ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Институт Машиностроения
Кафедра «Управление промышленной и экологической безопасностью»
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины
Тольятти 2015
УДК 358.238
ББК 68.9я723
Шапорева И.Л., Л.Н Горина, Н.Е. Данилина.
Безопасность жизнедеятельности. Учебно-метод. пособие. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. – 305 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по курсу «Безопасность жизнедеятельности», оказания помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавров высших учебных заведений, может быть использовано для реализации технологии дистанционного обучения, а также для заочной формы обучения.
Дано описание модульной конструкции дисциплины, представлены: технологическая карта дисциплины, алгоритмы работы в каждом модуле, рейтинговая система оценки знаний, методическое обеспечение модулей.
|
|
Резензент: Д.т.н., профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» Г.Н. Яговкин
Утверждено редакционно-издательской секцией научно-методического совета Института Машиностроения Тольяттинского государственного университета
© Тольяттинский государственный
университет, 2015
© Институт машиностроения, 2015
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 4
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.. 5
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ". 8
КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, КРИТЕРИИ И НОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 18
РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЙ.. 21
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.. 22
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 26
Практическое занятие № 1. 26
«Идентификация опасных и вредных производственных факторов». 26
Практическое занятие № 2 «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА» 57
Практическое занятие № 3 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ». 74
Практическое занятие № 4. 134
«МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ». 134
Практическое занятие № 5 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПЭВМ». 174
Практическое занятие № 6. 203
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ПЕРВИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ СОГЛАСНО КАТЕГОРИИ ПО ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНОСТИ». 203
Практическое занятие № 7. 226
«ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ». 226
|
|
Практическое занятие № 8. 272
«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ АВАРИЙНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ». 272
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 294
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 297
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета.
Курс «Безопасность жизнедеятельности» призван интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Курс позволяет расширить и углубить познания студентов в области комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.
При изучении дисциплины рассматриваются:
современное состояние и негативные факторы среды обитания;
принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные с точки зрения безопасности условия деятельности;
последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;
средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;
методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;
мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях ведения военных действий, и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса - формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Задачи курса:
1. Приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;
2. Овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
3. Формирование культуры безопасности, экологического сознания и рискоориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
4. Формирование культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
5. Формирование готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
6. Формирование мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;
7. Формирование способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;
|
|
8 Формирование способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.
Данная дисциплина (учебный курс) базируется на освоении следующих естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: биология, физика, правоведение, социология, экология, основы безопасности жизнедеятельности.
Знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины (учебного курса) необходимы для формирования общекультурных и общепрофессиональных знаний, умений, компетенций выпускника.
В результате изучения дисциплины (учебного курса):
- студент должен знать:
основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
- студент должен уметь:
идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
- студент должен владеть:
законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
При изучении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" используются следующие образовательные технологии:
- технология традиционного обучения в форме лекций, практических занятий, самостоятельной работы;
- информационная технология и технология контекстного обучения в форме визуальных лекций;
- модульная технология в форме практических работ с использованием метода анализа конкретных ситуаций);
|
|
Общая трудоемкость дисциплины (учебного курса) - 2 ЗЕТ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Идентификатор курса в модуле "Методическая работа" id=101497
№ н е д е л и | № модуля | Наименование учебного мероприятия | К р. н а з в а н и е | Описание учебного мероприятия (тема, форма проведения) | В р а с п и с а н и и е | В е д у щ и й | M a x б а л л о в | Продолжительность учебных мероприятий, проводимых | Требования к ресурсам | Рекомендуемая литература (№.) | ||||||||
в аудитории | по индивидуальному графику студента | Тип аудитории | К о л - в о а у д. | M a x с т у д. | Требуемое оборудование | |||||||||||||
в часах | в т.ч. в интеракт. форме (+, -) | в часах | в днях | |||||||||||||||
Модуль 1 | Лекция №1 | Лек №1 | Введение в безопасность. Вредные и опасные негативные факторы. | + | Л | - | - | - | Лекционная аудитория | Медиаобеспечение | 1-6 | |||||||
Модуль 1 | Самостоятельное изучение материала 1 | Сам1 | Изучение материала по темам, не вошедшим в лекции по модулям 1,2 | - | - | - | - | - | - | - | - | 1-6 | ||||||
Модуль 1 | Самостоятельное изучение материала 2 | Сам 2 | Подготовка к лабораторной работе 1. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1-6 | |||||
Модуль 1 | Практическое занятие №1 | ПрЗ №1 | Идентификация опасных и вредных производственных факторов | + | П | - | - | - | Аудитория для практических занятий | - | 1-6 | |||||||
Модуль 1 | Лекция №2 | Лек №2 | Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. | + | Л | - | - | - | Лекционная аудитория | Медиаобеспечение | 1-6 | |||||||
Модуль 1 | Самостоятельное изучение материала 3 | Сам 3 | Подготовка к лабораторной работе 2. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1-6 | |||||
Модуль 1 | Практическое занятие №2 | ПрЗ №2 | Организация обучения безопасности труда | + | П | - | - | - | Аудитория для практических занятий | - | 1-6 | |||||||
Модуль 2 | Лекция №3 | Лек №3 | Основные принципы защиты от опасностей. Общая характеристика и классификация защитных средств | + | Л | - | - | - | Лекционная аудитория | Медиаобеспечение | 1-6 | |||||||
Модуль 2 | Самостоятельное изучение материала 4 | Сам 4 | Подготовка к лабораторной работе 3. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1-6 | |||||
Модуль 2 | Практическое занятие №3 | ПрЗ №3 | Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников организаций | + | П | - | - | - | Аудитория для практических занятий | - | 1-6 | |||||||
Модуль 2 | Лекция №4 | Лек №4 | Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования | + | Л | - | - | - | - | Лекционная аудитория | Медиаобеспечение | 1-6 | ||||||
Модуль 2 | Самостоятельное изучение материала 5 | Сам 5 | Подготовка к лабораторной работе 4. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1-6 | |||||
Модуль 2 | Практическое занятие №4 | ПрЗ №4 | Методы и средства защиты окружающей среды | + | П | - | - | - | Аудитория для практических занятий | - | 1-6 | |||||||
Модуль 2 | Консультация вне расписания | КонВ 1 | Консультация перед рубежным контролем 1 по модулям 1,2 | - | П | - | - | - | - | - | - | - | 1-6 | |||||
Модуль 2 | Тестирование сотрудниками кафедры | Т 1 | Рубежный контроль 1 по модулям 1,2 | - | П | - | - | - | - | 1-6 | ||||||||
Модуль 3 | Лекция №5 | Лек №5 | Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. | + | Л | - | - | - | Лекционная аудитория | Медиаобеспечение | 1-6 | |||||||
Модуль 3 | Самостоятельное изучение материала 6 | Сам 6 | Изучение материала по темам, не вошедшим в лекции по модулям 3,4,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | 1-6 | ||||||
Модуль 3 | Самостоятельное изучение материала 7 | Сам 7 | Подготовка к лабораторной работе 5. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1-6 | |||||
Модуль 3 | Практическое занятие №5 | ПрЗ №5 | Организация безопасной работы пользователей ПЭВМ | + | П | - | - | - | Аудитория для практических занятий | - | 1-6 | |||||||
Модуль 3 | Лекция №6 | Лек №6 | Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Эргономические основы безопасности | + | Л | - | - | - | - | Лекционная аудитория | Медиаобеспечение | 1-6 | ||||||
Модуль 4 | Самостоятельное изучение материала 8 | Сам 8 | Подготовка к лабораторной работе 6 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1-6 | |||||
Модуль 4 | Практическое занятие №6 | ПрЗ №6 | Обеспечение помещений первичными средствами пожаро-тушения согласно категории по взрывопожароопасности | + | П | - | - | - | Аудитория для практических занятий | - | 1-6 | |||||||
Модуль 4 | Лекция №7 | Лек №7 | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающие факторы | + | Л | - | - | - | - | Лекционная аудитория | Медиаобеспечение | 1-7 | ||||||
Модуль 4 | Самостоятельное изучение материала 9 | Сам 9 | Подготовка к лабораторной работе 7 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1-7 | |||||
Модуль 4 | Практическое занятие №7 | ПрЗ №7 | Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях | + | П | - | - | - | Аудитория для практических занятий | - | 1-7 | |||||||
Модуль 4 | Лекция №8 | Лек №8 | Устойчивость функционирования объектов экономики. Основы организации защиты населения и персонала. | + | Л | - | - | - | Лекционная аудитория | Медиаобеспечение | 1-7 | |||||||
Модуль 4 | Самостоятельное изучение материала 10 | Сам 10 | Подготовка к лабораторной работе 8. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1-7 | |||||
Модуль 4 | Практическое занятие №8 | ПрЗ №8 | Оказание первой доврачебной помощи при аварийных и чрезвычайных ситуациях | + | П | - | - | - | Аудитория для практических занятий | - | 1-7 | |||||||
Модуль 4 | Консультация вне расписания | КонВ 2 | Консультация перед рубежным контролем 2 по модулям 3,4 | - | П | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
Модуль 4 | Тестирование сотрудниками кафедры | Т 2 | Рубежный контроль 1 по модулям 3,4 | - | П | - | - | - | - | 1-7 | ||||||||
Итоговый тест по курсу через ЦТ | ТИ | + | - | - | - | - | Компьютерный класс общего доступа | - | 1-7 | |||||||||
ИТОГО | ||||||||||||||||||
ИТОГО через ЦТ |
КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, КРИТЕРИИ И НОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Наименование учебных мероприятий | Типы учебных мероприятий | Количество баллов | Условия допуска | Критерии и нормы оценки |
Практическое занятие 1- 8 | Практическое занятие | Практическое занятие - максимум 7 баллов. - 5 баллов - отсутствие студента на практикуме. 0 баллов - работа не выполнена. 2 балла - работа выполнена со значительными ошибками. 4 балла - работа выполнена с незначительными ошибками. 5 баллов - работа выполнена верно. +1 балл - работа прошла защиту (ответ на один контрольный вопрос из двух). +2 балла - работа прошла защиту (ответ на два контрольных вопроса из двух). | ||
Тестирование сотрудниками кафедры 1 | Тестирование сотрудниками кафедры | Выполнение практических работ 1 - 4 | Тестирование (всего 22 вопроса) - максимум 22 балла (1 балл за каждый правильный ответ на вопросы теста). | |
Тестирование сотрудниками кафедры 2 | Тестирование сотрудниками кафедры | Выполнение практических работ 5-8 | Тестирование (всего 22 вопроса) - максимум 22 балла (1 балл за каждый правильный ответ на вопросы теста). | |
Итоговый тест по курсу через ЦТ | Итоговый тест по курсу через ЦТ | Выполнение практических работ 1 - 8, успешное прохождение промежуточных тестирований 1, 2 | Представлены в разделе "Регламент проведения тестирований". |
Пересдача зачета (экзамена) преподавателю | Пересдача | Допускаются студенты, не набравшие 40 баллов по накопительному рейтингу | Полный, развернутый письменный ответ - 20 баллов. Неполный с небольшими неточностями письменный ответ - 10 баллов. Ответ с незначительными ошибками - 5 баллов. Ответ с грубыми ошибками или отсутствие ответа - 0 баллов. | |
Схема расчета итоговой оценки: | Текущий рейтинг (все занятия и промежуточные тесты) + Результат итогового теста и все делится на 2 |
РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЙ
Название банка тестовых заданий | Количество заданий, предъявляемых студенту | Номера и наименования разделов теста | Кол-во заданий в разделе, предъявляемых студенту | Время на тестирование, мин. |
Итоговый тест по курсу через ЦТ (Безопасность жизнедеятельности,тест,итоговый) | Тест 1 | |||
Тест 2 | ||||
Тест 4 | ||||
Тест 5 | ||||
тест 3 | ||||
тест 6 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Обязательная литература
Дополнительная литература и учебные материалы (аудио-, видеопособия и др.) - фонд научной библиотеки ТГУ:
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие № 1
«Идентификация опасных и вредных производственных факторов»
Цель занятия: Получить практические навыки определения опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте.
Нормативная правовая база:
Þ ГОСТ 12.0.003 — 74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы»
Þ ГОСТ 12.1.007-76 «ССБТ. Вредные вещества, классификация и общие требования безопасности»