетического обмена эритроцита. 4. Напишите реакцию образования 2,3 – дифосфоглицерата и объясните его биологическую функцию. 5. Рассчитайте и объясните, почему при гликолизе в эритроците образуется меньше АТФ, чем в других клетках. 6. Какой путь окисления глюкозы обеспечивает эритроцит восстановленным НАДФ? 7. Охарактеризуйте структуру и функции основного белка эритроцита - гемоглобина, напишите полную структуру гема. 8. Перечислите и охарактеризуйте производные гемоглобина, формы гемоглобина. Объясните понятие «гемоглобинопатия», приведите примеры.
Изучите дыхательную функцию крови. 1. Начертите график оксигенации гемоглобина. Объясните характер влияния на этот процесс концентрации О2 и СО2, рН среды и температуры. Объясните понятие «кооперативный эффект» в функционировании гемоглобина. 2. Выпишите схему транспорта и обмена О2 и СО2 в тканях и легких. Объясните, какова роль в этих процессах кислых свойств HHbO2, HHb; активности карбоангидразы, разности концентраций О2 и СО2. 3. Объясните понятие «гипоксия». Перечислите основные формы гипоксии.
Изучите функцию крови по поддержанию рН. 1. Перечислите буферные системы крови: а), б), в), г). 2. Напишите механизм регуляции рН крови бикарбонатной буферной системой. Какие органы участвуют в поддержании емкости данной буферной системы? 3. Изучите роль гемоглобина в поддержании постоянства рН крови. 4. Охарактеризуйте понятия «щелочной резерв крови», алкалоз, ацидоз. Какие виды алкалоза и ацидоза Вы знаете? 5. Подумайте, почему младенцы и дети младшего возраста склонны к ацидозу.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: