Одним из основных итогов острейшей борьбы крестьянства за землю в период Тэйшонов явилось значительное перераспределение земельного фонда страны в пользу мелкофеодального и мелкокрестьянского землевладения. Вместе с тем аграрная политика Тэйшонов, особенно на последнем этапе, не была радикальной по отношению к поместным нечиновным слоям, так как ограничительные мероприятия не коснулись уже сложившегося частнопо-местного землевладения деревенской верхушки, общая же обстановка способствовала его укреплению.
Некоторые новейшие исследования историков СРВ[496]дают возможность на конкретном, но пока еще очень ограниченном материале земельных реестров ряда общин и отдельных селений уезда Тыльем провинции Шонтэй представить основные тенденции и итоги процесса развития земельных отношений в деревне на севере и связанных с ними социальных сдвигов на рубеже двух эпох.
По данным реестров селения Диньтхонг, за период с 1790 по 1805 г. серьезно увеличилось число владельцев частных земель (с 8 до 34 человек), что при незначительном увеличении общей площади этой категории (со 104 до 111 мау) привело к сокращению среднего размера владения с 13 до 3 мау. Из этих 34 частных владельцев несколько больше половины (18 человек) стали мелкими владельцами (1—3 мау), увеличилось с 2 до 14 человек число средних владельцев (3—5 мау), осталось неизменным (2 человека) число мелких помещиков (земли в пределах 5—10 мау), исчез из реестров единственный владелец крупного массива земель площадью 25 мау[497].
|
|
В то же время земельные реестры других общин показывают иную картину. Так, в общине Макса произошло резкое сокращение общего количества землевладельцев (с 213 до 77 человек) в результате почти полного исчезновения из списков категории мельчайших владельцев (ниже 1 мау), сократившейся со 144 до 10 человек. Число мелких владельцев также несколько уменьшилось (с 46 до 34 человек) при незначительном увеличении среднего размера их земельных участков. Заметно увеличилась прослойка средних владельцев (с 15 до 23 человек) при некотором уменьшении средних размеров их участков. Незначительно увеличилось количество мелких помещиков (с 7 до 9 человек), категория крупных помещиков осталась неизменной (1 человек, владевший 12 мау)[498]. Средний размер частных владений в общине без учета категорий отдельных групп резко увеличился (с 1 мау 1 шао до 2 мау 8 шао).
Сходный процесс происходил и в общине Тхыонгфук, реестры которой также отмечают практически полное исчезновение (с 41 до 1 человека) категории мельчайших владельцев, существенное уменьшение (с 25 до 4 человек) количества мелких и даже средних (с 8 до 3 человек) и одновременно резкое увеличение (с 2 до 14 человек) числа владельцев земельных участков выше среднего размера (5—10 мау). Так же как и в общине Макса, общее сокращение численности частных владельцев (с 76 до 22 человек) сопровождалось концентрацией земель в данном случае в руках мелких помещиков (если раньше 111 мау частных земель было разделено на 210 участков, то теперь их число сократилось до 22)[499].
|
|
Данные реестров одной из общин провинции Шоннамтхыонг за 1805 г.[500] показывают значительное преобладание мелко- и средне-поместных слоев над остальными категориями — из 83 владельцев частных земель большую часть составляли мелкие помещики (32 человека), довольно значительную прослойку — средние (16 человек). Относительно небольшой была здесь численность средних крестьян (19 человек), еще меньше — мелких (14 человек). Число крупных помещиков, владевших землями свыше 20 мау, было небольшим (2 человека). Еще более явным рост поместных слоев был в тех районах, где имелись резервы необработанных аллювиальных земель. Так, в списках одной общины в провинции Шоннамха после освоения жителями этих земель в ней значилось 1354 мау частных земель, находившихся во владении 51 лица, средний размер владения составлял здесь 26 мау 5 шао[501].
Приведенные данные ярко иллюстрируют интенсивность процесса имущественной и классовой дифференциации в северовьетнамской деревне. Очевидно, что при Тэйшонах, а особенно после их разгрома происходило размывание низового слоя малоимущего крестьянства. В то же время обращает на себя внимание довольно ограниченное развитие крупнопоместных хозяйств. Преобладающим стал процесс укрепления экономических позиций мелких и средних слоев крестьянства, а особенно рост мелко- и среднепо-местных слоев. Можно предположить, что эти общие тенденции были характерны для многих равнинных районов Бакки и Северного Чунгки со сходными природно-географическими и социально-экономическими условиями (традиционным малоземельем, аграрной перенаселенностью).
Исторические условия конца XVIII в. способствовали также и расхищению общинных земель со стороны деревенской верхушки путем скрытой продажи, отдачи в залог и т. п. Широкое распространение этого явления подтверждается документами начала XIX в. Так, в обоснование первого указа Зя Лонга, касавшегося земельных отношений, говорится следующее: «Со времен бунтовщиков Тэйшонов старые уложения были забыты, многие люди превратили общинную землю в собственную. Идут разговоры о том, что под предлогом общинных нужд продаются общинные земли»[502].
До настоящего времени исследователи располагают крайне ограниченными документальными данными о соотношении общинной и частной земли в XIX в. для тех районов, где общинное землевладение имело многовековую традицию[503]. Известно лишь одно свидетельство главы финансового ведомства Ха Зуи Фиена, относящееся к 50-м годам XIX в., с указанием на подавляющее превосходство частных земель: «В Тхыатхиене, Куангчи общинных земель больше частных, в Куангбине общинных и частных поровну, в остальных же частных земель намного больше, чем общинных»[504]. Данные, приводимые в работах некоторых современных вьетнамских историков, позволяют в известной степени конкретизировать представление о месте, которое занимало общинное землевладение в начале XIX в. в некоторых районах севера. Так, сведения о категориях земель в 43 общинах упоминавшегося уже уезда Тыльем за 1805 г.[505] также показывают значительное преобладание частных земель, в среднем составлявших 62%. Конкретные данные о размерах общинных и частных земель говорят о больших контрастах в их соотношении в разных общинах. Лишь в 12 общинах они составляли около половины, в 19 —частные земли занимали свыше 80%, в 7 — меньше 20%, из них в двух общинах общинной земли не было совершенно. Нгуен Дык Нгинь отмечает при этом, что, как правило, в общинах с преобладанием частных земель доля пахотных полей под рисом была незначительной, в общинном пользовании к этому времени оставались в основном культовые земли села, угодья и прибрежные земли (конг тяу тхо), обработанные коллективно и использовавшиеся под овощные культуры. Вместе с тем в разряд частных земель заносился обычно и ряд форм землепользования мелких деревенских коллектиВов — земли зяпов (объединений из 10 дворов), культовые земли отдельных родов — категории переходного типа, имевшие устойчивый характер. Тот факт, что эти формы продолжали сохранять свой особый характер даже во времена французского колониального господства, свидетельствует о незавершенном характере процесса разложения общины.
|
|
Южная часть страны была районом традиционного господства частного землевладения с большим количеством крупнопоместных хозяйств. Общинные земли здесь, несмотря на наличие общины как формы социальной организации деревни, практически отсутствовали.
Таким образом, к моменту прихода к власти Нгуенов произошло значительное сокращение фонда общинных земель.
Нгуены в первой половине XIX в. предпринимали отдельные попытки сохранения общинных земель, а также крупного феодального землевладения аристократии и высшего чиновничества и «непосредственно управляемых (казенных)» земель.
В 1802 г. был подтвержден статус земель категории куан дьен и куан чай в Бактхане, бывших таковыми при Чинях, в казну отошли и частные земли бывших тэйшонских чиновников[506]. В 20-е годы было снижено обложение казенных земель (земли военных поселений, храмов, земли под домами в семи провинциях Центрального Вьетнама)[507]. Судя по терминологии, употребляемой в хронике «Дай Нам Тхык Люк» по отношению к работникам, на землях куан дьен был распространен труд зависимых крестьян (кай мыон — обрабатывающий по найму). Известны также случаи обработки их силами армии. Куан дьены традиционно характеризовались высокой нормой налоговой эксплуатации, как правило в 2—5 раз превосходящей уровень налогообложения общинных земель[508].
|
|
Основным видом пожалований аристократии были пожалования земель на обслуживание фамильных храмов (ты дьен). Часты были такие пожалования при Зя Лонге и Минь Манге, когда чрезвычайную остроту получил вопрос о поддержании политической стабильности в стране в связи со сменой династии и в целях смягчения оппозиционных настроений знати, особенно представителей рода Ле. В 1802 г. уцелевшим членам этого семейства было пожертвовано 10 тыс. мау и 1016 зависимых крестьян. Тогда же потомкам Чиней было пожаловано 500 мау и 247 зависимых крестьян[509]. С 1804 по 1827 г. было произведено всего 34 пожалования, из которых 9 — площадью от 100 до 300 мау, остальные — значительно меньших размеров. На протяжении полувека заметна тенденция к сокращению этого вида пожалований и уменьшению их размеров. После ряда восстаний, возглавленных членами рода Ле в 30-х годах, земельные пожалования многих представителей этого семейства были конфискованы. В 40-х годах лишь отдельные пожалования достигали размеров 100 мау. Во второй половине столетия в связи с экономическими трудностями в период французского вторжения Ты Дыком был предпринят такой чрезвычайный шаг, как конфискация сделанных в 1833 г. частных пожалований у титулованной знати пяти рангов и замена их ежегодными денежными вознаграждениями.
Несколько расширилось (хотя и было обложено теперь налогами) храмовое землевладение за счет императорских пожалований: отдельные храмы имели в своем распоряжении от 100 до 500 мау[510]. Частные земли знати, «заслуженных подданных», храмов обрабатывались зависимыми крестьянами или общинниками[511]. Главное изменение в системе землепользования чиновных феодалов по сравнению с XVIII в. состояло в отказе Нгуенов от распространенной ранее системы оплаты чиновничества высшей и средней категории в виде раздачи земель в кормление (нгу лок)[512]. Наделение землей военных издавна применялось во Вьетнаме.
В 1802 г. двор принял соответствующее решение, касающееся как всех северных провинций (Бактхань), так и некоторых центральных (Куангдык). Оно распространялось на офицеров и на рядовых солдат, которые должны были получать с этих пор наряду с денежным довольствием также душевой пай (кхау фан) из общинной земли, если она имелась в его деревне, «в обычных размерах» и служебный (лыонг дьен) в размере 1 мау[513].
В 1804 г. был установлен общий порядок наделения общинной землей (там, где она имелась) гражданских и военных чиновников всех рангов и классов, а также рядовых общинников. Гражданские чиновники трех высших рангов получали от 12,5 до 16 душевых паев, остальные — от 8 до 12. Несколько меньше были наделы военнослужащих столичных войск и флотских соединений, считавшихся привилегированными, а также армейских ремесленников (7—9 паев). В то же время паи основной массы полноправных общинников составляли от 3 до 6,5 доли[514].
Наделение гражданских чиновников практиковалось до конца 30-х годов, когда основная масса рангового чиновничества была окончательно переведена на денежное и рисовое жалованье. Паями, правда в значительно сокращенном размере, продолжали пользоваться лишь лай зити и отставные чиновники. За семьями служащих чиновников продолжали сохраняться земли под жилье и сады, выделяемые из общинного фонда[515].
Контингент военных соединений, имевших земельные паи, был небольшим —40 столичных подразделений в 1820 г.; в 1824 г. к ним прибавились дворцовая охрана и чиновники на временной службе[516]. В 1836 г. паи стали получать также и отряды почтовой охраны, отряды охраны провинциальных учреждений, телохранители военачальников[517].
Система получения паев, проводимая в основном только на севере, охраняла сословные привилегии бюрократии — принцип первоочередности предоставления наделов и значительное превосходство их в количественном отношении по сравнению с крестьянскими. В условиях существования на севере множества малоземельных общин этот шаг был равнозначен фактическому изъятию заметной части общинных земель из коллективного пользования деревни, в которой оставались нераспределяемые по паям частные земли. Это затрагивало интересы «деревенского мира» в целом, всех слоев общинников севера[518].
Первые мероприятия начального периода правления Зя Лонга определили как одно из направлений аграрной политики стремление к сохранению категории общинных земель при одновременном увеличении основной массы тягловых.
Вскоре после воцарения Зя Лонг осуществил ряд «престижных» акций, несколько улучшавших положение населения страны, разоренной в результате долговременной и ожесточенной войны (снижение налогов на текущий год, отмена недоимок). Из мероприятий, относившихся к сфере землепользования, значительной была проведенная в 1802—1803 гг. конфискация бывших служебных (нгу лак) пожалований тэйшонских чиновников в Бактхане и их частных земель (дьен чанг) в районах южнее Куангбиня, передававшихся теперь в пользование «народу» в качестве общинных или частных[519].
Одновременно в 1803 г. был издан указ о запрещении продажи общинных земель и усилены меры контроля за состоянием системы землепользования. Основное внимание двора в этом отношении было направлено на районы севера и центра, и лишь с середины 30-х годов кодификация начинает распространяться на южные районы страны, до того времени продолжавшие оставаться в привилегированном положении (так же как и в сфере налогообложения). В первые два года правления Зя Лонга дважды издавались распоряжения по проведению учета заброшенных и скрытых от налогов земель в Бактхане[520], которые не увенчались успехом, что повлекло за собой появление указа 1804 г. о составлении реестров всех земель страны[521]. Составление земельных и налоговых реестров в четырех провинциях близ столицы было закончено в 1808 г., в южных районах Центрального Вьетнама составление началось в 1810 г.[522].
Положение крестьянства в Бактхане было напряженным уже к началу правления Нгуенов. Массовое обнищание сопровождалось ростом количества заброшенных земель, принявшим здесь долговременный, хронический характер. В 1802 г. местные власти сообщали о больших массивах пустующих земель («от Нгеана к северу»)[523]. В 1806 г. в семи провинциях Бактханя числилось 370 покинутых общин, в 1810 г.— 358 общин[524]. По сведениям за 1807 г., численность налогоплательщиков в этом районе сократилась более чем на 75 тыс. по сравнению с периодом правления Ле. Несмотря на практиковавшиеся на протяжении первых двух десятилетий частые выдачи зерновых ссуд населению, особенно бедствующих районов (семь случаев только в 1820 г.), на отмену взимания недоимок (1802 г.) и сокращение сбора текущих налогов, провозглашенное в 1806 г., эти меры оказались недостаточными для возвращения беглых в общины, рост числа заброшенных и укрытых от налогов земель продолжался. Но учет земель и расширение охвата налогообложением шли с большими трудностями ввиду сопротивления деревни с ее системой круговой поруки общинных властей, заинтересованных в тайной сдаче в аренду пустующих и скрытых от налогов земель, и ввиду нередкой причастности к этому представителей местных властей.
Стремление восстановить фонд общинных земель (в целях укрепления экономических позиций феодальной бюрократии, увеличения числа полноправных налогоплательщиков, обеспечения набора основных контингентов войск) привело в 20—40 годах к введению принудительных мер по обработке общинных земель.
Значительные усилия в этом направлении были сделаны в области контроля за состоянием заброшенных или скрытых от налогов реестровых земель, основная ответственность за обработку ложилась на местный административный аппарат, в первую очередь на общинный. В начале века, когда отмечалось опустение значительных районов, были изданы первые постановления об обязательной обработке пустующих земель. Регламентирующие акты 1805, 1807 гг. предусматривали также и налоговые льготы вернувшимся хозяевам земельных участков (освобождение от налога на три года)[525], и некоторое расширение прав арендаторов пустующих участков. Особую остроту земельный вопрос и связанные с ним социальные проблемы приобрели в 20-е годы, когда явная недостаточность принимаемых мер по возвращению беглого населения, усилившаяся эксплуатация арендаторов со стороны местных богачей, частые голодные годы, эпидемии вызвали вторую волну массового бегства из деревень, охватившую не только северные, но и центральные районы страны. Так, в Хайзыонге, одной из наиболее бедствующих провинций севера, в результате массового ухода крестьян было заброшено 12700 мау земель[526]. В Нгеане к 1820 г. численность населения ранее опустевших общин восстановилась лишь наполовину. В 1826 г. сокращение численности налогоплательщиков отмечалось в семи провинциях Центрального Вьетнама[527].
Следствием массового обезземеливания явились рост социальных конфликтов, появление многочисленных грабительских групп и вспышки организованных крестьянских повстанческих выступлений, наиболее мощное из которых, восстание Фан Ба Ваня, заставило двор пойти на более активные поиски разрешения аграрных и социальных проблем, вследствие чего в политике находит проявление более реалистическая линия. Неудачи центральной власти в борьбе против растущего поместного землевладения в деревне и расхищения общинных земель вынудили государство, не отказываясь от принципа укрепления общинного землевладения, перейти к политике увеличения числа крестьянских и военных поселений.
Это направление в аграрной политике в конце 20-х и в 30-х годах связано с инициативой организации обработки целины. Основная идея принадлежала Нгуен Конг Чы, занимавшему в 20-х годах должность начальника малой провинции (фу). В 1828 г. он предложил двору ряд мероприятий по «содействию сельскому хозяйству», которые были одобрены Минь Мангом и начали проводиться в жизнь в Намдине при активном участии самого автора. В своих записках ко двору он указывал на причины, обусловившие необходимость новых мероприятий, а именно бегство крестьян из деревень, рост грабежей, «злодеяний». Результатом же их должен был явиться значительный экономический эффект для государства и населения, прекращение народных волнений. «Теперь бедняки, не имеющие пищи, бродяжничают, тунеядствуют; находясь в бедственном положении, собираются для грабежа; это бедствие никак не кончается. Раньше я посетил Дамдинь, видел заброшенные земли в Заотхюи, Тяндине... кроме того, [видел] и в других местах не знаю сколько сотен тысяч мау, повсюду спрашивал местных жителей, они хотят поднимать земли, но из-за [требуемых] больших расходов пока не могут. Если дать ссуду на общественные работы, то можно будет собрать бедняков и сразу же начать возделывать. Если это сделать, то государство извлечет немало естественной пользы, вечной и постоянной. К тому же равнина Тхиенчао в Тяндине покинута, разбойники избрали ее местом своего сборища. Если теперь возделать это место, то не только будут спокойно работать бедные люди, но можно будет совершенно избавиться от злодеев»[528].
Этот традиционный, хотя и не массовый еще вид земледельческих поселений (зоань дьен), относительно еще жизнеспособный, был им предложен в качестве основы долговременной политики. Крайняя бедность безземельных крестьян затрудняла индивидуальную обработку целины, требовавшую хотя бы минимального обеспечения орудиями труда, семенами, требовались и значительные коллективные усилия для создания оросительной системы. На это и ссылался Нгуен Конг Чы, когда в своих предложениях обосновывал необходимость государственных субсидий. В качестве организаторов работ должны были выступать помещики под контролем чиновников, имеющие «силу на местах», основная масса работников вербовалась из двух категорий неимущих — безземельных и бывших повстанцев. Стимулирующими мерами по замыслу Нгуен Конг Чы являлась прямая заинтересованность и тех и других. Первые получали должности деревенских старост в зависимости от количества завербованных для работ людей и размера основанного селения (ланг, ап, чанг, зяп); вторые — право владения обработанным участком, налоги с которого взимались по ставкам частных земель[529]. По решению двора, по-видимому расценившего эту меру как слишком либеральную, некоторые из вскоре поднятых земель получили особый юридический статус «частных пожалованных земель», налоги с которых взимались как с частных, но владелец был лишен права продажи обработанного участка. Государство выступало в роли финансирующего и контролирующего органа (предоставление денежных ссуд организатору на постройку жилищ, покупку тяглового скота, ссуды зерном).
В течение шести месяцев 1828 г. в провинции Намдинь на вновь поднятых землях был создан новый уезд Тиенхай, два тонга и две общины на территории других уездов, а в 1829 г. в прибрежных районах провинции Ниньбинь — новый уезд Кимшон. Общая площадь обработанных земель составила 40690 мау, земли Тиенхая (18940 мау, численность, налогоплательщиков — 2350 человек) были занесены в категорию общинных, а земли Кимшона (14620 мау, численность налогоплательщиков—1260 человек)[530]— в категорию «пожалованных частных», а в 1848 г. переведены в частные.
Успешное проведение этого ограниченного по масштабам эксперимента привело к тому, что Нгуен Конг Чы, назначенный губернатором Хайзыонга—Куангиена, начал осуществлять там организацию военно-земледельческих поселений. Меры, стимулирующие инициаторов создаваемых зоань дьенов, были гораздо более решительными, чем в военизированных поселениях: помимо предоставления государственных ссуд предусматривалось их право на должности начальника тонга, освобождение от подушных налогов, трудовой повинности, награждение почетной титулатурой (положение начала 50-х годов для Намки). Часть из них была введена по предложениям местного чиновничества, что отразило немалую заинтересованность имущих слоев в проведении этого вида работ (в 40—50-е годы почти во всех больших провинциях были учреждены должности по надзору за новыми поселениями).
Безземельное крестьянство, таким образом, становилось либо арендаторами частных лиц, возглавивших обработку, либо полноправными общинниками — зоань дьенов на новых землях. Весьма значительную часть составили заключенные, которым в ряде случаев после окончания предварительных работ предоставлялись амнистия и ряд льгот (особенно в селениях Анзянга — Хатиена). Регулярное налогообложение вводилось, как правило, после трех, иногда пяти-шести лет.
Начиная с 30-х годов зоань дьены получают распространение во всех частях страны. На юге наличие больших массивов необработанных земель позволило организовать эти работы в значительных масштабах. В Анзянге, Хатиене, где зоань дьены начали создаваться с 30-х годов, к 1840 г. было поднято около 1 тыс. мау, к 1866 г.— 8333 мау. В 1845 г. в Тэйнине 26 деревень получили авансы для этого рода работ. В еще больших масштабах работы велись и в 50-х годах: в 1853 г. наместник Намки Нгуен Чи Фыонг получил разрешение на вербовку 13800 крестьян для зоань дьенов, в результате чего было основано 124 деревни в четырех провинциях юга, в 1866 г. в Виньлонге за вновь созданным 41 поселением числилось 2700 мау новых земель[531]. С начала 60-х годов после потери юга зоань дьены были основаны во всех провинциях Бакки и многих провинциях Чунгки, где имелись сколько-нибудь пригодные к обработке земли, но масштаб работ по освоению новых земель был ничтожным ввиду значительно больших трудностей природно-географического характера (в 1866 г. в Намдине было освоено лишь несколько более 600 мау, в Тхыатхиене в. 1877 г.— около 400 мау и т. д.).
В этом виде работ, несомненно, большой стала личная заинтересованность лиц, организующих обработку. В их число, естественно, попали имущие слои — чиновники или помещики, что при дополнительном использовании ими еще и государственных ссуд способствовало росту частного землевладения. Большая активность чиновников, возглавлявших работы и горячо обсуждавших их проведение, может служить подтверждением не только их служебной заинтересованности в благоприятном исходе самих работ, но и упрочения и расширения своих земельных владений. Уже в 30-х годах весьма заметен и рост слоя деревенских «богачей» (фу хао), увеличивших свои земельные владения в ходе обработки пустующих и целинных земель. Видимо, выросло и число мелких самостоятельных крестьянских хозяйств.
Одновременно с организацией зоань дьенов Нгуен Конг Чы расширил число военизированных сельскохозяйственных поселений — дон дьенов. Расширение сети военизированных поселений шло и на юге, где оно преследовало как военные, так и экономические цели; оно проводилось под лозунгом «устранять разбойников, укреплять границы». В условиях частых войн эти поселения получили наибольшее распространение в пограничных районах Намки и Южного Чунгки, где было больше земли.
Контингент работающих состоял либо из солдат (местных гарнизонов или присланных из других провинций), либо из бедняков, переходивших таким образом в разряд военных, либо из заключенных. Система льгот для лиц, возглавлявших обработку земель дон дьенов, изменяясь с течением времени, предусматривала увеличение их заинтересованности: если вначале они получали лишь освобождение от подушного налога (зунг), иногда — от повинностей, то в 50-х годах получали право на руководство вновь созданными поселениями (на юге и близ столицы). Необходимость сохранения обработанных площадей и стабильности населения на землях военизированных поселений нередко заставляла двор идти на предоставление им по прошествии времени гражданского статуса (с общинной или частной формой землепользования). Последнее уже было отказом от первоначальной идеи дон дьена как государственного военного поселения. Были зачислены в разряд частных земли военных поселений Хайзыонга (1835 г.), Бак-ниня (1867 г.), земли дон дьенов в Тхыатхиене отданы в обработку населению (неясно, на положении общинных или частных), зачислены в разряд общинных в 1832 г. земли поселений приморских районов Хайзыонга, Куангиена. В 1840 г. половина ставших общинными земель военных поселений к югу от Кханьхоа была роздана в качестве индивидуальных служебных наделов военным[532]. В целом дон дьены с непрофессионально военным контингентом крестьян имели скорее экономическое, чем военное, значение. Но даже в дон дьенах, не переведенных в разряд гражданских, была распространена индивидуальная форма обработки земли (2—4 мау на человека в 50-х годах).
В 1822 г. в старых дон дьенах четырех фу Зядиня работало около 9 тыс. солдат, распределенных по 247 лагерям. Организация военизированных поселений активизировалась с 30-х годов (создание дон дьенов в 1835 г. в Хатиене, в 1838 г. в Бьенхоа). Не прекращалась она и в 40—50-х годах. В 50-х годах наместник Намки Нгуен Чи Фыонг получил разрешение организовать в широких масштабах вербовку бедняков для создания поселений по обоим берегам р. Виньтэ (провинции Анзянг и Хатиен). В 40-е годы активно проводилось освоение (силами армии и заключенных) земель о-ва Конлон, где также создавались дон дьены.
В масштабе страны основное количество земель, обработанных путем создания военизированных поселений, приходится на южные районы. Но до 1854 г. их было мало. В 1840 г. в Бьенхоа было обработано 300 мау, в Анзянге — 770, в Хатиене — 940, ВиньлонГе — 260, Кханьхоа — 140 мау[533]. А в 1854 г. в дон дьенах различных провинций Намки была размещена 21 крупная воинская часть (ко) (500 человек). Дон дьены создавались и в большинстве центральных провинций. В 1859 г. в четырех провинциях близ столицы в дон дьенах работало 3500 человек, но масштаб освоения земель здесь был гораздо меньшим. В Бакки они получили наибольшее распространение в 60-х годах, после потери Вьетнамом южных районов, захваченных Францией. Военизированные поселения здесь сосредоточились в районе Бакниня, где в 1859 г. работало 10 крупных военных соединений (ко и ве).
Высокое налогообложение[534], немалые трудности по организации подъема земель в неосвоенных районах, значительные финансовые расходы казны вели к тому, что военизированные поселения как форма ведения земледельческого хозяйства имели временный характер. К концу 50-х годов практика использования армии для новых дон дьенов значительно сократилась за счет преимущественной вербовки населения и использования труда зключенных. Высокая норма эксплуатации и другие трудности приводили к тому, что поселенцы зачастую разбегались. Большинство основанных на севере и в центре дон дьенов уже через 20—25 лет либо превратились в обычные села, либо были заброшены.
Очевидно, в ходе всех видов работ государство добилось некоторого увеличения общинного землевладения. Одновременно росла площадь частных владений за счет освоения новых земель. Площадь вновь обработанных земель, по неполным данным вьетнамских исторических документов, увеличилась на 1,2 млн. мау с 1820 по 1847 г.[535], увеличилось число налогоплательщиков, следовательно, и доходы казны. Но возросшее частное землевладение усугубило эксплуатацию зависимых крестьян, в том числе и на вновь возделанных землях, государственные налоги были по-прежнему тяжелы.
Неуклонный рост экономических и социальных позиций частных землевладельцев в целом и особенно из числа помещиков могучих и сильных домов увеличивал частнофеодальную эксплуатацию крестьянства. Экономические позиции деревенских помещиков и богачей усилились не только за счет приобретения различными путями земельных участков, но и за счет монополизирования ими различных общественных функций, связанных с общественными финансами деревни, судейскими полномочиями, разбором земельных тяжб и т. д.
Обладая властью в общине и пользуясь своими правами выборных лиц, они расширяли свои владения путем незаконных операций с общинной землей, продавая ее под видом сдачи в аренду, составляя фиктивные записи на подставных лиц, уменьшая официальные размеры своих частных земель и т. п. Все это объясняет и заметное усиление политической роли этого слоя, выразившееся, в частности, в проникновении в государственный аппарат, минуя систему конкурсных экзаменов.
С начала 30-х годов земельный вопрос в связи с ростом повстанческого движения приобретает особую остроту не только на севере, но и в центральных и южных районах Вьетнама. С середины 30-х годов, после разгрома восстания Ле Ван Кхоя, происходит изменение позиции центральной власти по отношению к этой до сих пор во многом привилегированной части страны. Оно сопровождалось усилением государственного регулирования земельных отношений и попытками насаждения на юге общинного землепользования. В 1836 г. здесь была закончена кодификация земель, тогда же по указу Минь Манга был произведен перевод определенного количества земель в разряд общинных[536]. Ввели обязательную обработку пустующих общинных земель, дали разрешение на свободную обработку пустующих частных земель и установили строгие наказания за «тайную аренду»[537]. С 1839 г. в Намки вводится система поощрений и наказаний местных властей за увеличение или уменьшение площади необработанных земель, устанавливаются нормы допустимого количества необработанных земель (1—2% общей площади провинции, уезда, 5—15 мау в пределах отдельной общины[538]). Сопротивление деревенской верхушки, заинтересованной в укрывательстве истинных размеров обработанных площадей, послужило причиной уступок (1845 г.), когда эти нормы в масштабе провинции были повышены (от 1 до 13% всех земель). Позже эти положения были распространены на всю страну. В 1840 г. в шести провинциях Намки число реестровых земель увеличилось на 4936 мау, в 50-е годы уменьшилось количество необработанных земель в Куангбине, Куангнаме, Тханьхоа Шонтэе, Намдине (в пределах 100—400 мау). В 60-х годах новые меры поощрения (назначения на должности в административный аппарат деревни, награждения титулатурой двух низших степеней) в некоторой степени активизировали ход увеличения обработки заброшенных площадей. Площадь ранее заброшенных, но вновь поднятых земель в ряде провинций севера и юга увеличилась на 12326 мау, в 1875 г. в Намдине — на 17 тыс. мау[539]. Борясь с 20-х годов за ограничение частного землевладения, государство предпринимает отдельные попытки и прямой конфискации частных земель для передачи их общинам. Такие попытки были предприняты в 30—50-х годах в провинции Биньдинь, в 40-х годах — в провинции Зядинь. Однако здесь стремления центральной власти столкнулись с интересами помещиков, упорно отстаивавших свои интересы и зачастую сводивших на нет правительственные мероприятия. Яркой иллюстрацией их фактической силы и бессилия государства сколько-нибудь эффективно воспрепятствовать развивающемуся новому укладу служит история о попытке конфискации частных земель в провинции Биньдинь. В конце 30-х годов губернатор провинции Биньдинь Ву Суан Кан, обследовав положение в провинции, установил огромное преобладание частных земель над общинными (на 70 тыс. мау частных 6—7 тыс. общинных земель)[540]. В связи с этим он представил двору свои предложения о проведении перераспределения земли в этой провинции, предложив оставить в частном владении не более 5 мау, остальные земли должны были перейти в состав общинных и распределяться как душевые паи для крестьян и как служебные наделы военнослужащим. Предложения о реформе были в принципе поддержаны некоторыми сановниками и самим Минь Мангом, однако если в первоначальном варианте им был присущ более радикальный характер, то при окончательном решении он был в значительной мере утрачен. В тех селениях, где общинных земель было больше либо столько же, сколько и частных, передел не проводился вовсе, несмотря на концентрацию больших земельных участков в руках отдельных лиц. В тех же селениях, где в общем фонде земельных угодий частные земли значительно преобладали, половина из них переходила в категорию общинных независимо от количества земли у каждого владельца. В тех селениях, где по реестрам числились обычные налогоплательщики, но фактически общинный земельный фонд уже совершенно или почти совершенно исчез, он должен был восстанавливаться из чиновничьих паев, из земель военных лагерей (чай дьен) или даже из общинного фонда близлежащих сел[541]. Как видно, реформа в окончательном виде приняла довольно ограниченный характер: она не посягнула на относительно крупные частные владения (там, где общее соотношение частных и общинных земель было приемлемым с точки зрения двора) и сократила лишь до половины (а не до размера 5 мау) частные земельные владения в других случаях, нанося удар не только по помещикам, но и по средним и мелким владельцам-крестьянам (принимая во внимание, что их было преобладающее большинство). Реформа была проведена в течение короткого срока — трех месяцев — и в целом увеличила фонд общинных земель и число налогоплательщиков: по данным за 1840 г., их числилось 50 тыс. человек.
Как видно, первоначальная идея реформы, предложенной автором, учитывала интересы массового слоя общинного налогоплательщика (зан динь), лишенного общинной земли. Однако классовая направленность аграрной политики двора — стремление к созданию социальной опоры среди военнослужащих — дала себя знать и здесь. В 1840 г. был издан указ о том, что общинные земли должны распределяться в первую очередь среди военных (служебные наделы, паи членов семей), тем самым сокращалась часть земель, подлежавшая распределению среди простых общинников. Само проведение реформы породило чрезвычайно много служебных злоупотреблений со стороны чиновничества и деревенской верхушки. В 1841 г. один из сановников, знакомый с положением на месте, докладывал императору о захвате лучших земель начальниками волостей (тонгов), о многих случаях укрывательства частных земель деревенской верхушкой и фиктивного перевода их в разряд общинных, о большом количестве судебных тяжб и т. д. В 1852 г. глава финансового ведомства Ха Зуи Фиен докладывал Ты Дыку о печальных результатах произведенных в Биньдине переделов: «Наиболее плодородные земли были захвачены богатеями; оставшиеся были захвачены деревенскими старшинами. Бедный люд получил лишь участки плохой земли»[542]. Вопрос о возможности ограничения частных владений в этой провинции либо об искоренении несправедливостей, допущенных при проведении реформы, еще не раз дебатировался в придворных кругах, но не послужил поводом ни к каким практическим действиям. Известен и другой случай неудачной попытки конфискации в пользу общины 400 мау земель в Намдине, обработанных на средства частного лица. Государство фактически признало свое бессилие в борьбе с помещиком. Поэтому даже на протяжении 40-х годов, когда поднятие целины шло весьма заметными темпами, одновременно наблюдается процесс бегства крестьян из деревень. Особенно это стало заметно в 50—60-х годах, когда масштабы обработки земель замедлились. В 1851 г. 53 общины Диньтыонга просили об исключении из облагаемых налогом около 12,5 тыс. мау земель ввиду прекращения обработки. В 1851 г. были исключены из налоговых реестров 104016 мау земель в различных провинциях страны. По подсчетам одного из вьетнамских исследователей, количество земель, с которых собирался налог, в 1881 г. было меньше, чем в 1847 г., на 800 тыс. мау[543].
В Намки в 1854 г. насчитывалось около 20 тыс. бродяг, в 1856 г.— около 14 тыс. Участилась посылка столичных чиновников на места с миссией по «собиранию бродяг», число которых в отдельных местностях временами доходило до 7/10 населения[544]. В области земельных отношений во Вьетнаме в XIX в. происходил интенсивный процесс концентрации земель в частных руках и разрушения общины.
Возросшее обезземеливание крестьянства на севере и в центре, рост цен на рис, вынужденный уход из села привели к росту количества разбойных групп. В хрониках того времени часто говорится о посылке войск для подавления бродяг, грабителей и т. д., на 20—30-е годы приходится наибольшее количество выступлений народных масс.