Глоссарий. Перечень основных терминов и определений

Перечень основных терминов и определений

по истории Древней Греции

Агон - борьба или состязание у греков и римлян; игры во время религиозных или политических празднеств, например Агоналий.

Агора (agora) – у древних греков название народного собрания (особенно часто встречающееся в «Илиаде» и «Одиссее»), а также места, где оно происходило. Обычно это была торговая площадь, по сторонам которой находились храмы, часто важнейшие государственные учреждения и портики с мастерскими и торговыми лавками. А. являлась средоточием общественной жизни древнегреческих полисов.

Акмэ - (др.-греч. ακμή — высшая точка, вершина) — соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве. Считается, что данный период в жизни человека приходится на возраст от 30 до 50 лет.

Акрополь - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах, внесённый в список Всемирного наследия.

Апелла – народное собрание в Спарте, формально А. была высшим органом

власти, собиралась ежемесячно, ведала важнейшими государственными делами (вопросами суда, внешней политики и выборами должностных лиц); фактически она могла утверждать или отклонять предлагавшиеся ей решения герусии и эфоров. Обсуждение вопросов в А. не допускалось. Созывалась А. сначала царями или герусией, позже эфорами. Решение А., которое герусия или царь считали вредным для государства, могло быть ими отменено. Участвовали в А. полноправные граждане-спартиаты, достигшие 30 лет, владевшие земельным наделом и вносившие взносы в сисситии. Собирались на открытом месте, все стояли, голосовали криком.

Апойкия - греческое название колонии. В современной историографии традиционно используется не греческий, а более поздний римский термин «колония».

Ареопаг - (греч. Areios рagos, буквально — холм Ареса) – орган власти в Древних Афинах, назван по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя. Возник в эпоху родоплемен ного строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, с VIII в. до н.э. пополнявшихся из бывших архонтов, кандидатов в которые намечал и избирал А. Обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. А. являлся оплотом аристократии, позднее — олигархии. Ограничение власти А. началось с развитием афинской рабовладельческой демократии. Первые попытки ограничений были сделаны Солоном (VI в. до н.э.); реформа Эфиальта (462 г. до н.э.) ликвидировала политическую власть и влияние А., сохранив за ним лишь функции суда по некоторым уголовным и религиозным преступлениям.

Аристократия - (от греч. aristokratiа, буквально — власть лучших, знатнейших) – форма полисного строя, при которой государственная власть находится у привилегированного знатного меньшинства. Состав и порядок образования высших органов государственной власти, соотношение между ними варьируется в разных А. Например, в Спарте государственная власть находилась в руках двух наследственных царей и избиравшейся народным

собранием герусии (Совета старейшин) и эфоров. В Риме члены сената азначались цензором из числа бывших высших должностных лиц и членов знатных фамилий; из знатиформировались ≪выборные≫ магистраты (консулы, преторы, цензоры, эдилы). В Карфагене реальной властью располагали 2 выборных суффета и выборный Совет старейшин. В А. полномочия народных собраний были урезаны и роль их невелика. Население не участвовало активно в государственной жизни. Выборы носили в значительной мере фиктивный характер, а должностные лица являлись ставленниками знати (спартиатов в Спарте, патрициев в Риме). При формировании органов государственной власти в А. из узкого круга знати очень сильна была тенденция к принципу наследственности.

Архонт (греч. archon — начальник, правитель) – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах). Наиболее известны А. в Афинах, где эта должность появилась ещё при басилеях. Согласно преданию, в XI в. до н.э. царская власть была отменена и представители царского рода Кодридов стали пожизненными А. В середине VIII в. до н.э. доступ к этой должности получили евпатриды и срок власти А. сократился до 10 лет, а с 1-й половины VII в. до н.э. — до одного года. Наиболее древними были должности 1-го А. эпонима (глава исполнительной власти, его именем называли год), 2-го А. басилея (ведал культом), 3-го А. полемарха (военачальник). Около середины VII в. до н.э. были добавлены ещё 6 А. фесмофетов с судебными функциями. Все 9 А. составляли коллегию высших должностных лиц. После реформ Солона (VI в. до н.э.) А. могли стать члены высшего имущественного разряда — пентакосиомедимны, позднее — также всадники (2-й разряд), с 457/456 г. до н.э. — зевгиты (3-й разряд). Коллегия А. в V в. до н.э. утратила своё политическое значение, сохранившись как почётный, выполнявший различные государственные обязанности орган, до конца V в н.э.

Афинская архэ – объединение греческих полисов под гегемонией Афин, сложившееся в 70-60 гг. V в. до н.э. в ходе греко-персидских войн на основе Делосской симмахии (военного союза). Формально был объединением независимых и равноправных полисов для борьбы против персов. Афины, имея преимущество во флоте, занимали в союзе руководящее положение. Союзная казна была перенесена с о. Делос в Афины и перешла под контроль последних. В результате добровольный союз более 200 эллинских полисов перерос в морское государство во главе с Афинами (архэ). Однако пребывание в нем давало ряд преимуществ союзникам: между всеми союзными городами и Афинами устанавливались тесные экономические связи, морское государство афинян делало торговлю союзников свободной; А.а. распалась после поражения Афин в Пелопоннесской войне 431 – 404

гг. до н.э.

Ахейцы ахея́не — наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали в Фессалию, позже — на полуострове Пелопоннес..

Басилеи, басилевс (греч. basileus) – в Древней Греции в микенскую эпоху — правитель небольшого поселения. В гомеровский период — глава племени или союза племён, обладавший военной, жреческой и судебной властью; первоначально избирался, позднее наследовал власть. В Афинах после отмены царской власти (по традиции, в XI в. до н.э.) термин ≪Б.≫ применялся для обозначения второго архонта, в Спарте — как один из титулов царей, в эллинистических государствах — как наименование монархов. В древнегреческой литературе Б. назывались римские императоры.

Буле (греч. bule — совет) – в аристократических и олигархических полисах (до начала V в. до н.э.) правящий совет знати или преимущественно богатых граждан; состоял из пожизненных членов (герусия в Спарте, ареопаг в Афинах и. др.). В демократических полисах высший орган исполнительной власти и государственного контроля, избиравшийся на определенный срок и подготавливавший дела для народного собрания. Наиболее известен Б. в Афинах. Учрежден в 594 г. до н.э. Солоном и назывался Совет 400, при Клисфене (509 г. до н.э.) — Совет 500, с 307 г. до н.э. — Совет 600. Избирался по филам, с середины V в. до н.э. — по жребию. Члены Б. делились на 10 комиссий — пританий, выполнявших обязанности по очереди (каждая в течение года). С V в. до н.э. члены Б. (булевты) получали плату — 1 драхму в день.

Варвары (греч. barbaroi, лат. barbari) – звукоподражательное слово, которым древние греки, а затем и римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном им языке и чуждых их культуре. В начале н.э. название «В.» особенно часто применяли к германцам (в новое время в исторической науке вторжения германских и др. племён в первые века н.э. получили название «варварские завоевания»; королевства, основанные ими на территории Римской империи, — «варварские королевства»; запись обычного права германскихплемён — «Варварские правды»). Варварские завоевания сыграли большую роль в уничтожении рабовладельческого строя и в формировании феодальных отношений на территории Римской империи.

Гелиэя, гелиея (греч. heliaia), в Древних Афинах суд присяжных. Г. учреждена архонтом Солоном в VI в. до н.э. В середине V в. до н.э., согласно реформе Эфиальта, функции Г. были расширены за счёт ареопага. Перикл ввёл плату членам Г. — гелиастам. Г. состояла из 6000 членов, избиравшихся из числа всех граждан, достигших 30 лет. Г. рассматривала как частные, так и государственные дела, контролировала деятельность высших должностных лиц, утверждала законы, принятые народным собранием. Решения Г. принимались большинством голосов, приговоры были безапелляционны.

Геоморы (греч. geomoroi, от ge — земля и meirornai — получаю свою долю) – в Афинах Г.— земледельцы, одна из трёх групп свободного населения (наряду с евпатридами и демиургами), образовавшихся, по преданию, при царе Тесее (приблизительно XIII в. до н.э.). Постепенно Г. утрачивали свои земельные участки и попадали в долговое рабство. Реформы архонта Солона (VI в. до н.э.) восстановили большинство хозяйств Г., которые совместно с городским демосом стали опорой афинской рабовладельческой демократии. К IV в. до н.э. большинство Г. снова разорилось.

Герусия (греч. gerusia, от geron — старец, старейшина) – в Древней Греции совет старейшин в городах-государствах преимущественно аристократического устройства; рассматривал важные государственные дела, подлежавшие затем обсуждению в народном собрании. Число членов Г. — геронтов — и политическая роль этого органа власти в разных полисах были неодинаковы. Наиболее известна Г. в Спарте, состоявшая из 30 чел. (28 ге-

ронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царей); являлась высшим правительственным органом, опорой олигархического строя.

Герой (от др.-греч. ἥρως, «доблестный муж, предводитель») — человек исключительной смелости и доблести, либо главное действующее лицо литературного произведения

Гимнасий (греч. gymnasion) – государственное учебно-воспитательное учреждение в Древней Греции, а также на эллинистическом Востоке. Время возникновения Г. точно не установлено. В Афинах они достигли наибольшего расцвета в V—IV вв. до н.э. Первоначально предназначались для физических упражнений, но позже превратились в своеобразные центры общения и места мусических и физических упражнений молодёжи. В Г. поступали после палестры знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16—18 лет. Продолжая заниматься в Г. гимнастикой, они под руководством философов изучали также политику, философию, литературу. Наиболее известными Г. были Академия, где вёл беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем.

Гоплиты (hoplitai) – древнегреческие тяжеловооружённые пешие воины; имели копье, меч, длинный щит, шлем, латы и поножи. Сражались тесно сомкнутым линейным построением — фалангой (от 8 до 25 рядов). Комплектовались из средних свободных собственников, вооружались за свой счёт. С IV в. в связи с разорением среднего свободного населения ополчение Г. утратило своё значение и постепенно было заменено наёмниками.

Демагог (от греч. děmagogos, буквально — вождь народа) – в Древней Греции, особенно в Афинах классического времени, Д. первоначально называли политических деятелей демократического направления (Фемистокла, Перикла и др.); постепенно у политических противников демократии этот термин приобрёл отрицательный смысл — стал обозначать

деятелей, стремящихся стяжать себе популярность путём лживых обещаний, лести народному собранию и т.д.

Демократия (греч. demokratiа – власть демоса) – форма полисного строя, при которой политическая власть и весь объем прав принадлежат всем свободным жителям (гражданам) полиса вне зависимости от знатности или уровня благосостояния. При этом в гражданский коллектив демократических полисов не включались рабы и метеки. Д. является наивысшим результатом архаической революции. Ей предшествует тирания, в результате которой крестьянство, составлявшее подавляющее большинство демоса, добивалось передела земли, что давало дополнительный толчок демократическому движению. Как правило, Д. устанавливалась в полисах, наиболее активно занимающихся ремесленным производством и торговлей и имеющих неблагоприятные условия для развития земледелия. Классическим примером демократического полиса являются Афины после реформ Клисфена.

Демос (греч. demos — народ) – в широком смысле слова Д. — свободное население древнегреческих городов-государств, обладавшее гражданскими правами (в отличие от рабов, метеков, периэков и др. категорий зависимого и неполноправного населения). Первоначальный смысл слова Д. — народ, округ, но уже в гомеровскую (XI—IX вв. до н.э.) и архаическую (VIII—VI вв. до н.э.) эпохи этим термином назывались народные массы, простой народ (преимущественно сельское население), противостоящий родовой аристокра-

тии — евпатридам. В VI—V вв. до н.э. в понятие Д. стали включать наряду с сельским населением и часть городского (ремесленников, торговцев). Позднее, с конца V—IV вв. дон.э., Д. стали называть бедную (преимущественно городскую) часть населения.

Диадохи (др.-греч. διάδοχος — преемник) — полководцы Александра Великого, которые после его смерти в 323 году до н. э., в результате долгих войн, затянувшихся до 301 года до н. э., разделили между собой его империю; последствием раздела было появление государств Сирия, Эллинистический Египет, Вифиния, Пергам и Македония.

Дорийцы, доряне (Dоrieis) – одно из основных древнегреческих племён. Первоначально Д. населяли области Северной и Средней Греции. Примерно в начале XII в. до н.э. Д. переселились в юго-западные районы Греции, нанеся сокрушительные удары ослабевшим центрам Ахейской Греции — Микенам, Тиринфу, Пилосу. В результате переселения Д., к которым примкнули др. племена, под их власть попали области в юго-западной части Пелопоннеса — Лаконика, Мессения, Кинурия, Арголида, Мегарида и Коринфия на Истмийском перешейке. Затем Д. колонизовали острова Родос, Крит, Феру, Мелос, Кос, Калимнос и побережье Карии (гг. Книд, Галикарнас и др.). На территории расселения Д. рано (VIII—VI вв. до н.э.) оформляются государства, имевшие сходные черты как в культуре, так и в общественном строе (Спарта, полисы Крита, Аргос). Особенностью этих государств было наличие рабовладельческого строя при длительном сохранении многочисленных пережитков родового строя.

Евпатриды (греческое eupatridai, буквально— происходящие от благородных отцов) – родовая землевладельческая знать в Афинах (Древняя Греция); одна из трёх (наряду с геоморами — мелкими землевладельцами и демиургами — ремесленниками) групп свободного населения, образовавшихся, по преданию, при Тесее (приблизительно XIII в. до н.э.). В VIII—VI вв. до н.э. в ходе социально-имущественного расслоения Е. завладели лучшими землями, поставив в зависимость обрабатывавших эти земли издольщиков, сосредоточили в своих руках политическую власть (только они могли избираться на должность архонта и быть членами ареопага). В результате демократических реформ Солона (594/593 г. до н.э.) и Клисфена (конец VI в. до н.э.) Е. утратили свои привилегии.

Екклесия - Экклесия (др.-греч. ἐκκλησία) — в Древней Греции высший орган государственной власти, народное собрание. В Афинах в V веке до н. э. экклесией назывался верховный орган государства, осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную власть. Принимать участие в работе экклесии мог любой афинский гражданин мужского пола, достигший 20-летнего возраста. Также экклесией назывались другие верховные органы в демократических полисах. В олигархических полисах права экклесии были ограничены другими государственными органами типасоветов и коллегий. В ряде государств народные собрания имели специальные названия: апелла — в Спарте, агора —в Дельфах и городахФессалии, алия — Аргос, Эпидавре, Геле, Акраганте.

Зевгиты (греч. Zeugitai, от zeugos — парная упряжка волов) – в древних Афинах третья цензовая группа (после пентакосиомедимнов и всадников) по реформе Солона (594/593 г. до н.э.). Включала граждан, получавших годовой урожай размером от 200 до 300 медимнов (1 медимн ~ от 41 до 52 литров). В VI—1-й половине V вв. до н.э. З. составляли, очевидно, подавляющее большинство граждан Аттики — преимущественно средних и мелких землевладельцев. Во время войны служили в войске гоплитами. Могли избираться сначала только на низшие должности, со времени Клисфена (конец VI в. до н.э.) получили право быть избранными в стратеги, а с 457 г. до н.э. — и в архонты.

Зелоты (греч. Zēlōtai — перевод древнеевр. «каннаи» — «ревнители») – социально-политическое и религиозно-эсхатологическое течение, возникшее в Иудее во 2-й половине I в. до н.э. и организационно оформленное в начале I в. н.э. под руководством Иуды Галилеянина. З., опиравшиеся на социальные низы и отчасти средние слои, были самыми решительными противниками римского владычества и господствующих классов Иудеи. З. вместе с выделившимся из них крайне радикальным течением сикариев были руководителями восставших в Иудейской войне 66—73 гг.

Илоты (греч. Heilotai) – покорённое дорийцами земледельческое население Древней Спарты. Подобно фессалийским пенестам и критским кларотам, И. считались собственностью государства и были прикреплены к земельным участкам-клерам, которыми владели отдельные спартиаты — члены спартанской общины. От рабов И. отличались тем, что владели средствами производства, необходимыми для обработки земли, имели своё хозяйство; владельцы участков не могли ни продавать, ни убивать И. Устанавливаемый государством натуральный оброк — апофора, который И. выплачивали своим господам, составлял примерно половину урожая, остальная часть принадлежала И. Число И. в несколько раз превышало число завоевателей-спартиатов. И. не входили в состав спартанской общины, не пользовались никакими правами. Непомерная эксплуатация и постоянный террор со стороны спартиатов вызывали восстания И., наиболее крупным из которых

была так называемая 2-я Мессенская война (в VII в. до н.э.). С целью предупреждения восстаний И. спартиаты ввели систему криптий — периодических карательных экспедиций против И.

Ионийцы (греч. Iones) – одно из основных древнегреческих племён. И. получили название от легендарного героя Иона, считавшегося родоначальником племени. Занимали территорию Аттики, часть о. Эвбея, острова Хиос, Самос, Наксос и др. В XI—IX вв. до н.э. они колонизовали среднюю часть западного побережья Малой Азии (область Ионии), потом побережья Чёрного и Мраморного морей. На ионийском диалекте, который получил широкое распространение, сохранилась большая литература (например, поэмы Гомера, сочинения Геродота) и значительное количество эпиграфических памятников.

Исэгория - Ораторское искусство. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства - ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Родиной красноречия считается Эллада. В городах-государствах Эллады создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия.

Калокагатия - «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») в древнегреческой культуре — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека.

Клер (греч. kleros – земельный надел; буквально – жребий) – в Древней Греции земельный участок, выделявшийся членам общины из племенного (общинного) земельного фонда. В гомеровский период во время земельных переделов К. распределялись по жребию (отсюда и название). К началу архаической эпохи переделы земли постепенно прекращаются, крестьяне начинают терять свои К., превращаясь в бесклерных общинников – фетов.

В связи с этим одним из главных требований демоса, выдвигавшимся в ходе архаической революции, являлось осуществление земельного передела с целью возвращения крестьянам утраченных ими К.

Клерухии (греч. kleruehiai, от kleros — земельный надел и echo — владею) – древнегреческие военно-земледельческие поселения, выводимые на территорию подчинённых или союзных государств. Выводились с целью наделения землёй безземельных граждан и осуществления военно-политического контроля над союзниками. Наибольшее число К. создавалось афинянами (первая основана на о. Саламин около 570 г. до н.э.), особенно во

время существования Делосского союза. Жители К. оставались афинскими гражданами. К. вызывали недовольство союзников и ко времени 2-го Афинского морского союза (основан в 378/377 г. до н.э.) афиняне вынуждены были от них отказаться.

Комедия (от греч. komodia) – вид драмы, исполненный комического пафоса. Термин «К.» означал первоначально в Древней Греции весёлые песни (от komos — весёлая процессия и ode — песня). Долгое время под К. подразумевалось произведение, полярное трагедии, с обязательным счастливым концом; его герои, как правило, были из низшего сословия.

«Отцом» К. считают Аристофана, создателя общественно-политической сатирической К. В греческой новоаттической (Менандр) и римской К. (Теренций, Плавт) в центре внимания — перипетии личной, частной жизни. Разновидности античной К.: римская ателлана, мим, народная К. и др. Театральное воплощение античной К. требовало гиперболы, карикатурности, буффонады; актёры выступали в масках, изображавших лица традиционных типов.

Коринфский ордер – один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился во 2-й половине V в. до н.э. (примененная Иктином коринфская колонна в целле храма Аполлона в Бассах на Пелопоннесе, около 430 г. до н.э.) как более насыщенный декором вариант ионического ордера (более высокая капитель, украшенная стилизованными листьями аканта и завитками; модульоны или больше развитые консоли под венчающей плитой карниза заменяют дентикулы или применяются в сочетании с ними). Пышный и торжественный К. о. получил распространение в архитектуре эллинизма и особенно Древнего Рима.

Криптии (греч. krypteia), в Спарте (Древняя Греция) проводившиеся периодически государством карательные экспедиции против илотов; осуществлялись силами главным образом спартанской молодёжи. Цель К. — держать в постоянном страхе илотов, уничтожая наиболее активную часть их. К. придавалось большое значение с точки зрения военного воспитания и тренировки спартиатов. К. назывались также сами отряды спартанской мо-

лодёжи, несущие в течение двух лет полицейскую службу.

Литургия (от греч. leiturgia — общественная обязанность) – государственная повинность в древнегреческих полисах, которую несли состоятельные граждане и метеки (чужеземцы и отпущенные на волю рабы, располагавшие имуществом, оцениваемым в три таланта ивыше). Они должны были оплачивать некоторые значительные государственные расходы. Л. могли быть обычными и чрезвычайными. К первым принадлежали: хорегия (оплата хоров, выступавших на драматических и музыкальных состязаниях), архифеория (содержание посольств, отправляемых на религиозные празднества), гимнасиархия (набор и содержание участников гимнастических соревнований) и некоторые др. Чрезвычайной Л. была, например, триерархия (снаряжение военного корабля-триеры). Особенно широкое распространение Л. получила в Афинах в V—IV вв. до н.э. Введение Л. преследовало две цели: смягчить противоречия между богатыми и бедными и укрепить военную и политическую мощь полиса. Помимо древнегреческих полисов, Л. была распространена в эллинистическом и римском Египте, в Римской империи и в Византии.

Метеки (от греч. metoikos, буквально — переселенец, чужеземец) – в Древней Греции чужеземцы (переселившиеся в тот или иной полис), а также рабы, отпущенные на волю. Больше всего сведений сохранилось об афинских М. Будучи лично свободными, они не имели политических прав, не могли вступать в брак с афинскими гражданами и, как правило, не могли владеть недвижимой собственностью. Каждый М. был обязан иметь в качестве опекуна-простата афинского гражданина, платить государству особый налог – метекион (мужчина — 12 драхм, женщина — 6 в год) и зарегистрироваться в деме по месту жительства. М. должны были нести военную службу и наряду с афинскими гражданами платить эйсфору (чрезвычайный военный налог). Среди М. встречались богатые рабовладельцы, торговцы, судовладельцы, владельцы ремесленных мастерских; они привлекались, как и богатые афиняне, к несению государственной повинности — т.н. литургии. В V—IV вв. до н.э. М., составлявшие значительную часть городского населения Аттики, играли важную роль в экономике города. Положение М., живших в разных греческих полисах, было неодинаковым.

Метрополия (греч. metropolis, от meter — мать и polis — город) – древнегреческий город (полис), имевший колонии. М. не имела власти над колониями, хотя покровительствовала им и в их спорах играла роль третейского судьи.

Навкрарии (греч. naukrariai) – территориальные округа в Аттике. Возникли, предположительно, в VII в. до н.э. Существовало 48 Н., по 12 в каждой из 4 родовых фил. Основной функцией Н. было сооружение военного флота; каждая Н. должна была снарядить 1 корабль с экипажем и выставить на войну 2 всадников. Возглавлял Н. ежегодно сменявшийся навкрар, ведавший сбором средств, расходами на сооружение и оснащение корабля, наблюдавший за его постройкой и командовавший им. Навкрары составляли совет. При Солоне наблюдается расцвет деятельности навкраров. Клисфен увеличил число Н. до 50 (по 5 Н. в каждой из 10 фил), но их политическое значение упало в связи с образованием новых территориальных единиц — демов. В V в. до н.э. (возможно, в 483 г. до н.э. при Фемистокле) Н. исчезли, т.к. флот стал сооружаться на средства государства и богатых граждан после введения одного из видов литургии — триерархии.

Ойкист (греч. oikistis – основатель) – в Древней Греции человек, руководивший процессом основания колонии (апойкии). После смерти О. обожествлялся.

Олигархия (греч. oligarchia — власть немногих, от oligos — немногий и archē — власть) – форма правления, при которой государственная власть принадлежит небольшой группе людей, как правило, наиболее экономически могущественных. О. называют также саму правящую группу. Термин «О.» впервые встречается у древнегреческих авторов [например, у Аристотеля (Политика, IV; Афинская полития) и Полибия (Всеобщая история, VI)], обозначая такую форму государственного устройства, которая возникает в результате вырождения аристократии.

Олимпиада (греч. Olympias, род. падеж Olympiados) – у древних греков 4-летний период

между двумя следовавшими друг за другом Олимпийскими играми. Счёт времени по О. был введён около 264 г. до н.э. историком Тимеем. Годом первой О. считается 776 г. до н.э. (с этого времени велись списки победителей в Олимпийских играх). Летосчислением по О. пользовались Полибий, Диодор Сицилийский, Дионисий Галикарнасский и др. историки; оно велось в Древней Греции до 394 г. н.э. (когда Олимпийские игры были отменены императором Феодосием).

Олимпионик – в Древней Греции победитель в каком-либо виде состязаний на Олимпийских играх. С VII в. до н.э. (с 7-й Олимпиады) наградой атлету был венок из маслины, которую посадил Геракл, а с 60-й (540 г. до н.э.) – он имел право поставить в священной роще Зевса статую, изображавшую аллегорически определенный вид спорта. На своей родине олимпионик становился героем, мог быть освобожден от повинностей, получал денежное вознаграждение и почетное место в театре и на праздниках, часто становился важной политической фигурой. В честь О. поэты сочиняли эпиникии – хвалебные гимны. В родном полисе О. устанавливалась его статуя.

Остракизм (греч. ostrakismos, от ostrakon — черепок) – в Древних Афинах изгнание из города отдельных лиц по постановлению народного собрания. О. был введён Клисфеном в конце 6 в. до н.э. как мера против восстановления тирании (впервые применен в 488/487 г. до н.э.), позднее к О. стали прибегать как к мере политической борьбы. Вопрос о применении О. ежегодно ставился перед народным собранием. В случае положительного решения в назначенный для проведения О. день всякий, обладавший правом голоса в народном собрании, писал на черепке имя того, кто, по его мнению, опасен для народа. Тот, против кого подавалось не менее 6 тыс. голосов, должен был в течение 10 дней покинуть Афины (по др. данным, 6 тыс. чел. было кворумом собрания). Изгнанные (обычно на 10 лет) не лишались прав гражданства и собственности, которая во время их отсутствия оставалась в

неприкосновенности. Случаев применения О. было немного. О. были подвергнуты, в частности, Аристид (483—482 гг. до н.э.), Фемистокл (471 г. до н.э.), философ Дамон (учитель Перикла, 443 г. до н.э.). К 417 г. до н.э. относится последний известный случай О. (по отношению к вождю афинского демоса Гиперболу). Подобное О. изгнание граждан существовало в Аргосе, Сиракузах и др. городах.

Охлос (греч. ohlos – беспорядочное скопище, толпа, чернь) – деклассированные граждане в полисах Древней Греции. Как заметное явление общественной жизни, О. сформировался в IV в. до н.э. в связи с началом кризиса полисного строя и массового разорения среднего слоя (крестьян, ремесленников, торговцев). Появление О. привело к обострению социальных противоречий внутри полисов и стало одной из важнейших предпосылок возникновения позднегреческой тирании.

Педагог (греч. paidagogos, от paidos – дети и ago – вести, сопровождать) – в Древней Греции раб, провожавший ребенка в школу и обратно; приставленный к ребенку слуга. Как правило, П. являлись рабы, не способные к физическому или иному труду по причине старости или физической неполноценности.

Пелтасты (греч. peltastai) – род пехоты в Древней Греции. Появились во время Пелопоннесской войны во 2-й половине V в. до н.э. Вооружение П. составляли: меч, дротики, холщовый панцирь и лёгкий кожаный щит (пелта). В начале IV в. до н.э. афинский стратег Ификрат ввёл на вооружение П. длинные копья и более длинные, чем раньше, мечи, что дало им возможность вступать в бой с гоплитами. Сочетая качества тяжёлой и лёгкой пехоты, П. вели бой в рассыпном строю во взаимодействии с гоплитами. Их действия были эффективны против малоподвижной фаланги тяжёлой пехоты.

Пентакосиомедимны (греч. pentakosiomedimnoi) – в древних Афинах первая цензовая группа гражданского населения по реформе Солона (594/593 г. до н.э.). В неё входили наиболее состоятельные граждане с годовым доходом в 500 медимнов зерна, вина или масла (1 медимн ~ от 41 до 52 л). П. могли избираться на высшие должности: архонта, стратега, казначея; несли ряд обязанностей (литургии и др.). Цензовая группа П. практически существовала до IV в. до н.э.

Пентера (от греч. penta – пять, eres – гребец) – военный корабль в Греции и Риме с пятью рядами весел; широко использовался, начиная с эпохи эллинизма. Грузоподъемность П. достигала 70 т, скорость – 7 – 8 км/час. В Риме в период 1-й Пунической войны экипаж П. насчитывал 300 гребцов и 120 воинов.

Периэки, периойки (греч. perioikoi, буквально — живущие вокруг), неполноправная часть населения некоторых древнегреческих полисов (в Спарте, Аргосе, Элиде, Фессалии). П. в Спарте — потомки коренного населения, покорённого дорийцами и оттеснённого к окраинам Лаконики (отсюда название ≪П.≫). В отличие от илотов, П. были лично свободными, могли иметь земельную собственность и должны были служить в тяжеловооружённой пехоте, но политических прав не имели. Общины П. пользовались ограниченным самоуправлением. П. занимались также ремеслом и торговлей.

Полемарх – член коллегии архонтов в Афинах. Функцией П. являлось командование афинским ополчением.

Полис (греч. polis, лат. civitas) – город-государство, особая форма социально-

экономические и политические организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии. Территория П. состояла из городской территории, а также из окружавших её земледельческих поселений (хоры). П. возникли в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоев с родовой знатью. Экономическим базисом П. являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме — как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин П. (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию П. населяли свободные, но неполноправные жители — метеки, периэки, вольноотпущенники, занимавшиеся обычно ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы. П. обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и рабов, обязанностью его была забота об экономическом поддержании граждан П.; соответственно, внешняя и внутренняя экономическая политика П. направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий, аграрной законы и т.д.). В П. вводились т. н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной (во флоте) и государственной служб. Все граждане П. от 17—18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые

и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные —легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма. Политическое устройство П. при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат П. состоял из народного собрания (апелла, экклесия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, буле, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание — наиболее демократический орган управления —было атрибутом всякого П. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленными слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой зна-

тью, П. были либо олигархическими (например, Спарта), либо демократическими (например, Афины). В экономическом отношении различие между П. определялось большей или меньшей ролью хоры, т. е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей.

Типичным земледельческим П. была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным П. С установлением рабовладельческого строя П. становится формой рабовладельческого государства. Однако рост частной собственности, эксплуатации рабского труда приводят к разорению основной массы земледельцевобщинников, разложению античной формы собственности, а следовательно, к кризису П. Кризис П. приходится в Греции (пережившей период наивысшего расцвета П. в V в. до н.э.) на начало IV в. до н.э., в Риме (где полисные отношения достигли наибольшего развития в V—II вв. до н.э.) на III— вв. до н.э.

Полития - –в учении Аристотеля о государстве П. является одной из трех (монархия, аристократия, П.) правильных форм правления в противовес демократии –неправильной форме организации полисного строя. По Аристотелю, П. –это правление большинства для общей пользы, в то время как демократия – это правление неимущего большинства во имя своих интересов. Он определяет П. как смешение олигархии и демократии. Социальной опорой политии должен являться средний класс. Это граждане, которые достаточно состоятельны, но ≪не доходят в своем богатстве до забвения добродетели. В трактовке Аристотеля П. является также тимократией –формой правления, основанной на имущественных разрядах граждан. В связи с этим государственный строй Афин в V –IV вв. до н.э. Аристотель критиковал и считал неправильным.

Притания – подразделение афинского Совета 500 (буле). Всего в буле было 10 П. по 50 чел. – пританов, которые по очереди занимались текущими делами: вели контроль за законодательной и административной деятельностью, рассматривали законопроекты. П. также назывался срок исполнения своих обязанностей коллегией пританов.

Сисахфия (греч. seisahfeia – букв. стряхивание бремени, облегчение) – одно из мероприятий Солона в Афинах. С. заключалась в отмене долгового рабства. Внешним проявлением этого было снятие камней с долговыми надписями с полей крестьян-должников, с чем и связано название этой реформы Солона. В одной из своих элегий Солон по этому поводу писал: «Какой же я из тех задач не выполнил, Во имя коих я тогда сплотил народ? О том всех лучше перед Времени судом Сказать могла б из олимпийцев высшая — Мать черная Земля, с которой снял тогда Столбов поставленных я много долговых, Рабыня прежде, ныне же свободная».

Симмахия (греч. symmachia, от syn — вместе и machornai — сражаюсь) – в Древней Греции военный союз, заключавшийся между полисами. Первые С. возникли в VI в. до н.э. Вступавшие в союз полисы обязывались сообща вести военные действия, имели общую казну, ряд органов управления. Наиболее известны С. во главе со Спартой (Пелопоннесский союз), с Афинами (Делосский союз), с фивами (Беотийский союз), с Мегалополем

(Аркадский союз), Коринфский, Этолийский и Ахейский союзы.

Симпосий (συμπόσιον symposion) переводится как «совместное пиршество». В Греции симпосий был одной из любимейших форм времяпрепровождения и важной частью общественной жизни. Он состоял из двух частей: первая была отведена на еду, по большей части это были лёгкие закуски, а вторая часть была посвящена распитию напитков. Однако вино употребляли вместе с едой, а напитки сопровождались лёгкими закусками (τραγήματα tragēmata), такими как орехи, бобы, жареная пшеница или медовые пироги. Вторая часть начиналась с возлияния, чаще всего в честь Диониса, которое сопровождалась разговорами или играми, такими как коттаб. Гости располагались полулёжа на подушках (κλίναι klinai), рядом на низких столах была еда или игры. Танцовщицы, акробаты и музыканты развлекали богатых участников пира. За исключением флейтисток, танцовщиц и гетер, в симпосии участвовали только мужчины. Наряду с грандиозными пирами богачей существовали и скромные пиры бедняков, которые оплачивались в складчину. Главным содержанием пира могло быть не только пьянство и обжорство, но и интеллектуальная беседа; отсюда возник особый жанр литературы, описывающий разговор на симпосии. К этому жанру относятся произведения под названием «Пир» Платона (см. Пир (Платон)) и Ксенофонта (см. Пир (Ксенофонт), «Застольные беседы» из «Моралий» Плутарха и книга Афинея «Пир мудрецов».

Синойкизм (греч. synoikismos, от synoikizo — вместе заселяю) – в древних государствах (Греции, Риме и др.) процесс слияния нескольких прежде самостоятельных поселений или городов в единый полис. В результате С. постепенно ликвидировалась племенная раздробленность, возникали органы центрального управления, усиливалось экономическое единство, укреплялась военная мощь прежде обособленных племён и общин. Наиболее известен С. 12 общин Аттики, объединившихся под властью Афин (XIII—VII вв. до н.э.).

Сисситии (греч. syssitia) – фидитии, андрии, в некоторых древнегреческих государствах (Спарте, на Крите и др.) обязательные общие трапезы полноправных граждан. Происхождение ведут от обычаев родового строя. Античная традиция приписывает введение С. В Спарте Ликургу. В С. участвовали спартиаты, достигшие совершеннолетия и вносившие регулярные взносы (продовольствием и деньгами); участвовавшие в С. были разделены на обеденные группы по воинским подразделениям. Проходили С. под открытым небом, за столами, где все получали одинаково скромную пищу. Постепенно по мере разложения ≪общины равных≫ С. изменились, превратившись в праздничные обеды. Попытки царей Агиса IV и Клеомена III возродить С. в III в. до н.э. не увенчались успехом. В римское время С. назывались обеды магистратов.

Скене (греч. skene, основное значение — палатка) – одна из трёх частей здания древнегреческого театра (С., орхестра и места для зрителей). Вначале — временное деревянное помещение для переодевания и выхода актёров. С усложнением театрального действия и введением 2-го и 3-го актёров в 1-й половине V в. до н.э. С. стала сооружаться позади орхестры или по касательной к её окружности. От древнегреческого слова skene и лат. scaena

произошло современное слово сцена.

Стратег (греч. strategos, от stratos — войско и ago — веду) – в древнегреческих полисах с конца VI до середины I вв. до н.э. военачальник, облечённый широкими военными и политическими полномочиями. В Афинах существовала коллегия из 10 С. (один — для командования гоплитами, один — для снаряжения флота, один — для охраны страны, два — для охраны Пирея; остальные командовали войсками в походах, соблюдая очерёдность). Избирались С. народным собранием по одному от каждой филы сроком на 1 год (допускалось неоднократное избрание — например, Перикл в течение 15 лет). Должность С. Была безвозмездной. С. возглавляли общегреческие военно-политические союзы (Ахейский, Этолийский и др.).

Тирания (греч. tyrannis) – в Древней Греции форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении. Известно два главных исторических типа Т.: раннегреческая (или старшая) Т. и позднегреческая (или младшая) Т. Раннегреческая Т. возникла в период становления полисов (VII—VI вв. до н.э.) в процессе ожесточённой борьбы между родовой знатью и демосом, возглавлявшимся торгово-ремесленной верхушкой города; получила распространение в экономически развитых районах Греции. Придя к власти с помощью вооружённой силы и опираясь на поддержку демоса, тираны проводили важные преобразования по улучшению положения ремесленников, крестьян, беднейших городских и сельских слоев, способствовали развитию ремесла, торговли и процесса колонизации (например, Кипсел и Периандр в Коринфе; Феаген в Мегаре; Фрасибул в Милете; Писистрат в Афинах; Гелон, Гиерон I, Фрасибул в Сиракузах). Обычно реформы были направлены против родовой аристократии и способствовали закреплению элементов классового общества и государства. Порожденная особенностями перехода от родового строя к классовому, опиравшаяся главным образом на военную силу, Т. не была прочным режимом и к середине V в. до н.э. исторически изжила себя, уступив место полисной республике. Позднегреческая Т. возникла в конце V в. до н.э. в условиях острой социальной борьбы состоятельной и знатной верхушки полиса с разорявшимися слоями демоса и существовала до II в. до н.э. Осуществлялась предводителями наёмных отрядов и привела к ликвидации полисных республик (например, Дионисий I Старший, Агафокл и др. в Сиракузах; Ликофрон и Ясон в Фессалии; Маханид и Набис в Спарте и др.).

Трагедия (греч. tragōdia, буквально — козлиная песнь, от trаgos — козёл и odе — песнь) – драматический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом её исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии. Греческая Т. возникла из религиозно-культовых обрядов, посвященных богу Дионису, и сохранила печать ритуально-религиозного действа: греческая Т. есть воспроизведение,

сценическое разыгрывание мифа с его борьбой между поколениями (богов, героев); она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности. Именно поэтому греческая Т. даёт совершенные образцы законченных, органических произведений искусства (Эсхил, Софокл); безусловной реальностью происходящего она глубоко, психологически и физиологически, потрясает зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутренние конфликты и разрешая их в высшей гармонии (посредством катарсиса). Такого единства жизненного и художественного, реального и мифологического, непосредственного и символически-обобщённого позднейшая Т. не знала; оно начинает разрушаться уже у Еврипида в связи со становлением человеческой индивидуальности, с расколом между судьбой личности и судьбой народа. Отныне Т. становится жанром литературы, который в течение долгих столетий определяется правилами риторики (римская Т., например Сенека, средневековая византийская и латинская).

Трапезиты, трапедзиты (греч. trapezitai, от trаpeza — стол, стол менялы) – в Древней Греции менялы. Т. появились в VI в. до н.э.; занимались обменом, хранением, экспертизой, переводом денег, а также выдавали ссуды под высокие проценты (от 10—12 до 36%) в залог движимого и недвижимого имущества. Обычно Т. были метеки, а также вольноотпущенники или рабы. В роли Т. часто выступали богатейшие храмы Фив, Делоса, Эфеса и др. В эллинистическом Египте, имевшем систему государства трапез, Т. были государственные чиновники. В Древнем Риме менялы назывались аргентариями и нуммулариями.

Фесмофеты – члены коллегии архонтов в Афинах. Из 9 архонтов Ф. было 6. В период архаики Ф. выполняли функции верховных судей. Название происходит от слова «фесма» (thesmos) – освященный древностью закон, древнее установление.

Феты (греч. thetes) – в древних Афинах по реформе Солона четвёртая (после пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов), низшая цензовая группа гражданского населения. В неё входили граждане с годовым доходом с земли меньше 200 медимнов (1 медимн «от 41 до 52 л зерна): мелкие землевладельцы, арендаторы, батраки, подёнщики, городская беднота. От налогов Ф. были освобождены. В армии служили легковооружёнными воинами, матросами, гребцами, несли нестроевую службу. Обладали правом участия в народном собрании и суде присяжных. Политическая и военная роль Ф. особенно возросла при Фемистокле, Перикле и Клеоне в связи с дальнейшей демократизацией афинского государственного строя и усилением роли флота. К IV в. до н.э. Ф. фактически получили доступ к государственным должностям. Термин ≪Ф.≫ ранее, в гомеровскую эпоху (XI–IX вв. до н.э.), обозначал обедневшую часть граждан, потерявшую связь с родом и общиной.

Филы (греч., единственное число phyle) – в Древней Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в территориальные округа. Древние родовые Ф. были средоточием политической, военной и религиозной жизни населения Греции периода родового строя, они делились на фратрии. Власть в Ф. принадлежала народному собранию, совету старейшин и избираемому филобасилевсу, объединявшему в одном лице религиозную, судебную и военную власть. В процессе формирования рабовладельческих государств родовые Ф. Заменялись территориальными. В Аттике по реформе Клисфена (510–509 гг. до н.э.) вместо 4 родовых Ф. было создано 10 территориальных, каждая из которых состояла из 3 частей (триттий), взятых по одной из трёх областей Аттики (гористой, прибрежной и внутренней). Территориальные Ф. в Аттике стали опорой демократического государственного устройства.

Форос (греч. phoros, от phero – несу) – денежная подать (взносы) в Древней Греции, регулярно вносившаяся в 477 – 413 гг. до н.э. полисами – членами Делосского союза в общесоюзную казну и предназначавшаяся на покрытие общих военных расходов. Общая сумма Ф. возрастала (в 477 г. до н.э. – 460 талантов, в 437 г. до н.э. – 600, в 425 г. до н.э. – 1300 талантов). Ф. вносился ежегодно к празднику Великих Дионисий.

Фратрия (греч. phratria — братство) – форма социальной организации (промежуточная между родом и филой) в Афинах и других государствах доклассической Греции. Члены Ф., как правило, имели общие органы самоуправления, культ. Термин «Ф.» введён Л. Г. Морганом, обнаружившим сходную организацию у северо-американских индейцев. Ф. — экзогамная группа родственных родов, вступающая в брачные отношения с другой Ф. Дуальная организация из двух Ф. составляла племя. Главной функцией дуальнофратриальной организации было регулирование брачных отношений. На поздних этапах развития деление на Ф. необязательно было дуальным, существовали трёхфратриальные племена. Поздняя Ф. могла быть не экзогамной.

Хора (греч. hora – область, пространство, земля) – территория греческого полисного государства, находящаяся за пределами главного города; сельская округа полисного центра.

Циркумцеллионы (позднелат. circurncelliones) – демократическая христианская секта в римской Африке IV—V вв., левое крыло донатистов; то же, что агонистики. Для Ц., состоявших, главным образом, из трудового сельского населения, характерен уход от мирских дел, прежде всего отказ от подневольного труда в сельском хозяйстве, протест против социального неравенства, непримиримость к врагам «истинной веры», т. е. к официальной церкви, проповедь аскетизма и мученичества. Будучи активными последователями донатизма, Ц. вели борьбу против ортодоксальных («католических») клириков, разрушали церковные здания, оказывали вооружённое сопротивление императорским властям, боролись против ростовщиков. Известно также, что Ц. возглавляли крупные восстания коло-

нов, сельской бедноты и рабов.

Экклесия (греч. ekklesia) – в Древней Греции наиболее распространённое название народного собрания. В демократических полисах (например, в Афинах при Перикле, сер. V в. до н.э.) Э. — верховный орган государства, осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную власть, избиравший должностных лиц. В полисах с олигархическим строем права Э. были ограничены другими государственными органами типа советов и коллегий. В ряде полисов народные собрания имели специальные названия: апелла — в Спарте, агора — в Дельфах и городах Фессалии, алия — в Аргосе, Эпидавре, Геле, Акраганте. У поздних античных писателей Э. называли также место народных собраний.

Эллины (греч. Hellenes) – самоназвание греков. Впервые термин «Э.» для обозначения всех греков встречается у поэта Архилоха (VII в. до н.э.).

Эпоним (греч. eponymos – дающий имя) – тот, чье имя присваивалось городу, местности, году; города называли именами богов или героев, годы – именами должностных лиц. Э. Афин была богиня Афина, Гераклеи – герой Геракл. В Афинах название года определилось именем первого из девяти архонтов – архонта-Э., в Риме – именем консула.

Эргастерии (греч. ergasteria, от ergazornai — работаю) – в Древней Греции, на эллинистическом Востоке, затем в восточных провинциях Римской империи и позднее в Византии — ремесленные мастерские. Как правило, в них использовался рабский труд. Владельцы Э. либо сами принимали участие в работе, либо наблюдали за ней. Иногда Э. передавались рабам-надсмотрщикам. Наиболее изучены Э. Греции. Число работавших в них было небольшим: 3—4, не более 10—12, иногда более 30. Лишь в IV в. до н.э. засвидетельствованы Э. со 100 рабами. Э. существовали во всех видах ремесленного производства. Для некоторых Э. были характерны определенные черты мануфактуры: ручное производство, крупные масштабы, разделение труда.

Эфебия (греч. ephebeia, от ephebos — юноша) – государственная организация в Древней Греции для подготовки свободнорожденных юношей 18—20 лет к военной и гражданской службе. Первый год Э. посвящался овладению военным искусством и спортивным занятиям в условиях лагерной жизни, второй — несению гарнизонной и другой охранной службы. В афинской Э. в отличие от спартанской занимались также литературой, философией, музыкой. После завершения подготовки в Э. юноша становился полноправным гражданином.

Эфоры (греч. ephoroi, буквально — наблюдатели) – коллегия высших должностных лиц в Спарте (Древняя Греция). Избирались ежегодно в количестве 5 человек собранием граждан. Учреждение коллегии Э. относится к середине VIII в. до н.э. Э. созывали герусию и апеллу, председательствовали в них, заведовали государственной казной, объявляли набор войска, назначали военачальников, руководили судопроизводством и др. Наблюдали за действиями царей и должностных лиц, за поведением граждан, за жизнью зависимого населения — периэков и илотов. Э. были оплотом существовавшего в Спарте олигархического режима.


Перечень основных терминов и определений

по истории Древней Греции

Авгуры (Augures) – в Древнем Риме одна из древнейших жреческих коллегий, толковавшая волю богов на основании ауспиций. По древнеримскому преданию, учреждена Ромулом; в 300 г. до н.э. насчитывала 9 чел. (из них 5 плебеев); при Юлии Цезаре число А. возросло до 16. Принадлежность к А. высоко ценилась римскими аристократами, т. к. давала возможность влиять на законодательство. С течением времени деятельность А. превратилась в формальную процедуру, при совершении которой, по сообщению Цицерона, А. с трудом удерживались от смеха, т. к. сами не верили в неё.

Агер публикус - земля, находившаяся в собственности Римского государства. Традиционно фонд ager publicus пополнялся за счёт захвата части земель италиков. На некоторые участки ager publicus выводились римские колонии, однако многие участки обрабатывались как мелкими, так и крупными арендаторами.

Агнаты - (родственник по отцу) – в римском праве все свободные члены семьи (familia), происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью в результате усыновления или брака (жена, сыновья и внуки с их жёнами, незамужние дочери и внучки). А. находились под властью главы семьи (pater familias). По законам XII таблиц имущество умерших переходило к А.

Амфитеатр - в Древнем Риме монументальное сооружение для публичных зрелищ: боев гладиаторов, травли диких зверей, массовых театрализованных представлений. А. — грандиозная эллипсовидная в плане постройка с ареной посредине, вокруг которой повышающимися уступами располагались места для зрителей. Конструктивную основу А. составляла сложная система арок и столбов, между которыми находились сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Под ареной помещались клетки для зверей и сценической машины. До нашего времени сохранились частично А. в Риме (Колизей), в Вероне, Помпеях и др. городах бывшей Римской империи.

Анналисты - (лат. annales, от annus — год) – запись наиболее значительных событий по годам; ранняя форма исторических повествовательных источников. Погодные записи существовали в древности у многих народов, но термин «А.» — древнеримского происхождения. В Древнем Риме А. возникли первоначально как официальные погодные записи важнейших событий (ими ведала жреческая коллегия понтификов), заносившиеся на покрытые гипсом доски и выставлявшиеся для всеобщего ознакомления. Эти древнейшие А., погибшие, повидимому, при пожаре Рима в 387 г. до н.э., были затем восстановлены по памяти, переработаны и продолжены. Около 130 г. до н.э. А. были собраны в 80 книг (сборник «Большие А.»). Ведение А. прекратилось между 123 и 114 гг. до н.э. А. не сохранились, но послужили одним из источников для сочинений анналистов (эти сочинения, а также некоторые другие сочинения древних авторов, например Тацита, носят название «А.»).

Аннона - 1) в Др. Риме - годовой урожай и запас хлеба, необходимый для снабжения города; в поздней империи - натуральная повинность населения поставлять продукты и фураж городам и армиям; 2) в древнеримской мифологии - богиня, охранявшая жатву.

Арка-

Асс – денежная единица.

Багауды - (лат. Bagaudae, возможно, от кельт, baga — борьба) – участники народно-освободительного антиримского движения в Галлии и Сев. Испании в III — V вв. Основную массу Б. составляли разорившиеся крестьяне, мелкие ремесленники, закрепощаемые колоны и беглые рабы. Движение Б. было одним из проявлений кризиса римского рабовладельческого общества и государства. Выступления Б. начались в 283—285 гг. (или 269—270 гг.). Основным районом восстания были области между реками Сеной и Луарой (обширные густые леса служили хорошим убежищем). Объединяясь в отряды, Б. нападали на виллы крупных землевладельцев и на слабозащищённые города. Предводители Б. — Аманд и Элиан, провозглашенные императорами, создали армию, включавшую пехоту, комплектуемую из земледельцев, и конницу — из пастухов. Подавленное римлянами движение Б. возобновилось в 408 г. (Б. напали на римские войска у Альп). В 435—447 гг. восстание охватило Сев.-Зап. Галлию, но было дважды подавлено римскими военачальниками Аэцием и Литорием; в середине V в. оно вспыхнуло в Сев. Испании; подавлялось римскими, а затем вестготскими полководцами.

Буколы - участники антиримского восстания в Египте в период правления римского императора Марка Аврелия в 172 г. (по другим данным, в 174 или 175 г.). Б. получили название от Буколии — труднодоступной заболоченной местности в дельте Нила, куда начиная с середины II в. бежали от непосильных поборов и повинностей крестьяне. Возглавляемые жрецом Исидором, Б. разбили римские легионы, захватили весь Нижний Египет и подступили к Александрии. Римлянам пришлось вызвать из Сирии полководца Авидия Кассия, который, используя разногласия среди повстанцев, подавил восстание.

Вандализм - в историческом значении понятия бессмысленное, жестокое разрушение памятников, культурных ценностей. Вандалы - древние германские племена, известные своими нападениями на Рим и его провинции,причинявшие при этом огромные разрушения.

Велиты (от лат. velum – полотно) – легковооруженные римские солдаты, одетые в полотняные рубахи; В., самые молодые и самые бедные воины римской армии, набирались из низших разрядов плебеев. В каждом римском легионе было 1200 В. (до реформы Гая Мария 107 г. до н.э.). Вооружение В.: дротики, лук, деревянный шит, стрелы и праща. В. использовались против боевых слонов, они завязывали бой и несли охрану легионов.

Весталки – в Древнем Риме жрицы богини Весты, поддерживавшие в храме богини священный огонь. В. избирались из римских аристократических семей и должны были служить богине 30 лет, пребывая в безбрачии. Нарушение целомудрия каралось смертью: В. живыми закапывали в землю.

Ветеран (лат. veteranus, от vetus — старый, испытанный, опытный) – в Древнем Риме солдат, отслуживший установленный срок в армии. В. наделялись землёй (в Италии и провинциях) или получали денежное вознаграждение (особенно со II в. н.э.), освобождались от повинностей, не имевшие ранее прав римского гражданства получали их.

Вето (от лат. veto — запрещаю) – в Древнем Риме право римского магистрата (так называемая интерцессия) на постановления и действия другого магистрата. Особое значение имело право В. народных трибунов.

Вилик (лат. vilicus, villicus) – в Древнем Риме управляющий виллой. Обычно раб или вольноотпущенник.

Вилла (лат. villa — усадьба, поместье, уменьшительно от vicus — деревня, посёлок) – тип загородного дома с садом или парком. Первые В. появились в Италии в III в. до н.э.; во II—I вв. до н.э. они уже встречались по всему Средиземноморью. Наиболее распространённым типом В. в этот период была villa rustica — архитектурный комплекс жилых и хозяйственных построек — центр сельского поместья; обычно состояла из господской части, где жили хозяин и его семья, и хозяйственной (помещения для рабов, хлевы, амбары и пр.). Все постройки В. группировались вокруг открытого, позже замкнутого, двора. Существовали также и пригородные В. — villa urbana, предназначенные для развлечений и отдыха. Жилые помещения владельца во II—I вв. до н.э. обособились от хозяйственных построек, нередко их украшали мозаиками и росписью. Наряду с ранним типом строили крупные В. (особенно в эпоху империи), окружённые специально разбитым, обычно террасным, парком с павильонами, скульптурой и фонтанами.

Всадники (греч. hippeis, от hippos — конь; лат. equites, от equus — конь) – одно из привилегированных сословий в Древних Афинах, Древнем Риме, Фессалии и других античных государствах. В Афинах В. как сословная группа оформились реформами Солона (594/593 г. до н.э.). Это был 2-й разряд населения (после пентакосиомедимнов) с имущественным цензом в 300 медимнов. В. могли занимать все выборные должности. В войско являлись на конях. В Древнем Риме В. с древнейших времён называлась привилегированная группа воинов, служивших в коннице. По реформе Сервия Туллия (VI в. до н.э.) В., выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан (имущественный ценз — 100 тыс. ассов). До конца IV в. до н.э. римские В. были военной группой. С III в. до н.э. с развитием торговли и ростовщичества в разряд В. стали вступать (по цензу) владельцы крупных мастерских, ростовщики. К концу 20-х гг. II в. до н.э. В. превратились в особое сословие римского общества, материальной базой которого было владение крупными денежными средствами и движимым имуществом. С конца I в. до н.э. (со времени Августа) звание В. стало передаваться по наследству, а ценз был установлен в 400 тыс. сестерций. С I в. н.э. из В. комплектовался командный состав армии; они занимали также ряд должностей по управлению провинциями (префект Египта, прокураторы и т.д.). Сословие В. в Риме просуществовало до IV в.__

Вилланова - Культу́ра Виллано́вы — древнейшая культура железного века на территории Северной и центральной Италии, пришедшая на смену Террамарской культуре бронзового века, и в свою очередь уступившая место этрусской цивилизации.

Галлы - племена кельтской группы, обитавшие на территории Галлии с железного века до римского периода. Они говорили на одном из континентальных кельтских языков — галльском. Часть французской историографии считает галлов предками современных французов.

Гаруспики - [лат. haruspex, от hirae (этрусск. harus) — кишки, внутренности и specio — наблюдаю] – в Древнем Риме жрецы, гадавшие по внутренностям жертвенных животных и толковавшие также явления природы (гром, молнию и др.). Гадания Г. римляне заимствовали у этрусков.

Декурионы Декурион 1 представитель декурии, главным образом начальник декурии всадников; 2 член муниципального совета. В IV в. н.э. декурионы образовали в провинциях наследственную аристократию в связи с поземельной собственностью.

Денарий - название римской серебряной монеты времён Республики и первых двух веков Империи. Одна из наиболее распространённых монет на территориях, находившихся под властью или влиянием Рима. Символ древнеримского денария — X, X.

Децемвиры (лат. decemviri, от decem — десять и vir — муж, человек) – в Древнем Риме всякая коллегия из 10 человек, избираемая для выполнения специальных государственных поручений (судебных дел, вопросов культа, записи законов и т.д.). Наиболее известны коллегии Д. 451—450 гг. до н.э. Коллегия Д. 451 до н.э., состоявшая из патрициев, была избрана под давлением плебеев для написания законов. В 450 г. до н.э. для завершения работы была избрана новая коллегия Д. из 5 патрициев и 5 плебеев. На время деятельности Д. консулы сложили с себя полномочия и вся полнота власти принадлежала Д. Результатом деятельности коллегий Д. 451—450 гг. до н.э. явились Законы XII таблиц.

Децимация (от лат. decimus – десятый) – в римской армии казнь каждого десятого воина, как наказание за невыполнение приказа или трусость, проявленную всем подразделением.

Децимация - казнь кажд


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: