Горнорудные промыслы[619] издавна являлись одной из важных отраслей вьетнамской экономики. Еще с давних времен вьетнамцы производили добычу многих ископаемых, и в частности меди, железа, золота, серебра, серы и др. В конце XVIII — начале XIX в. горнорудные промыслы продолжали развиваться.
В первой половине XIX в. на территории Вьетнама в разное время функционировали 139 рудников, из которых 39 — по добыче золота, 32 — железа, 22— соли, 15 — серебра, 10 — цинка, 9 — меди, 4 — свинца, 2 — серы, 1—олова, 1 — киноварный и 4 других.
Основные горные разработки сосредоточивались в северных провинциях страны (Тхайнгуен, Туенкуанг, Хынхоа, Лангшон, Каобанг, Шонтэй, Бакнинь) и частично в Центральном Вьетнаме (провинции Куангнам, Нгеан, Тханьхоа). В XIX в. добыча полезных ископаемых была частично поставлена под контроль государства, поскольку государственная казна нуждалась в средствах, а разработка различных руд приносила государству большие доходы. При императоре Минь Манге (1820—1840) государство старалось сосредоточить в своих руках всю добычу полезных ископаемых. На рудники направлялись государственные чиновники для организации эксплуатации рудников, в том числе и для найма рабочей силы (кули, рудокопов и старателей) и посылки солдат. Правительство Нгуенов поставило под государственный контроль золотоносные прииски, серебряные, цинковые, медные, свинцовые и другие рудники. В числе рудников, взятых под контроль государства, были золотые прииски Тьендан (пров. Куангнам), Хой-нгуен (пров. Нгеан), Тьенкиеу (пров. Туенкуанг), Фуной, Фубинь, Фукфу (пров. Каобанг), Зянгуен (пров. Хынгхоа). Ведомством финансов была установлена норма выработки на золотых приисках. Так, одна бригада (дои) из 10 человек ежедневно должна была намыть от 0,8 до 1 донгкана золота[620]. Бригада, перекрывшая указанную норму, вознаграждалась, недовыполнившая — имела долг, который записывался на последующие дни. На золотом прииске Тьендан (пров. Куангнам) в период 1827—1839 гг. работала одна тысяча человек, из которых лишь несколько сот человек были профессиональными старателями. Подавляющее число старателей являлись крестьянами и солдатами, завербованными насильно. Каждому из нанятых старателей ежемесячно выплачивалось жалованье в размере 10 куанов[621] и 1 фыонга риса[622]. На другом золотом прииске — Тьенкиеу (пров. Туен-куанг) — в 1832 — 1850 гг. число работающих достигало 3122 человек, в том числе 1820 солдат и 1302 наемных старателя.
|
|
Но количество добываемого золота на упомянутых рудниках при управлении чиновников постепенно уменьшалось, и правительство в 1839 и в 1850 гг. соответственно возвратило право добычи на них местным золотодобытчикам, которые должны были ежегодно платить государству налог золотом.
|
|
Помимо эксплуатации золотых приисков вьетнамское феодальное государство осуществляло также добычу серебра в Тонгтине и Няншоне (пров. Тхайнгуен). На руднике Няншона серебро добывалось свободными старателями и 300 рудокопами. Государство в 1839 г. предложило Фан Тхань Зяну, государственному чиновнику[623], открыть в Няншоне государственный рудник, назначив его управляющим рудниками в Тонгтине и Няншоне. Для охраны рудников провинциальное ведомство Тхайнгуена выделило чиновников и 50 солдат. Однако полученные доходы не оправдали больших надежд властей, поскольку количество добытого серебра не покрывало больших расходов, затраченных на его добычу.
По этой причине государство, как и в случае с золотодобычей, отказалось от дальнейших усилий по расширению рудников, передав их в аренду китайским предпринимателям и установив годовой налог. Аналогичное положение наблюдалось и на государственных цинковых рудниках Фонгмиеу (пров. Куангнам), Лунг-шона, Тишона (пров. Тхайнгуен). В Лунгшоне и Баншоне (уезд Донгхи), равно как и в Куангчиеу и Намтьене (уезд Фулыонг), были также основаны цинковые рудники, из которых рудник в Баншоне был также вскоре сдан вьетнамскому предпринимателю Тю Зань Хо, тогда как рудники в Лунгшоне и Тишоне (пров. Тхайнгуен) стали разрабатываться самим государством, для чего в конце 1835 г. туда было направлено свыше 300 солдат во главе с Нгуен Дай Каном, которому была оказана помощь провинциальных властей. В 1835 — 1836 гг. на руднике Тишон было добыто 38152 кана руды и выплавлено 1600 кан цинка[624]. В конце 1836 г. было принято решение о расширении добычи цинковой руды в Тишоне, для чего были наняты рудокопы из китайских эмигрантов и местного населения и была соответственно произведена мобилизация солдат. По указу 1837 г. на этом руднике было увеличено жалованье наемным рудокопам. За перевыполнение нормы рудокопам и солдатам выдавалась дополнительная плата. Упомянутый указ преследовал цель стимулировать добычу цинка.
В 1838 г. продукция цинковых рудников в Тхайнгуене резко снизилась, и эти государственные рудники постепенно были запущены. Было принято решение о передаче последних в ведение провинциальной администрации, что повлекло за собой резкое сокращение объема работ, продукции, уменьшение числа занятых рабочих. К 1840 г. местные власти полностью прекратили разработку этих рудников. Таким образом, цинковые рудники в Тхайнгуене действовали на протяжении всего пяти лет (1836—1840), из которых наиболее производительными были 1836 и 1837-й.
В первой половине XIX в. продолжалась добыча меди и особенно железа. В этот период во Вьетнаме имелось 9 медных и 32 железных рудника. Среди наиболее крупных медных рудников были известны рудники провинций Тханьхоа, Туенкуанг, Хынгхоа, а по добыче железной руды — рудники провинций Шонтэй, Бак-нинь, Тхайнгуен, Туенкуанг, Каобанг и Лангшон.
В связи с развитием горнорудных промыслов требовалось много топлива. В начале XIX в. в качестве топлива во Вьетнаме продолжали еще использовать главным образом древесный уголь. В 30-е годы XIX в. в Донгчиеу была начата добыча каменного угля, перевозку которого осуществляло ведомство общественных работ. В 1839 г. губернатор Тон Тхат Бат внес предложение об обложении специальным налогом лиц, занимавшихся добычей каменного угля в районе Донгчиеу, на что получил одобрение императора. В 1841 г. каменный уголь стал использоваться при выплавке цинка в Фонгмиеутхыонге. Помимо государства добычей каменного угля занималось местное население Нонгшона (пров. Куангнам). Во второй половине XIX в. добыча каменного угля расширилась.
|
|
Важное место занимала также добыча соли. Последняя была тесно связана с рыболовством и особенно с изготовлением рыбного соуса (ныок мам). В XIX в. во Вьетнаме добычу соли производили в 22 шахтах. Соль добывалась также из морской воды путем выпаривания на солнце.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что государственные горнорудные предприятия были неэффективными и существовали недолго. Наибольшее время непрерывного функционирования одного рудника исчислялось примерно пятью годами, после чего такой рудник либо забрасывался, либо сдавался частным предпринимателям (преимущественно китайского происхождения), либо передавался в ведение провинциальной администрации.
Государственные рудники в отличие от частных не всегда являлись прибыльными. Убыточность рудников, находившихся под контролем государства, объяснялась многими причинами, и прежде всего применением подневольного труда, плохой организацией и некомпетентностью государственных чиновников, руководивших добычей руд. Это были преимущественно чиновники финансового ведомства либо провинциальные судьи и начальники налогового управления. Как правило, такие чиновники были понижены в должности и направлялись на рудники для отбывания наказания, где они зачастую брали взятки и занимались лихоимством[625].
Доходы от рудников поступали в государственную казну, что, естественно, тормозило процесс накопления капитала у частных лиц.
В XIX в. во Вьетнаме заметно активизировалась деятельность лиц китайского происхождения. Следует отметить, что на протяжении XVII—XVIII вв. число китайцев, прибывших в страну, заметно возросло. Многие осели на постоянное жительство. В исторических документах эти лица обычно именуются цинскими, тан-скими людьми или «торговыми гостями». Часть из них ушла в земледелие, однако подавляющее большинство занималось торговлей и горнорудными промыслами.
Китайцы, жившие в предгорных и горных районах Лангшона, Тхайнгуена, Туенкуанга, Каобанга, Хынхоа и в других провинциях Северного Вьетнама, главным образом занимались горнорудными промыслами. Многие выходцы из южных провинций Китая переселялись во Вьетнам для поиска рудных месторождений и их разработки. Местные вьетнамские власти обычно не препятствовали их деятельности, а в ряде случаев даже вербовали их яа рудники в целях увеличения налоговых поступлений[626]. Китайские предприниматели либо самостоятельно вели добычу полезных ископаемых, либо платя налог властям, либо с помощью государственных управляющих рудниками вербовали рабочую силу для добычи руды на вверенных им разработках.
|
|
В начале XIX в. государство устраивало своего рода торги. Так, в октябре 1803 г. император Зя Лонг устроил торги по продаже лицензий на предпринимательскую деятельность, в том числе и на горнорудные разработки в Бактхане. Ежегодно в конце зимы ведомство финансов собирало предпринимателей на торги, где они получали разрешение, скрепленное печатью. Такой удобный для предпринимателей порядок в отношении разработки горных недр существовал лишь в начальный период правления Нгуе-нов (1800—1810). Им отчасти объясняется рост в начале XIX в. числа рудников. Большинство рудников в провинциях Лангшон, Тхайнгуен, Туенкуанг, Хынхоа находилось тогда в руках лиц китайского происхождения[627].
Приведем несколько примеров. В 1803 г. китайские предприниматели Дам Кичан и Ви Туенба владели серебряным рудником в Туенкуанге; в том же году Чыонг Сыонгтык эксплуатировал серебряный рудник Тонгтинь (пров. Тхайнгуен); Као Хоан Дык и Хоанг Куе-тхань владели в 1808 г. серебряными рудниками в Лотхыонге, Лоха, Анкхыонге (пров. Тханьхоа); Лам Уктам и Ли Кинь в 1811 г. эксплуатировали железный рудник Лабон в провинции Биенхоа.
Параллельно существовал порядок, когда частные предприниматели могли обращаться непосредственно к местным или центральным властям с просьбой выдать им официальное разрешение на создание и эксплуатацию того или иного рудника, в котором указывалось бы время начала разработки, число рабочих, занятых в производстве, сумма ежегодного налогообложения и т. д.
Государство через своих представителей осуществляло надзор, и в случае, если налог не уплачивался полностью, предприниматель и лица, осуществлявшие надзор, несли за это ответственность. Государство ежегодно поручало местным властям либо направляло своего представителя для пересмотра суммы налога.
За разработку горных ископаемых китайские предприниматели ежегодно платили вьетнамскому государству налог натурой. Сумма налога зависела от доходов и уровня производства на руднике. Государство нередко пересматривало размер налогов, исходя из сложившихся условий; в том случае, когда оно считало невыгодным сдать в аренду тот или иной рудник китайцам, оно передавало право на его эксплуатацию провинциальным властям.
В налоговых и душевых реестрах династии Нгуенов китайцы, проживавшие во Вьетнаме, обычно делятся на две категории, первая из которых — минь-хыонги, т. е. лица китайского происхождения, поселившиеся во Вьетнаме в давние времена. Минь-хыонги жили компактно в своих поселках либо в городских кварталах, объединяясь по родственным связям, и, подобно вьетнамцам, платили все виды налогов. Другая категория была представлена тханями или китайцами, перебравшимися на вьетнамскую территорию сравнительно недавно и имевшими право на временное местожительство. Тхани по указу 1830 г. платили не все налоги. Тхань, владевший имуществом, ежегодно платил 6,5 куана с человека, тхань-бедняк платил лишь половину этой суммы в течение трех лет; тхань-бедняк, только что переселившийся во Вьетнам, освобождался от налога в течение первых трех лет. Тхани, платя указанный выше налог, тем самым освобождались от подушного налога, воинской и трудовой повинности[628]. Китаец — владелец рудника не был наделен властью в феодальном вьетнамском государстве и не пользовался никакими привилегиями, подобно вьетнамским феодальным чиновникам-куанам или вождям горных племен.
В разработке горных недр помимо феодального государства и китайских предпринимателей активно участвовали вожди горных племен. Почти все имевшиеся рудники были сосредоточены в горных районах, где проживали национальные меньшинства. Поэтому с давних времен вожди горных племен играли важную роль в разработке природных ископаемых. Используя принудительный труд, они разрабатывали рудники, передавая часть полученной продукции государству в качестве дани. В XIX в. при Нгуенах вожди местных племен начали разрабатывать рудники с уплатой ежегодного налога.
Существовавший для вождей местных племен порядок аренды в общих чертах походил на тот, который имел распространение в отношении китайских предпринимателей. В тех случаях, когда вождям местных племен не хватало средств для организации производства, государство оказывало им финансовую помощь, после чего предприниматели возмещали долг государству полученной продукцией (серебром, медью, золотом в слитках), добываемой в рудниках. Нередко государство увеличивало налоги, что зависело от роста производства рудников.
В XVIII в. почти все рудники на севере разрабатывались либо вождями местных племен, либо китайскими предпринимателями и в редких случаях — вьетнамскими частными лицами, когда государство поручало своим отдельным чиновникам управлять рудниками. Однако последние, как правило, непосредственно не занимались предпринимательской деятельностью. В XVIII в. вкладывание частных вьетнамских капиталов в горнорудное дело представляло собой редкое явление и имело место только на юге, в Дангчаунге[629].
В 1839 г. вьетнамское государство специальным указом расширило права вьетнамских шахтовладельцев. Предпринимателям отныне даровалось право самим нанимать рабочих, о чем еще в 1810 г. просил предприниматель Нгуен Тхи Хоа (разрешение на наем рабочих для разработки цинкового рудника в Иенланге, пров. Хайзыонг). Этот предприниматель был одновременно чиновником в данном районе, сочетая предпринимательскую деятельность с чиновничьей работой. Он же разрабатывал рудник в Иенланге до 1821 г.
Другой вьетнамский предприниматель, по имени Тю Зань Хо из Бакниня, в 1835 г. просил разрешения на эксплуатацию цинковых рудников в Баншоне (пров. Тхайнгуен). Добытый цинк Тю Зянь Хо продавал государству. Этот же предприниматель принимал участие в разработке государственных рудников Лунгшона и Тишона, за что получил от государства титул ба-хо, не имея до этого никаких рангов и титулов. На Баншонском руднике и плавильном заводе были заняты наемные рабочие, получавшие за свой труд относительно более высокую плату, чем на государственных рудниках. Здесь работали высококвалифицированные по тому времени рабочие, ремесленники и мастера плавильных печей. Государственные рудники Лунгшона и Тишона вынуждены были нанимать некоторое число рабочих и мастеров у предпринимателя Тю Зань Хо за высокую плату. По характеру деятельности последнего можно оценить как предпринимателя-буржуа[630].
Кроме перечисленных выше форм горнорудного дела в районах, где имелись рудники, существовала и самостоятельная добыла руды местным населением, платившим за это государству налог натурой. Еще в XVII—XVIII вв. Нгуены призывали население юга добывать золото семьями в районе Куангнам. С этой целью создавались золотодобывающие дворы. Каждые 40 деревень, объединявшиеся в «золотые дворы», составляли один тхуок.
Население такого тхуока освобождалось от солдатской и трудовой повинности, но ежегодно должно было платить налог золотом. В XIX в. подобный порядок был распространен Нгуенами во всех районах, где имелись золотые прииски, железные рудники, а также шахты по добыче соли и др. Здесь государство учреждало специальные дворы. Члены этих дворов освобождались от солдатской и трудовой повинности, но ежегодно должны были платить подушный налог натурой. Подушный налог в провинции Куангнам взимался дифференцированно: здоровые члены платили такой налог целиком, а старики и больные — лишь половину нормы[631]. Примерно такие же нормы были установлены и в провинции Биньдинь. В 1831 г. государство разрешило дворам по производству соли платить налоги не натурой, а деньгами[632].
Члены «железных дворов» вносили подушный налог в размере от 1 куана 2 тиенов до 1 куана 5 тиенов, а лица, относившиеся к категории больных, престарелых, увечных, вносили только половину нормы. Уровень налога не был единым для всех провинций. Указанные дворы жили только за счет разработки недр, сочетая ее с занятием сельским хозяйством либо ремеслом и торговлей. При этом сельское хозяйство служило основным занятием, тогда как разработка недр осуществлялась сезонно.
Примитивная техника и низкая производительность труда не позволяли увеличить выпуск продукции.
Разработка природных ископаемых фактически являлась обязанностью населения по отношению к государству. Население таких районов стремилось добыть необходимое количество продукции для того, чтобы уплатить государству налог натурой и тем самым избежать возмещения деньгами и освободиться от воинской и других принудительных повинностей.
Несмотря на примитивное кустарное производство, указанные дворы уплачивали правительству значительное количество налогов натурой. Так, только в одном уезде Хадонг (пров. Куангнам) в 1838 г. 3340 человек, объединенных в «золотые дворы», внесли в виде налогов более 280 лангов золота, а в 1839 г. число таких людей возросло на 780 человек и соответственно увеличилась сумма налогов[633].
На шахтах, рудниках и в мастерских, принадлежавших государству или эксплуатируемых вождями местных племен, как правило, применялся принудительный труд. Путем массового использования принудительного труда вьетнамское феодальное государство пыталось, с одной стороны, устранить существовавшее противоречие между разорившимися земледельцами и феодалами, а с другой — восполнить недостаток в промышленной продукции, что частично ему удавалось благодаря жестокой эксплуатации крестьян, ремесленников и солдат.
Государственные рудники фактически представляли собой казенные мануфактуры, на которых в основном использовался принудительный труд. Крупное производство типа мануфактуры возникло во Вьетнаме в XVIII—XIX вв., оно имело место также в-добыче и разработке горных ископаемых. Строительство крупных шахт, рудников и мастерских по выплавке металлов облегчалось, тем, что государство располагало правом феодальной собственности как на средства производства, так и на неквалифицированную рабочую силу. Но помимо принудительного труда солдат, крестьян и ремесленников в рассматриваемый период частично производился свободный наем рабочей силы на государственных, а также на частных китайских и вьетнамских предприятиях.
Наемные рабочие делились на две категории. К первой категории относились лица, привлеченные государством в порядке выполнения трудовой повинности на установленные сроки, именовавшиеся занфу. Большая их часть была представлена крестьянами либо ремесленниками из близлежащих местностей. Многие из: завербованных лиц знали горное дело. Вербовка проводилась начальником волости (тянь тонгом) и старостами деревень (ли чыонгами)[634]. Таким образом, хотя указанные лица и работали по найму, получая месячное жалованье, тем не менее они были зажаты в тиски феодальной системы принудительного труда. Здесь система найма не приобрела еще характера свободной продажи рабочей силы. Государство само определяло норму выработки. Не выполнивший норму должен был возместить недостаток; перевыполнивший — получал вознаграждение, которое еще не было формой денежного вознаграждения в зависимости от производительности труда. Многие из числа наемных рабочих трудились не добровольно, а по принуждению.
Таким образом, наем государством рабочей силы не выходил за рамки принудительной феодальной повинности. Рабочая сила еще не выступала в качестве товара, поскольку она продолжала оставаться в феодальной зависимости. Основные производственные отношения по-прежнему имели феодально-зависимый характер.
Ко второй категории наемных рабочих относились те, кто находился в более свободных условиях найма. Большей частью это были лица китайской национальности, горняки по специальности (по ремеслу), нанимавшиеся к управляющему разработками, а также мастеровые, имевшие специальные технические навыки, как, например, поиск месторождений, мастера по выплавке металла и т. д. Они именовались хоафу. Оплата этих лиц при найме на государственные рудники не приравнивалась к финансированному жалованью обычных работников и, естественно, была более высокой. Число свободных наемных рабочих на государственных горнорудных предприятиях было невелико. Особенностью их положения была относительная личная свобода. Высокая профессиональная подготовка хоафу создавала благоприятные условия для найма на рудники, принадлежавшие частным китайским и вьетнамским предпринимателям, а также на государственные рудники.
В исторической литературе почти нет материалов относительно условий разработки рудников, являвшихся собственностью китайских предпринимателей. Однако известно, что на этих рудниках было занято большое число людей. Так, в 1834 г. Нгуен Конг Чы в докладной записке императору Минь Мангу отмечал: «У китайцев, занимающихся добычей ископаемых, на каждом руднике занято по 700—800 человек»[635]. Другой чиновник, Нгуен Фан, посетив север страны, докладывал императору, что «на золотом прииске Кимминь (пров. Шонтэй), разработка которого разрешена китайцу Хо Шоки, в списке о найме кули значатся лишь 20 человек, а на самом деле там работает более 1 тыс. человек»[636]. В целях сокращения уплаты государству налогов китайские предприниматели стремились скрыть подлинное число рабочих, наживая таким образом большие капиталы за счет жестокой эксплуатации трудового люда.
Рабочая сила на таких рудниках в основном была представлена жителями южных провинций Китая, которые в поисках работы и средств к существованию переходили вьетнамскую границу и селились в предгорных и горных районах Вьетбака, пограничных провинциях, где занимались поиском, разработкой и выплавкой металлов из руд. Эти старатели были искусными мастерами, поэтому вьетнамское феодальное государство нередко нанимало их для организации производства на рудниках.
Система найма на рудниках, эксплуатировавшихся китайцами, былаотносительно свободной, и сам наемный рабочий чувствовал себя до некоторой степени свободным. На китайских рудниках существовало более четкое разделение труда. Рудник делился на различные рудодобывающие специализированные бригады (тао), во главе которых стоял мастер (тао хо). На каждом крупном руднике насчитывалось до десятка таких мастеров. Специализированные подразделения отвечали за определенный род работы, как, например, за добычу и транспортировку руды, выплавку металла и т. д.
Рудники, находившиеся в ведении китайских предпринимателей, разрабатывались более прогрессивными методами; производительность труда на этих рудниках была относительно высокой. Объем продукции этих рудников был значительно выше объема продукции, получаемой на государственных рудниках. Многие государственные рудники, постепенно приходившие в упадок, попадая в руки китайских предпринимателей, обеспечивали весьма высокую производительность труда. Типичным примером в этом отношении может служить серебряный рудник Тонгтинь.
Рудники, находившиеся в ведении лиц китайского происхождения, в известной степени отражали технический уровень и способ разработки горных руд, существовавшие в Китае. Последнее представляется естественным, ибо основные специалисты на этих рудниках ранее были заняты в рудных промыслах Китая. В этой связи можно предположить, что на некоторых крупных рудниках, принадлежавших китайским предпринимателям, наличествовали элементы капиталистических отношений (мануфактура капиталистического типа на ранней стадии своего развития).
Однако следует отметить, что китайские предприниматели в большинстве своем являлись временными поселенцами на вьетнамской территории. Спустя некоторое время они, как правило, возвращались на родину с накопленным капиталом. Продукция рудников, за исключением незначительной части, вносимой вьетнамскому государству в качестве налога, полностью уходила за границу (преимущественно в Китай). Эта продукция не участвовала в накоплении капитала и, разумеется, не способствовала развитию во Вьетнаме капиталистических отношений.
На рудниках, разрабатываемых вождями местных племен, большую часть рабочей силы составляли представители многочисленных национальных меньшинств и частично китайские эмигранты. Так, на медном руднике Тулонг было занято 4 тыс. человек из народности хоа-тхыонг. Для более активного вовлечения представителей этнических групп в горнорудные промыслы вьетнамское феодальное государство в 1821 г. снизило наполовину подушный налог с народностей нунг, ман и др. Разработка недр на этих рудниках велась на более низком техническом уровне по сравнению с рудниками, находившимися в ведении китайских предпринимателей.
Вожди местных племен занимали высокие посты, концентрируя в своих руках огромную власть в районах, населенных национальными меньшинствами. Арендуя рудники, они использовали свою власть при найме рабочей силы. В этом случае не имела места свободная купля-продажа рабочей силы, наем рабочей силы все еще выступал в форме феодальной эксплуатации. Наряду с этим следует отметить, что наем китайских рабочих на рудники имел свободный характер.
На некоторых рудниках, являвшихся собственностью вьетнамских предпринимателей, также отмечался относительно свободный порядок найма рабочей силы. На рудниках, владельцем которых был Тю Зань Хо, отношения между владельцем и рабочими не имели ярко выраженного принудительного характера, наем рабочей силы носил свободный характер. Способы разработки в рудниках Тю Зань Хо были аналогичны способам разработки, применявшимся на рудниках, арендуемых китайскими предпринимателями. На этих рудниках существовало четкое разделение труда, имевшее более или менее выраженный капиталистический характер[637].Однако вплоть до середины XIX в. такие рудники были единичными.
Вьетнамские источники свидетельствуют о том, что приведенное число рудников действовало непостоянно. Так, в течение многих лет не эксплуатировались цинковые, оловянные, серные и другие рудники. Часто добыча руд приостанавливалась, рудники забрасывались[638]. Изучение вьетнамских источников позволяет сделать вывод о постоянном сокращении числа горнорудных разработок после 1810 г. Наивысшее число постоянно действующих рудников составило в 1808—1810 гг. 79, а наименьшее — 39 (в 1831 г.). К концу 1840 г. это число возросло до 57, а в период правления Тхиеу Чи оно колебалось от 51 до 68. Позднее, в начальный период правления Ты Дыка, число рудников с 60 (в 1848 г.) сократилось до 54 (в 1850 г.), что свидетельствовало также о сокращении горнорудных разработок.
В целом можно констатировать, что горнорудные промыслы в первой половине XIX в. развивались, хотя и замедленными темпами. Такое замедленное развитие объяснялось тем, что добыча ископаемых, развитие торговли и промышленности наталкивались на феодальный характер государства; политика, проводимая династией Нгуенов в целом, тормозила развитие экономики и торговли. Государство порой старалось само захватить источник доходов, отстранить купцов и предпринимателей от разработки полезных ископаемых. Так, император Минь Манг говорил, что «золото и серебро, являющиеся богатствами нашей страны, добываются для государственных нужд. Если разрешить арендаторам добывать эти богатства по своему усмотрению, то не избежать того, что коварные купцы будут расхищать их и набьют ими свои карманы»[639]. Руководствуясь этими соображениями, Минь Манг стремился отобрать многие рудники у частных лиц. Если такие рудники приносили большой доход, то правительство расширяло их эксплуатацию; когда же они начинали нести убытки, то оно прекращало их разработку; когда же разработка недр приходила в упадок, государство, как в 1849 г., частично возвращалось к старой политике[640], владельцы цинковых рудников были освобождены от уплаты налога на первые три-четыре года[641].
Феодальное государство осуществляло строгий контроль за рудниками в целях обеспечения их налогообложения. Каждый год государственные уполномоченные либо провинциальные чиновники были обязаны обследовать частные рудники для установления размера налога. Все это создавало много трудностей для предпринимателей, которые на протяжении длительного времени отвлекались от работы. Более того, инспектирующие чиновники занимались вымогательством и коррупцией. В связи с этим небезынтересно также отметить, что размеры взимаемых налогов при императоре Минь Манге были значительно выше, чем в эпоху правления поздних Ле, в связи с чем многие владельцы рудников оказались не в состоянии уплатить все налоги, подвергаясь преследованиям со стороны государства, которое конфисковало их имущество. Налоги достигли больших размеров. Ежегодно государство получало от рудников около 100087 куанов, в том числе с золотых приисков —33838, с серебряных рудников—19839, с медных — 3676 и железных рудников — 25480 куанов[642]. Более того, владельцев рудников принуждали дополнительно продавать государству продукцию по заниженным ценам, установленным им самим. Часто, будучи не в состоянии уплатить государству высокие налоги натурой (золотом, медью, цинком, оловом и др.) и принуждаемые продавать продукцию рудников сверх налогов по заниженным ценам, предприниматели в конечном счете разорялись, а рудники их забрасывались.
Уровень развития горнорудных промыслов убедительно свидетельствует об отсталом характере производительных сил феодального вьетнамского государства в первой половине XIX в.