double arrow
Восстание рабов под предводительством Спартака (73—71 гг. до н. э.)

Занятие проводится в форме проблемного семинара.

Вопросы:

1. Источники по истории восстания Спартака.

2. Причины и начало восстания.

3. Военные действия в ходе «рабской войны».

4. Восстание и личность его вождя в памяти человечества.

Литература

1) История Древнего Рима / под ред. В.И.Кузищина. - М., 2000. Гл.13.

2) Хрестоматия по истории Древнего Рима / под ред. В.И.Кузищина. - М., 1987. – С. 136-150.

3) Коржева, К.П. Восстание Спартака в советской историографии К.П. Коржева //Вопросы истории. – 1974. - № 10.

4) Хёфлинг, Г. Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима / Г. Хефлинг. - М., 1992. – С. 3-9, 119-143, 199-252.

Проблемно-логические задания:

· Охарактеризуйте историческое значение восстания Спартака.

· Объясните несостоятельность бытовавшей одно время в советской исторической науке идеи «революции рабов».

Темы устных сообщений:

Сицилийские восстания рабов.

Военное искусство Спартака.

Тема семинарского занятия № 16.

Развитие земледелия в эпоху империи и колонат

Занятие проводится в форме семинара-беседы.

Вопросы:

1. Положение колонов, формы их ренты в I – II веках н.э.

2. Изменения в положении рабов в эпоху принципата.

3. Положение колонов в III веке н.э.

4. Римское законодательство о колонах в IV – V веках н.э.

5. Историческое место колоната.

Литература

1) История Древнего Рима / под ред. В.И. Кузищина. - М., 2000. - Гл. 19

2) Штаерман, Е. М. Древний Рим: проблемы экономического развития / Е.М. Штаерман. - М., 1978. –С. 104 -115, 187-191.

3) Хрестоматия по истории Древнего Рима / под ред. В.И. Кузищина. - М., 1987. – С. 326-338, 387-405.




4) Коптев, А.В. Формирование крепостного права в поздней Римской империи / А.В. Коптев // ВДИ. – 1994. - № 4.

Проблемно-логическое задание:

· Докажите мысль отечественного исследователя В.Д. Нероновой, что «переход к феодальному способу производства заключался не столько в отмене рабства, сколько в отмене свободы».

Темы устных сообщений:

Развитие земледелия и сельская латифундия эпохи поздней империи.

Город эпохи поздней Римской империи.

Тема семинарского занятия № 17.






Сейчас читают про: