Исследование уровня притязаний безработных

Личностные характеристики также диагностировали с помощью методики оценки уровня притязаний.

Уровень притязаний (УП) связан с процессом достижения цели. УП определяется уровнем трудности выбираемой цели. Экспериментальное изучение УП широко использует различные модификации методики Ф. Хоппе. Суть методик сводится к выполнению испытуемым некоторого (часто фиксированного) числа заданий, проранжированных по степени трудности, причем, выбор степени сложности задания в начальной и последующих пробах возлагается на самого испытуемого. Каждое задание наносится на отдельную карточку, номер которой соответствует рангу задания по уровню сложности.

В примененной нами модификации методики были включены 12 заданий. Испытуемому дается следующая инструкция: "Перед вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках обозначают степень сложности задания. Задания располагаются по возрастающей сложности. Необходимо решить все задания. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если вы не уложитесь в определенное время, я буду считать, что задание вами не выполнено, и ставлю минус. Если уложитесь в отведенное время - ставлю плюс. Задание вы должны выбирать сами".

Экспериментатор мог влиять на ход эксперимета, варьируя отведенное на выполнение задания время и таким образом произвольно оценивать выполнение задания как правильное или неправильное. Испытуемый переходил к выбору и выполнению очередного задания только после получения оценки экспериментатора. Число выборов было ограничено 5 попытками.

Стимульный материал, представленный на карточках, выглядел следующим образом (номер карточки соответствует степени сложности задания):

Карточка 1. Написать три слова на букву "Н".

Карточка 2. Написать название четырех фруктов на букву "А".

Карточка 3. Написать шесть имен на букву "П".

Карточка 4. Написать название шести государств на букву "И".

Карточка 5. Написать пять названий станций метро на букву "П".

Карточка 6. Написать двадцать слов на букву "С".

Карточка 7. Написать, какие материки начинаются с буквы "А".

Карточка 8. Написать название пяти государств на букву "М".

Карточка 9. Написать название пяти фильмов на букву "М".

Карточка 10. Написать фамилии пяти известных киноактеров на букву "Л".

Карточка 11. Написать фамилии пяти известных русских ху-дожников. композиторов, писателей на букву "Р".

Карточка 12. Написать фамилии пяти известных русских ху-дожников на букву "К".

В качестве оценки УП обычно используется: градация сложности первых выборов, градиент изменения рангов после "успеха" и "неудачи", суммарное количество набранных очков (количество очков за успешно решенное задание соответствует уровню сложности задания).

Данная методика позволяет оценить УП по параметрам так называемой "меры сдвига после неудачи" (средняя величина единичных сдвигов после каждого неудачно выполненного задания) и "меры сдвига после успеха" (средняя величина сдвигов в сторону увеличения сложности после каждой удачи).

В экспериментах Хоппе было установлено, что в целом для испытуемых типичной является тенденция довольствоваться малым успехом, чем прекратить действие после неудачи, - тем самым выявлялась свойственная человеку тенденция сохранить уровень притязаний и как можно более высокое мнение о своих возможностях.

УП проявляются в целом спектре личностных характеристик, используются в экологической психологии индивидуальности для гармонизации сочетания разноуровневых индивидуальных особенностей. Так, показано значение самооценки и уровня притязаний личности для сохранения психического и соматического здоровья, а также для развития способностей, одаренности и таланта человека (обзор в монографии Т.Ф. Базылевич, 1998).

Описанная выше технология диагностики самооценки личности традиционно связана с выделением другой «ядерной» характеристики личности - уровня ее притязаний.

Под уровнем притязаний (УП) принято понимать степень трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой, исходя из собственных потребностей, мотивов, системы ценностей и т.д.

В психологии принята определенная схема оценивания УП. Экспериментатор подбирает стимульный материал, состоящий из однотипных задач, ранжируемых по сложности их решения. В инструкции испытуемому предлагается последовательно выбирать для выполнения определенное (часто фиксированное) количество этих заданий любой степени трудности. Эксперимент официально представляется как испытание интеллекта (логики, сообразительности).

Специфические условия экспериментальной ситуации могут приводить к формированию особенностей УП, нетипичных для привычного круга жизнедеятельности деятельности. С другой стороны, исследователями признается, что УП представляет собой обобщенную психологическую характеристику: в любой деятельности, независимо от ее специфики каждый человек может демонстрировать свойственный ему УП. Эта характеристика является продуктом уникальной жизненной истории человека, как носителя личности в структуре целостной индивидуальности.

Оценка УП производится по ряду ключевых параметров:

1. Высота УП (низкий, средний, высокий).

2. Адекватность УП (адекватный, неадекватный завышенный, неадекватный заниженный).

3. Устойчивость УП (устойчивый, неустойчивый).

В ряде исследований УП рассматривается в контексте защитных механизмов личности. УП служит для поддержания индивидуально приемлемого уровня самооценки.

Фиксированный УП строится таким образом, что ни одно психотравмирующее воздействие не пропускается в сознание субъекта. В случае, когда на УП возлагается преимущественно защитная функция «фильтрации» стрессирующих факторов, следует говорить о неадекватном УП: теперь в ситуации выбора человек опирается не на свои реальные ресурсы (психофизиологические, эмоционально-волевые, интеллектуальные), а на свои искаженные представления о них, хранящиеся в прошлом опыте.

Формирование адекватного УП представляется одной из важнейших задач процесса психологической поддержки и реабилитации безработных. В каждом конкретном случае это позволит либо «приземлить» безработного, сопоставить его радужные мечты с реальными рыночными условиями, либо - вселить веру в собственные силы, сформировать установку на планомерные позитивные изменения. В терминах экопсихологии целостной индивидуальности, следует говорить об индивидуально-ориентированном обучении стратегиям вероятностного прогнозирования личностно значимых событий. Однако, разработанная Т.Ф.Базылевич и ее сотрудниками (в Институте психологии РАН и Социально-технологическом институте МГУС) системотехнология требует повышения квалификации работников социальных служб. Семинары проводятся квалифицированными психологами на базе СТИ.

УП может проявляться через демонстрацию предпочтения одной из двух стратегий поведения при принятии решения:

1. Тенденция выиграть (поиск поощрения).

2. Тенденция не проиграть (избегание неудач).

Для первого случая (тенденция к выигрышу), когда человеку свойственно добиваться положительных результатов своих усилий и получать поощрение, характерен выбор заданий такой степени сложности, которая отвечала бы субъективным представлениям испытуемого о своих интеллектуальных возможностях, а результаты деятельности поддерживали бы адекватный УП и высокую самооценку.

Второй случай (тенденция к проигрышу) описывает ситуацию намеренного выбора очень простых или очень сложных заданий. Подобная стратегия психологически оправданна для лиц с неадекватным УП: выбор заведомо простых заданий почти гарантирует успех, неудачу же можно списать на случайные обстоятельства, тогда как самые трудные задания - наверняка нерешаемы, поэтому неудача воспринимается как закономерное явление и не травмирует самооценку, поддерживает ее на субъективно приемлемом уровне.

Статистическая обработка материалов обследования безработных включила три параметра УП: индекс выраженности УП по трем градациям, бинарная оценка устойчивости УП и ее адекватности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: