Нормативно-правовые акты, регулирующие строительную деятельность

В период с 1992 года по настоящее время нормативно-техническая база Республики Казахстан формируется по двум основным направлениям:

1) разработка нормативной документации в рамках участия стран содружество независимых государств в работе Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве. При этом, приняты и введены в действие 253 норматива;

2) разработка и переработка нормативной документации силами отечественных научно-исследовательских и проектных организаций за счет средств республиканского бюджета. Разработаны и введены в действие –
440 нормативов.

В настоящее время действует 2225 документов в области архитектуры, градостроительства и строительства, в том числе:

- Закон РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» от 16.07. 99;

- МСФО № 11 «Договоры подряда»;

- СНиП РК А.1.1-4-95 «Строительная терминология»;

- СНиП А.2.2-1-01 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений»;

- СНиП А.3.2-5-96 «Охрана труда и техника безопасности в строительстве», а также другие отраслевые стандарты и ГОСТы в области строительства и производства строительных материалов.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О техническом регулировании» приняты более 20 технических регламентов в области архитектуры, градостроительства и строительства, устанавливающие обязательные, минимально необходимые требования безопасности строительной продукции.

В 2009 году Агентством Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства была проведена подготовительная работа с привлечением зарубежных и казахстанских экспертов, в результате чего:

- был изучен зарубежный опыт технического регулирования в строительстве ряда экономически развитых стран (Австралия, Великобритания, страны Европейского Союза, Канада, Новая Зеландия, США) и опыт адаптации модельных строительных норм и правил на примере Нью-Йорка, Абу-Даби и Саудовской Аравии;

- обобщен и проанализирован отечественный опыт технического регулирования;

- дан обзор существующей нормативной базы строительной отрасли.

На основе результатов исследований:

- выявлены общие принципы и черты, присущие всем системам технического регулирования экономически развитых стран;

- определены несогласованности действующей системы технического регулирования строительной отрасли Казахстана с аналогичными системами экономически развитых стран;

- рекомендовано осуществить поэтапный переход от предписывающего метода нормирования к прогрессивному параметрическому методу.

Реформа технического регулирования в строительстве должна:

- соответствовать интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического развития строительной отрасли;

- привести строительное законодательство и нормативные технические документы в области технического регулирования в соответствие с зарубежными аналогами, применяющимися в экономически развитых странах;

- включать такие аспекты строительной отрасли, как профессиональное образование, непрерывное профессиональное обучение и повышение квалификации кадров, лицензирование специалистов, страхование профессиональной ответственности, нормирование и стандартизация, импорт/экспорт строительных материалов и изделий, ресурсосбережение, энергосбережение, правоохранительная деятельность и другие;

- предусматривать реформирование не только нормативной базы строительной отрасли, но и всех других системных компонентов технического регулирования в комплексе;

- затрагиватьдругие отрасли и виды деятельности, оказывающие влияние на строительную отрасль или подверженные влиянию строительной отрасли;

- проводиться на основе четко сформулированной стратегии и иметь конкретные цели и критерии оценки их достижения.

Анализ показал, что качество проектирования остается низким вследствие недостатка квалифицированных специалистов и слабой производственной и научно-технической базы.

Это подтверждается низким качеством проектов, поступающих в Республиканскую государственную предприятию «Госэкспертиза». В 2010 году в Республиканскую государственную предприятию «Госэкспертиза» было рассмотрено 11 818 единиц предпроектной и проектной документации на строительство, из них 48% не соответствовали требованиям государственных строительных норм и правил, и были возвращены на доработку. При этом в проектах выявлены более 326 тысяч различных недоработок и отклонений от норм проектирования.

Наиболее характерными ошибками или нарушениями являются: недостоверность определения стоимости строительства (48,36%), недоработки в решениях по инженерному обеспечению (20,04%), необеспеченность требуемой надежности и прочности строительных конструкций и материалов, недоработки в объемно-планировочных и архитектурных решениях (20,93%), недостаточность или отсутствие необходимых исходных материалов, отсутствие обязательных согласований и технических условий.

Общая заявленная сметная стоимость строительства во многих проектах оказалась завышенной и была снижена Госэкспертизой на 605 млрд. тенге, в том числе по проектам, финансируемым за счет государственных инвестиций – на 517 млрд. тенге.

В связи с этим одной из первоочередных задач является усиление ответственности проектных организаций, которые допускают грубые нарушения при разработке проектов, вплоть до лишения их лицензии.

С целью значительного сокращения сроков проектирования и затрат внедрена практика применения типовых проектов. Разработаны и утверждены типовые проекты для отдельных объектов образования, здравоохранения и спорта. Вместе с тем, отсутствуют типовые проекты для других сфер экономики, что связано с недостаточным финансированием.

Работа по совершенствованию нормативно-технических документов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности продолжается и в настоящее время.


3. Состав проектно-сметной документации

Проектно-сметная документация — комплекс документов, раскрывающих сущность проекта и содержащих обоснование его целесообразности и реализуемости.

Содержание и объём проектно-сметной документации для отдельных объектов строительства определяются нормативными документами, инструкциями по разработке проектов и смет.

ПСД включает в себя:

- Рабочий проект

- Пояснительную записку

- Сметы

Текстовые проектные материалы должны содержать сведения об объекте строительства, перечень принятых инженерно-технических решений, пояснительную записку, ссылки на нормативно-технические документы, регламентирующие подготовку проектной документации, а также проектные расчеты, обосновывающие принятые решения. Графическая часть содержит чертежи, на которых отображаются принятые проектно-технические решения в виде схем, планов и других документов в графической форме.

Графический материал (чертежи) отражает архитектурно-планировочные, конструктивно-компоновочные и технологические решения. Расчётно-пояснительная записка содержит сведения, обосновывающие техническую возможность строительства, надёжность и безопасность работы в конкретных условиях. Сметно-экономическая часть определяет стоимость строительства, обосновывает целесообразность затрат финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.

В соответствии с законодательными актами строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов, а также прокладка коммуникаций, инженерная подготовка территории, благоустройство и озеленение осуществляются по проектной (проектно-сметной) документации, разработанной в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами детальной планировки, проектом застройки, выполненными на основании генерального плана населенного пункта.

Без проектной (проектно-сметной) документации либо по эскизам (эскизным проектам) заказчик (собственник) по согласованию с местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) может осуществлять:

1) строительство индивидуальных жилых домов, кроме строительства в зонах повышенной сейсмической опасности или с иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями, требующих специальных проектных решений и мероприятий при их реализации;

2) возведение временных строений, располагаемых на собственных приусадебных участках или участках садовых и огородных товариществ, а также жилых и (или) хозяйственно - бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства;

3) реконструкцию (перепланировку, переоборудование) жилых и нежилых помещений в жилых зданиях (домах), не требующую отвода дополнительного земельного участка (прирезки территории), не связанную с какими-либо изменениями несущих конструкций, инженерных систем и коммуникаций, не ухудшающую архитектурно-эстетические, противопожарные, противовзрывные и санитарные качества, не оказывающую вредное воздействие на окружающую среду при эксплуатации;

4) изменения других технически не сложных строений, предназначенных для личного пользования граждан.

Возведение хозяйственно - бытовых пристроек к существующим строениям на собственных приусадебных участках, участках садовых и огороднических товариществ (обществ), их благоустройство, а также монтаж мобильных комплексов контейнерного и блочного исполнения на этих участках может осуществляться без согласования с местными органами архитектуры и градостроительства, если указанные объекты не затрагивают интересы других лиц или государства.

Сметная документация составляется для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей. Опираясь на сметную документацию (точнее, на сводный сметный расчет), заказчик и подрядчик формируют (при проведении подрядных торгов) договорную цену, «бьют по рукам» и подписывают договор строительного подряда.

Сметная документация состоит из локальных сметных расчетов (смет), объектных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др.

Сметная документация составляется от расчета сметной стоимости отдельных видов работ до определения стоимости строительства в целом. А в составе проектно-сметной документации сметные расчеты располагаются в обратной последовательности: сначала сводный сметный расчет стоимости строительства, затем объектные сметы и т. д.

Локальные сметы первичные сметные документы. Нужны для определения сметной стоимости отдельных видов работ и затрат в составе рабочего проекта или рабочей документации. Для разработки локальных смет нужно знать:

- параметры зданий и объемы работ;

- действующие сметные нормативы и свободные (рыночные) цены и тарифы.

При этом используют укрупненные сметные нормативы и действующие единичные расценки.

Объектные сметы (расчеты)составляются на объект в целом. Ссылаясь на объектную смету, рассчитываются между собой за выполненные строительные (ремонтно-строительные) и монтажные работы заказчик и подрядчик. Сметы составляются в базовом или текущем уровне цен. При подготовке объектных сметных расчетов (смет) используются укрупненные сметные нормативы и стоимостные показатели объектов-аналогов.

Объектная смета есть по сути объединение (сумма) данных из локальных смет с группировкой работ и затрат по сметной стоимости:

- строительных работ;

- монтажных работ;

- оборудования, мебели и инвентаря;

- прочих работ с последующим добавлением лимитированных и других затрат.

Сводный сметный расчет основной документ, определяющий полную сметную стоимость строительства. Утвержденный в установленном порядке, он служит основанием для определения размера необходимых капитальных вложений и открытия финансирования строительства.

По данным сводного сметного расчета оценивается эффективность проектных решений.

В сводный сметный расчет включаются отдельными строками данные по всем объектным сметам. Сводный сметный расчет на строительство составляется в текущем уровне цен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарова, В.Л. Бухгалтерский учет: учебное пособие; - Алматы: Алматыкітап, 2011. - 624 с.

2. Основы учета в строительстве Республики Казахстан: практическое пособие / ред. В. И. Скала. - 3-е изд. - Алматы: LEM, 2006. - 640 с.

3. Радостовец В.В., Шмидт О.И. «Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета» Учебник 2-ое издание стереотип; - Алматы, Экономика,.2000.- 727с.

Лекция 3. ВИДЫ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

План лекции

1. Понятие договора подряда. Виды договора подряда

2. Схема взаимоотношений и ответственности между заказчиком и подрядчиком.

3. Особенности договора подряда (предмет и объект договора)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: