Тема «анализ рентабельности продукции»

Известны два подхода к расчету показателей рентабельности: затратный, ресурсный.

Затратный используется для расчета показателей рентабельности продукции: произведенной, реализованной, единицы отдельных видов или групп продукции, услуг, работ, товаров. Эти показатели рассчитываются как отношение прибыли и соответствующих затрат. В качестве показателей прибыли могут быть использованы: балансовая, чистая, от реализации продукции (товаров, работ, услуг), на единицу продукции (товаров, работ, услуг). В качестве затрат: общая сумма затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), осуществление других видов деятельности; полная себестоимость произведенной продукции; полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг); полная себестоимость единицы продукции (товаров, работ, услуг).

Показатели рентабельности, рассчитанные по данному методу, характеризуют эффективность использования средств, потребленных в процессе производства или осуществления других видов деятельности. Все показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или Процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Если в числителе взята сумма балансовой или чистой прибыли, а в Знаменателе - общая сумма затрат по всем видам деятельности, этот показатель рентабельности может использоваться для оценки эффективности деятельности предприятия в целом.

Показатели рентабельности могут рассчитываться и по отдельным структурным подразделениям, видам деятельности.

По затратному методу рассчитывается и рентабельность инвестиционных проектов как отношение ожидаемой прибыли и суммы инвестиций в данный проект.

Показатели рентабельности используются для оценки результатов деятельности предприятия, его структурных подразделений, в ценообразовании, инвестиционной политике, выборе вариантов при формировании ассортимента и структуры продукции и т. п.

Сущность ресурсного подхода к расчету показателей рентабельности заключается в том, что в числителе используются показатели балансовой, чистой или прибыли от реализации, а в знаменателе ресурсы, в качестве которых наиболее часто используются показатели капитала (см. § 1.8).

Поскольку в расчете показателей рентабельности по затратному и ресурсному подходу знаменатели различны, считаем целесообразным отразить это и в названии показателей. Исходя из данной позиции показатели, рассчитываемые как отношение прибыли и затрат, можно называть рентабельностью, а как отношение прибыли и ресурсов – прибыльностью (доходностью).

Источники информации: план экономического и социального развитом, бизнес-план, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 5-ф «Краткий отчет о финансовых результатах»,. № 1-ф «Отчет о финансовых показателях предприятия», ф. № 5-3 «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) предприятия», плановые и отчетные калькуляции (ф. № 1-к), информация о ценах.

В процессе анализа рентабельности дается оценка выполнения принятых параметров (плана, прогноза, других вариантов), изучается динамика показателей, факторы изменения их уровня, осуществляется сравнительный многовариантный анализ, определяются резервы роста рентабельности. Последовательность анализа определяется его целью. Например, при выборе вариантов решений изучается рентабельность отдельных изделий и факторы ее изменения; при оценке результатов деятельности -рентабельность реализованной продукции и т. д.

Целесообразно изучить уровень рентабельности не только в целом по предприятию, но и по его структурным подразделениям, по видам деятельности (основная, финансовая, инвестиционная и т. п.).

Для оценки выполнения принятых параметров уровня рентабельности и изучения динамики составляется аналитическая таблица следующей формы:

Показатели рентабельности За предыдущий период, % За отчетный период
по принятым параметрам по отчету
процент темп роста, % процент выполнение принятых параметров, % темп роста, %
             

Показатели рентабельности могут отражаться в ]разрезе видов деятельности или структурных подразделений. Аналогичная таблица составляется для анализа рентабельности отдельных изделий или групп. При выборе вариантов ассортимента, структуры продукции составляются аналитические таблицы, в которых отражаются данные по изучаемым возможным вариантам рентабельности (в разрезе групп или видов продукции).

Уровень рентабельности отдельных изделий изменяется под воздействием факторов, приведенных на рис. 2.2.

Рис. 1. Структурно-логическая модель рентабельности единицы продукции.

Уровень рентабельности отдельных изделий изменяется под воздействием факторов, приведенных на рис. 1.

Уровень влияния факторов первого порядка может быть рассчитан способами последовательного изолирования (цепных подстановок) или абсолютных разниц. При расчете способом цепных подстановок условным показателем будет уровень рентабельности при фактической цене и плановой себестоимости единицы продукции. Влияние изменения средних цен реализации рассчитывается путем сравнения условного показателя с плановым, а себестоимости единицы продукции - фактического с условным.

Пример анализа факторов изменения рентабельности единицы продукции приведен в табл. 2.13.

Данные табл. 2.13 показывают, что прогнозируемые показатели рентабельности незначительно превзойдены (гр. 8). По изделию 1 и 2 это достигнуто только за счет роста цен, по изделию 3 рентабельность повысилась за счет снижения себестоимости. Влияние факторов второго порядка на изменение уровня рентабельности за счет цен рассчитывается приемом долевого участия (по каждому изделию).

Для этого используется информация об изменении цен на продукцию в абсолютной сумме (по изделию 1):

изменение конъюнктуры рынка +20 тыс. р.

изменение качества продукции +10 тыс. р.

инфляция +17 тыс. р.

Итого +47 тыс. р.

Коэффициент долевого участия равен 0,5 (23,5: 47).

Влияние факторов второго порядка на изменение уровня рентабельности изделия 1 за счет фактора цен составляет:

1.1. Изменение конъюнктуры рынка 20 х 0,5 = 10 %

1.2. Изменение качества продукции 10 х 0,5 = 5 %

1.3. Инфляция 17x0,5 = 8,5%

Итого 23,5%

Детализация фактора 2 (изменение себестоимости продукции) производится также приемом долевого участия.

Каждому предприятию нужна информация о рентабельности не только единицы отдельных видов продукции, но и всей произведенной и реализованной.

На изменение уровня рентабельности произведенной продукции оказывают влияние следующие факторы:

Ø изменение структуры продукции;

Ø изменение отпускных цен на продукцию;

Ø изменение цен на сырье и материалы;

Ø изменение уровня затрат (себестоимости).

Изменение структуры продукции оказывает влияние на уровень ее рентабельности в связи с тем, что, во-первых, различен уровень рентабельности отдельных изделий, во-вторых, средний уровень рентабельности произведенной продукции не совпадает с уровнем рентабельности отдельных изделий. Влияние этого фактора может быть как положительным, так и отрицательным. Расчет уровня влияния факторов целесообразно производить приемом цепных подстановок. Используется исходная информация, приведенная в табл. 2.14.

Табл. 2.13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: