Прототипический подход к языку в рамках когнитивной лингвистики

Важным понятием когнитивной лингвистики является прототипический подход (prototype theory), означающий новый взгляд наявления категоризации как на структуру, содержащую указания на то, какие элементы понятия являются прототипами. Согласно Е.С. Кубряковой, прототипическая организация пространства категорий – результат следующих факторов:

· Ресурсы памяти человека велики, но не безграничны.

· Количество различных контекстов потенциально безгранично: нет двух абсолютно одинаковых ситуаций.

· Усвоение и интегрирование нового знания было бы невозможно, если бы аналогия и сходство устанавливались в результате прямого сопоставления новой и старой единиц информации [КСКТ 1996: 141].

Если принимать во внимание тот факт, что когнитивные категории состоят из прототипов и не имеют точных границ, то это наводит на мысль, что внутренняя структура таких категорий действительно сложна. Когнитивные категории заложены в человеческом сознании как некие ментальные концепты и выражены при помощи лексических единиц языка, что может привести к ошибочному мнению о том, что это всего лишь значения слов [см. об этом: Шмид, Ангурер 1996; Монелья 1997].

Действительно, выбирая наименования для чего-либо, люди следуют определенным схемам, согласно которым выбор падает на категорию, наиболее часто встречающуюся для описания подобных ситуаций. По мнению Р. Браун, именно эти схемы или стратегии и заставляют человека выбирать из множества имен только те, которые могут быть помещены в наиболее приемлемые для данного случая ситуации [КСКТ: 14].

Э. Рош обращалась к понятию «базисный уровень категоризации» как к промежуточному уровню, между самым высоким и самым низким в иерархии значений, так как прототипический подход осуществил новое определение категоризации. Прототип – набор базовых отношений, состояний, видов, действий, которые организуются в круг функциональных действий человека в рамках культурного пространства [там же 76].

Необходимо разделить прототипы на два вида, а именно в качестве единицы, которая проявляет в наибольшей степени свойства, общие с другими единицами данной группы, и как единица, которая реализует данные свойства в наиболее чистом виде и наиболее полно, не привлекая описание иных свойств.

В теории прототипов, разработанной Э. Рош, заложена идея об организованности языковых единиц в семантические сети, основанные на прототипах. При этом все категории лишены каких-либо четких границ, таким образом, люди формируют определенный образ предмета, принадлежащий к некоторой категории, на основании того, что слово называет вещь не абсолютно, а лишь до некоторой степени. Напр.: «птица» (малиновка, орел, куры, утки, гуси, пингвины, пеликаны, летучие мыши).

Согласно когнитивному подходу к категориям, прототип – это некое ментальное представление предмета или явления, что, тем не менее, оставляет вопрос о сущности прототипа открытым. Термины, обозначающие прототип, варьируются от более или менее конкретных, таких как “образ”, “схема”, до более абстрактных, таких как “представление концепта” или “идеальный представитель категории” [Рахилина 2000].

Несомненно, каждый человек оперирует стимулами окружающей действительности по-разному, что подтверждает определенную гибкость категорий при взаимодействии людей с личностными, социальными, культурными окружениями. Поэтому прототипы имеют тенденцию к изменениям при метафорическом употреблении терминов, то есть при наличии у категорий новых представителей. Основываясь на теории прототипа, Г.И. Кустова говорит о небольшом круге фундаментальных для человека действий, своего рода прототипическом наборе базовых видов действий, ситуаций и объектов. Этот класс основных объектов и ситуаций постепенно расширяется и пополняется новыми, еще не освоенными объектами. Следовательно, потребность в обозначении новых объектов и ситуаций обеспечивается главным образом (хотя и не абсолютно) за счет использования уже существующих языковых единиц в новых значениях, то есть за счет полисемии [Кустова 2000: 85].

По мнению Е.С. Кубряковой, когнитивные модели, которые устанавливаются в рамках прототипической семантики, были задуманы для того, чтобы показать, на каких основаниях человек относит к одному и тому же классу или категории единицы, которые проявляют мало общего. Для объяснения сути явления Е.С. Кубрякова выдвигает понятие прототипического семантического сдвига, отражающего логику перехода от одного значения к другому и формирование путем такого сдвига нового значения в структуре изучаемой единицы [Кубрякова 1996: 141]. Предмет и явление мыслятся не изолированно друг от друга, но запоминаются и воспроизводятся во взаимозависимости и взаимосвязи, и можно сказать, что любая трансформация исходного слова направлена на изменение семантики знака. Показатель словообразовательной производности – семантический сдвиг – наблюдается в производной единице по сравнению с производящей и коррелятивной к исходному знаку какой-либо из возможных операций данного языка. В основе семантического сдвига лежат либо ассоциации, либо логические операции.

В рамках прототипической семантики была впервые постулирована необходимость обращения к обыденному сознанию человека, к мотивированности его простейших поступков и решений при классификации явлений окружающей действительности. Рассматриваемые семантические сдвиги объяснимы с точки зрения здравого смысла, с точки зрения единственного взгляда на вещи и события. Развитие новых значений осуществляется постепенно, путем семантических сдвигов от одного значения к другому [Кубрякова 1981, 1993, 2002, 2004].

В целом когнитивная лингвистика вносит значительный вклад в освещение сложнейших проблем семантики языковых форм, в уточнение самого понятия языкового значения и его неразрывной связи с человеческими знаниями, опытом и осмыслением окружающей нас действительности. Методы прототипической, фреймовой и композиционной семантики, наряду с традиционными методами структурной лингвистики, находят применение в попытках интерпретации и концептуализации мира человеком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: