double arrow

Причины ухудшения здоровья современных школьников

Среди причин ухудшения здоровья современных школьников можно выделить как общие, внешкольные, так и имеющие непосредственное отношение к проблемам образовательного учреждения. Причем в отношении последних существуют две прямо противоположные точки зрения. В первом случае рассматриваются причины, мешающие ребенку адаптироваться к условиям традиционной школы. Во втором - имеются в виду «патологические» особенности самой современной системы организации учебно-воспитательного процесса.

К внешкольным факторам, определяющим состояние здоровья подрастающего поколения относят:

- падение социального благополучия населения и резкое ухудшение экологической обстановки в стране [Алексеев С.В., 1997, АнтроповаМ.В., 1995, Баранов А.А., 1998, Кучма В.Р., 1998, Уланова Л.Н., 2000];

- серьезные недостатки в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения [Онищенко Г.Г., 1997];

- сокращение объема ассигнований на образование в федеральном бюджете [Новичков В.Б., 1995];

- неудовлетворительное материально-техническое состояние и низкий уровень коммунального благоустройства детских дошкольных и образовательных учреждений [Онищенко Г.Г., 1997];

- низкое качество компьютеров и учебно-методической литературы [Онищенко Г.Г., 1997];

- рост детского травматизма в связи с сокращением возможностей организованного досуга школьников [Мирская Н.Б., 2000];

- сокращение количества детей, направляемых в оздоровительные учреждения [Онищенко Г.Г., 1997];

- деградационные процессы в семейных отношениях [Голод С.И., 1994, Подростковая, 1996], резкое ухудшение материального положения семей [Новичков В.Б., 1995];

- недостатки в системе здравоохранения [Новичков В.Б., 1995];

- несбалансированность питания [Новичков В.Б., 1995 Мирская Н.Б., 2000], обострение проблемы обеспечения населения доброкачественной водой [Онищенко Г.Г., 1997];

- потеря интереса к занятиям физическими упражнениями [Теряева Н.В., 1996, Щеголев В.А., 1993, 1994];

- резкое увеличение табакокурения, потребления алкоголя и наркотиков [Гилинский Я.И., 1994, Гузиков Б.М., 1994, Кураев Г.А., 1996, Медведев В.Г., 1994, Подростковая, 1996], рискованное половое поведение [Кураев Г.А., 1996].

Среди причин, затрудняющих адаптацию ребенка к условиям и требованиям стандартно-нормативной модели образовательного учреждения называют:

- слабую функциональную готовность к школе [Вишневецкая Т.Ю., 1978, Громбах С.М., 1981, Зубкова В.М., 19881], парциальную незрелость некоторых функций [Громбах С.М., 1985, Зубкова В.М., 1988], наследственную отягощенность [Личко А.Е., 1985, Суходолец В., 1988], медлительность мышления [Александровская Э.М., 1988, Кольцова М.М., 1981, Попова Н.М., 1988], соматическую ослабленность и низкий уровень умственной работоспособности [Дубинская И.Д., 1978, Зубкова В.М., 1988, Пратусевич Ю.М., 1985], дисгармоничность в развитии [Громбах С.М., 1985, Зубкова В.М., 1988, Пратусевич Ю.М., 1984], недоразвитие мотивационной сферы [Александровская Э.М., 1988], леворукость [Журова Т.Б., 1996, Чуприков А.П., 1985], половые особенности [Каган В.Е., 1984, Краснушкина Н.А., 1984, Попова Н.М., 1988];

- сложности адаптации при поступлении в первый класс и при переходе в основную школу [Бойнович Н.Н., 1997, Поборский А.Н., 1996, Румянцев А.Г., 1996, Русинова С.И., 1996];

- увеличение объема суммарной учебной нагрузки [Ананьева Н.А., 1994];

- введение в школах в 1988-1989 учебном году пятидневной учебной недели без сокращения программы обучения [Мирская Н.Б., 2000];

- повседневные нарушения гигиенических нормативов дневного отдыха, ночного сна, режима питания, крайне низкий объем дневной и недельной двигательной активности, преобладание статических нагрузок над динамическими в процессе учебной деятельности в школе и дома [Антропова М.В., 1995];

- снижение общей двигательной активности детей и подростков, связанное с перегрузкой учебной деятельностью [Андрюхина Т.В., 1996, Барышников В.Я., 1996, Зайцева Н.К., 1996, Попова Л.А., 1996];

- несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями и особенностями детей [Акимова М.К., 1995, Захаров А.И., 1982];

- агрессивное отношение к ученикам учителя [Галагузова М.А., 1994, Исаев Д.И., 1984];

- отсутствие возможности посещать столовые в течение учебного дня [Новичков В.Б., 1995];

- избыток углеводного компонента школьного питания при недостатке овощного, фруктового и белкового [Валеологическое, 1999];

- несформированность более чем у половины учащихся элементарных гигиенических навыков [Мирская Н.Б., 2000, Баль Л.В., 1999, Шарова Н.Н., 1999];

- недостаточный учет показателей здоровья учащихся при распределении учебных нагрузок и составлении расписания [Мирская Н.Б., 2000];

- массовое и повсеместное увеличение сети образовательных учреждений инновационного типа, создаваемых, как правило, на базе обычных школ без надлежащей модернизации условий их эксплуатации [Кучма В.Р., 2000, Фуфаева О.А., 2000];

- введение дополнительных предметов и кружков особенно на первом году обучения [Беляшина Н.О., 1999].

Наконец, среди «патологических» особенностей современной школы, не позволяющих решать проблему здоровья детей в принципе, выделяют следующие моменты:

- современная школьная система не отвечает требованиям гигиены и естественнонаучным основам возрастной физиологии [Антропова М.В., 1995, Антропова М.В., 1993, Зелинская Д.И., 1995, Поборский А.Н., 1996];

- традиционная «конструкция школьной жизни», связанная с сидячим образом жизни, отчуждением органов чувств от необходимого сенсорно-стимульного разнообразия, отсутствием свободы в ориентировочно-поисковой деятельности, безнажимной техникой письма, люминесцентным освещением, стандартными столами, подавляет и закрепощает функциональные основы ребенка, приводит к состоянию хронического стресса [Базарный В.Ф., 1995, 1996];

- проблему сохранения здоровья школьников не решить, если не упорядочить объем содержания образования, не снять непосильные программные нагрузки, если не учить детей в соответствии с их природными способностями, а не всех скопом по одной и той же программе и учебному плану [Безруких М., 2000];

- само наше образование (объем учебных программ, противоприродные методики обучения) – вот сегодня причина всех бед, связанных со здоровьем школьников [Целищева Н., 2001];

- «…есть ли вообще смысл охранять здоровье детей России медицинскими средствами, если в стране существует некая «общеобразовательная мясорубка», которая без остановок, наращивая обороты, перемалывает здоровье детей?» [Ткачук Е., 2001].

Таков, далеко не полный, перечень причин ухудшения здоровья современных школьников, обнаруженных многочисленными исследователями. К сожалению, получены они разными авторами, в разное время, в различных природно-климатических и социально-экономических условиях, с использованием различных подходов, на различном контингенте и т.д. Все это затрудняет их сопоставление и тем более определение факторного веса различных причин в общем ухудшении здоровья подрастающего поколения.

Для нас же принципиально важным является тот факт, что многие из них, так или иначе, замыкаются на школу. И проблема эта стара как мир. Ибо о том, что школа основательно подрывает здоровье детей, знали еще в прошлые века. Достаточно вспомнить, например, высказывание великого педагога-просветителя Песталоцци, который еще в далеком 1805 году оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья [Симонова С., 1999].

На это же указывал и классик природосообразной педагогики Ян Амос Каменский, говоря, что «…совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только он сам желает…» [Целищева Н., 2001]. По сути, за это же критикует педагогов и А. Дистервег, когда пишет, что они «…хотят исправить человеческую Природу, исправить при помощи системы, в которую они втискивают своих питомцев. Это – основная ошибка, основное заблуждение, которое обусловливает все их последующие действия…» [Diesterweg, 1838].

Таким образом, проблема здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений явно вырисовывается с появлением классно-урочного стандартно-нормативного подхода в педагогие. Другое дело, что, следуя за научно-техническим прогрессом и постоянно наращивая объем и интенсивность информации, школа все дальше уходила от проблем переносимости детьми этих непомерных нагрузок, превращаясь в «больную школу» [Кумарин В., 2001, Симонова С., 1999].

В то же время на всех этапах развития современной школы существовал неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся. И если на начальных этапах этот интерес в большей мере проявлялся со стороны специалистов, то в настоящее время инициатива сохранения позитивного здоровья школьников принадлежит системе образования [Касаткин В.Н., 1997, Смирнов Н. К., 1997]. В этой сфере накоплен огромный зарубежный и отечественный опыт, требующий рассмотрения и анализа. И хотя школа – только один участок на широком поле деятельности, имеющем отношение к здоровью и образованию [Nader P.N., 1990], участок этот, в силу своего социально-экономического и организационного положения, безусловно, стратегический. По мнению ряда специалистов, школа – идеальное место для реализации междисциплинарных комплексных оздоровительных программ [Касаткин В.Н., 1998, Сенников С.А., Костович Л., 2000 и др.].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: