Ремесло

Для определения уровня экономического развития Вьетнама к середине XIX в. существенное значение имеет характеристика мелкой промышленности. Вьетнамская мелкая промышленность прошла весьма длительный путь своего развития — от домашних промыслов и ремесла до мелкого товарного производства.

В. И. Ленин указывал, что «домашние промыслы составляют необходимую принадлежность натурального хозяйства»[643]. Их из­делия потребляются непосредственным производителем. Следую­щей формой развития мелкой промышленности является ремесло, т. е. «производство изделий по заказу потребителя»[644]. Третьей формой развития мелкой промышленности является непосредст­венная продажа ремесленником своих товаров на рынке или че­рез скупщика. «Патриархальное земледелие соединяется с мелким производством промышленных продуктов на рынок, т. е. с товар­ным производством в промышленности»[645].

В первой половине XIX в. во Вьетнаме сосуществовали все три указанные формы, причем вторая и третья формы развития мел­кой промышленности в этот период были более распространены.

При патриархальном (натуральном) земледелии домашние промыслы земледельцев служили для них побочным занятием, а земледелие — основным.

Из домашних промыслов, повсеместно распространенных во Вьетнаме в крестьянских хозяйствах, следует назвать ткачество, изготовление одежды и обуви, примитивного сельскохозяйственно­го инвентаря, переработку риса в муку, постройку жилищ. Кре­стьянские промыслы имели сезонный характер, крестьяне зани­мались ими в свободное от полевых работ время. Эта примитив­ная форма промышленности существовала в рамках таких со­циально-административных организаций, как община, дон диены и пр.

Развитие домашних промыслов давно привело постепенно к простому разделению труда в общине; ремесленник все более ос­вобождался от сельскохозяйственных работ и специализировался в той или иной отрасли ремесленного производства. Функции «до­машнего промысла» все чаще стали выполнять ремесленники-спе­циалисты. Ремесло постепенно становилось постоянным занятием ремесленника, который уже работал по заказу потребителя. Он получал от крестьян за продукт своего труда либо натурой, либо деньгами, на которые приобретал сырье, материалы, необхо­димые орудия труда.

В рассматриваемый период происходил процесс дальнейшего отделения ремесла от сельского хозяйства (в части ремесел он завершился, в части — еще шел). Ставшие самостоятельными ре­месла подвергались количественному и качественному изменению.

В конце XVIII — начале XIX в. во Вьетнаме основную часть ремесленной продукции давали и специализированные поселения профессиональных ремесленников — фыонги, о которых речь будет идти ниже, и сельские ремесленники. Во втором случае происхо­дил процесс дальнейшего отделения все новых видов ремесленного труда от земледельческого и превращения деревенских ремеслен­ников в простых товаропроизводителей. Эта форма, как указывал В. И. Ленин, стоит еще очень близко к предыдущей, отличаясь от нее лишь тем, что при ней «появляется товарное обращение — в том случае, когда ремесленник получает плату деньгами и появ­ляется на рынке для закупки орудий, сырья и проч.»[646].

Связь между земледельцами и сельскими ремесленниками-то­варопроизводителями, работающими на рынок, осуществлялась путем товарного обмена на местных рынках. Это, в свою очередь, подрывало общину как производственную единицу и тем самым создавало благоприятные условия для углубления разделения тру­да между деревней и городом. «Патриархальный крестьянин пре­вращается в мелкого товаропроизводителя, тяготеющего... к упо­треблению наемного труда, т. е. к капиталистическому производ­ству»[647]. Следовательно, с развитием ремесла и разложением мелких товаропроизводителей. Наибольшее развитие этот процесс получил во Вьетнаме, по-видимому, в XVII—XIX вв., когда проис­ходило резкое расслоение ремесленного производства: от сельско­го хозяйства отделялась все более существенная часть ремесла. С ростом общественного разделения труда давно наметилась и специализация в производстве в XVIII—XIX вв. Промысловые по­селения достигали высокого уровня разделения труда, распреде­ляя между собой как добычу сырья, так и его первичную обра­ботку с последующим превращением его в ремесленное изделие[648].

Многие ремесленные поселения специализировались на произ­водстве какого-либо одного товара. Одни, например, занимались разведением тутовых деревьев, другие обрабатывали коконы, третьи ткали пряжу, четвертые выделывали шелк. Население поселков Кобан (пров. Намдинь), Дайфунг, Фуонгса (пров. Хадонг) ткало, например, пряжу, для которой закупались коконы в соседних деревнях[649]. Население поселков Ланггу, Хачи (пров. Хадонг) занималось плетением основ для бамбуковых шляп, а население поселков Фыонгчунг, Винтьхинь (пров. Хадонг) специализирова­лось на их изготовлении. Гончарные изделия могли обжигаться в одном месте, покрываться краской в другом, расписываться в третьем. Уже имело место детальное разделение труда. В резуль­тате такого общественного разделения труда одни ремесленные поселения находились в прямой зависимости от других, между ними существовала тесная взаимосвязь. Разделение труда в рас­сматриваемый период находилось уже на достаточно высоком уровне[650]. Оно осуществлялось не только в процессе производства различных товаров, но и при изготовлении одного и того же вида товара.

В ряде случаев изготовление того или иного товара являлось монополией определенных поселков. Так, инкрустирование перла­мутром было развито в окрестностях Ханоя. При строительстве и расширении города упомянутые поселки превратились в отдель­ную ремесленную улицу Ханоя, названную улицей Инкрустаторов. Подобным образом возникли многочисленные промысловые посел­ки, а в городах — промысловые улицы и кварталы. Существовали крупные центры гончарного производства, как, например, на се­вере страны — Батчанг (пров. Бакнинь), а на юге — Телон, Митхо, Зядинь. В Телоне ежегодно до 1882 г. производили 14,5 млн. шт. кирпича, общее количество черепицы и брусчатки составляло 1,6 млн. шт. Каждая печь давала 40 тыс. шт. черепицы, 13 тыс. шт. брусчатки. В Митхо ежегодно производилось около 500 тыс. шт. кирпича и столько же черепицы, а также 20 тыс. шт. брусчатки[651].

Описанное выше разделение труда явилось прямым следствием самой специфики многовекового развития вьетнамского ремесла.

Основную массу производителей составляли мелкие ремесленни­ки, которые не располагали достаточными средствами, чтобы иметь возможность заниматься всеми процессами производства. Большинство изготовляло какую-нибудь одну деталь и стремилось держать в своих руках монополию на изготовление какого-либо одного вида товара или отдельной детали. По мере развития хо­зяйства усиливалась конкуренция, мелкие ремесленники, стремясь сохранить монопольное право на производство тех или иных то­варов, прибегали к различным методам, чтобы избежать конку­ренции и обеспечить свое положение в качестве хозяина. Такие ремесленники старались держать в тайне технику изготовления того или иного предмета, скрывая от других изобретения и усо­вершенствования. Так, кондитеры поселков Мечи и Зитьвонг (пров. Хадонг) выпекали ком (лепешки из риса). Технология вы­печки кома передавалась только по мужской линии или замужней женщине. Ремесленники из Нобана (пров. Хадонг) специализиро­вались на производстве дрожжей, технология приготовления которых передавалась только по мужской линии и держалась в стро­гой тайне от дочерей[652]. Местами это доходило до того, что деву­шек не разрешалось выдавать замуж в другие поселки, чтобы та­ким образом сохранить секрет мастерства. Сохранение профессио­нальных тайн, в сваю очередь, в определенной мере тормозило развитие ремесла. Специализированные поселения профессиональ­ных ремесленников назывались фыонги.

Города Ханой, Хюэ, Сайгон-Телон, Митхо, Зядинь и другие были центрами вьетнамского ремесла, они производили предметы широкого потребления, которые распространялись по всему Вьет­наму. Наиболее развитыми отраслями профессионального ремес­ленного производства являлись ткачество, гончарное дело, кораб­лестроение, изготовление металлических изделий и др. Вьетнам­ские ремесленные мастерские не имели столь тесных межцеховых связей, как на Западе, что препятствовало свободному развитию ремесла: инициатива и мастерство ремесленников ограничивались рамками своего цеха. Во главе цеха стоял староста (тыонг мук), имевший определенные заслуги перед властями и обладавший большим опытом работы. За свои заслуги он получал титул чи­новника определенного ранга. Центральной же фигурой в цехе был мастер. Для того чтобы стать мастером, надо было трудиться долгие годы и регулярно преподносить ценные подарки старостам. В цеховой организации существовала строгая иерархия, и, пока был жив мастер, подмастерье и ученики не могли стать самостоя­тельными мастерами. В процессе работы ремесленник должен был строго следовать установленному образцу, т. е., по существу, ко­пировать принятые модели и рисунок, и лишь в очень ограничен­ной степени мог проявлять личную инициативу. Цехи строго хра­нили тайну ремесла, что, конечно, не способствовало повышению уровня мастерства и развитию техники.

Вьетнамская ремесленная корпорация (фыонг хой) в отличие от западных цеховых организаций в большей степени была подот­четна феодальному государству и его представителям в лице гу­бернаторов провинции и имела не только производственный, но и коммерческий и административный характер. В ряде случаев не­которые фыонги выполняли религиозные обряды ремесленников одной профессии, фыонг хой зачастую выступала также в ка­честве организации взаимопомощи ремесленников.

Фыонги, как правило, были сконцентрированы в городах и в их окрестностях. Цеховые ремесленные корпорации объединяли до 50 ремесленников одной профессии во главе со старостой, ко­торый отвечал перед губернатором провинции за действия ремес­ленников и ежемесячно докладывал о численности корпорации. Центром профессиональных ремесленников Северного Вьетнама был Ханой, в Центральном Вьетнаме — Хюэ, а в Южном Вьетна­ме — Сайгон—Телон. Помимо основных этих центров в первой половине XIX в. фыонги также наличествовали и во многих дру­гих городах, а также образовывали самостоятельные населенные пункты[653].

В связи с развитием производства численность фыонгов по­стоянно росла и, по некоторым данным, в начале XIX в. составила более тысячи. Каждый центр ремесленной промышленности де­лился на определенное число фыонг хой. Фыонги выступали в ро­ли торговых и административных единиц, а те — только как про­изводственные корпорации (цехи) ремесленников. Фыонги в Ха­ное, например, занимались не только производством, но и прода­жей различных товаров. Так, фыонг Хангдао занимался продажей тканей и шелка, фыонг Мам — продажей рыбных продуктов; скобяные товары продавались фыонгом Хангдонг, шляпы — фыонгом Хангнон и т. д. До сих пор в Ханое сохранились улицы под названием Хлопковая, Шелковая, Серебряная, Гончарная и др. Продажа завозимых в Ханой товаров производилась и специаль­но предназначенными для этого фыонгами[654], которые выступали как представители объединенных торговцев, подчинивших себе ре­месленное производство. Фыонги бывали часто оторваны от своих производственных баз, размещавшихся далеко от рынков сбыта. Другие же фыонги, наоборот, имели при себе производственные базы. Так, фыонг Хангбак в Ханое производил серебряные изде­лия, которые продавались там же; фыонг Хангма занимался про­изводством изделий из бамбука, а члены фыонга Хангза изготов­ляли кожаные изделия, продажа которых производилась на ме­сте[655]. Упомянутые фыонги являлись одновременно и производст­венными и коммерческими организациями.

Фыонги могли иметь собственные религиозные церемонии. Так, население Лакхе (уезд Хоайдык, пров. Хадонг) на протяжении нескольких веков занималось прядением шелковых тканей. Ремес­ленники Лакхе устраивали ежегодные религиозные церемонии в честь китайцев, якобы передавших вьетнамцам технику изготовле­ния шелка. Фыонг из 40 ремесленников-ткачей в Лакхе регулярно выполнял религиозные обряды[656]. Вьетнамские фыонги выступали также в роли органов взаимопомощи. Так, ремесленники одной или разных профессий объединялись в один фыонг с целью оказа­ния друг другу помощи в производстве. Правда, только в этой роли фыонг выступал весьма редко.

Члены фыонга под руководством старосты корпорации — тыонг мука — временами уезжали на заработки. В таких случаях тыонг мук договаривался с хозяином об условиях работы, получал от него заработную плату, которую делил между ремесленниками. Заработок тыонг мука был таким же, как любого члена фыонга. Однако в качестве вознаграждения он еще получал от хозяина подарки натурой или деньгами. Тыонг мук нес непосредственную ответственность за свой фыонг и по требованию губернатора про­изводил вербовку ремесленников на различные виды работы, опла­чивавшейся деньгами[657]. Ремесленники платили промысловый на­лог натурой — продукцией, а подушный налог — деньгами. Так, в Иентхае, Хокхау (окрестность Ханоя), население которых занима­лось производством бумаги, ежегодно с каждого здорового жи­теля взималось 5,5 тыс. листов бумаги, а со стариков и увечных — половина указанного количества. В Батчанге (пров. Бакнинь), где изготавливались гончарные изделия, со здоровых взималось по 300 шт. черепицы, а с увечных и больных — по 150 шт.[658]. В Тхиен-чао (пров. Ниньбинь), где выделывали циновки, с каждой семьи взималось по две пары циновок, а подушный налог уплачивался деньгами или рисом. С калек и престарелых взимали половину указанного количества или суммы.

К началу XIX в. по приказу императорского двора во Вьетна­ме стали сажать тутовые деревья и одновременно открывали ма­стерские по разведению шелковичных червей и изготовлению шел­ка. Всю продукцию шелка государство забирало в качестве на­лога. Так, в Лакхе (пров. Хадонг), где население занималось шелкоткачеством при императорах Зя Лонге и Минь Манге, еже­годно должны были вносить в качестве налога 600 рулонов шел­ка разного цвета (в каждом рулене содержалось 27,6 м при ши­рине от 90 до 94 см). При Тхиеу Чи поселение Лакхе было пре­вращено в придворные мастерские, которые возглавлял некий Чан Куй с двумя заместителями, которому был присвоен ранг чинов­ника седьмой категории второго класса. Отныне в Лакхе помимо уплаты названных выше налогов должны были производить все виды шелка, необходимые двору[659].

Императорский двор ввел ряд запретов и ограничений — регла­ментация производства, жесткий контроль государства над про­изводством, систематическое усиление налогового обложения, что губительно сказывалось на развитии ремесла. Более того, просто­людинам не разрешалось строить дома с высокой крышей и во­ротами, украшать архитектурные детали домов резьбой, использо­вать в строительстве драгоценные породы древесины. Простолюди­нам не разрешалось ходить обутыми, одеваться в парчу, атлас и шелка. Они могли носить только одежду, сшитую из хлопчатобу­мажной ткани, и ходить босыми. Такая деятельность феодального государства, естественно, тормозила развитие ремесленного про­изводства.

Потребности двора в шелковых тканях непрерывно возраста­ли. Французский консул в Куиньоне де Верневиль писал, что в шелкоткацкой мастерской Биньдиня имелось 34 ткацких станка. Шелкоткацкие мастерские имелись в семи волостях (Нхоннгай, Аннгай, Зыонган, Нхонан, Чунгсон, Тайлыонг, Иенсон). Только в одной Гомите насчитывалось 10 ткацких станков, в Фочате — 12. На каждом станке были заняты четыре человека. Обычно работа­ли шесть месяцев в году (с апреля по сентябрь). С октября по март станки не работали ввиду того, что хозяева не могли за­пастись пряжей. Китайские торговцы скупали пряжу Биньдиня, Куангнама и затем отправляли в Китай для производства шелка. Гуандунский и вьетнамский шелк-сырец считались лучшими.

В 1851 г. Ты Дык приказал упразднить многие мастерские, спе­циализировавшиеся на разведении тутового шелкопряда, в тех провинциях, где выращивали тутовые деревья. Тем самым был на­несен большой ущерб национальному шелководству.

Императорский двор притеснял торговцев и ремесленников, а проводимая им политика изоляционизма (закрытых портов) силь­но тормозила развитие национальной промышленности. Одной из важных причин медленного развития ремесла являлось и то, что покупательная способность внутри страны была очень низкой, по­этому товары кустарных промыслов не имели большого сбыта.

Несмотря на то что политика феодального государства тормо­зила развитие ремесла, оно тем не менее развивалось, особенно в городах. С появлением новых городов и поселений их основное население составляли ремесленники и торговцы. Город выступал в качестве носителя товарного производства. Возрастало число от­дельных отраслей товарного хозяйства (производство изделий из металлов, оружия, бумаги, керамических изделий, обуви, одежды, тканей, обрушенного риса). Широкое развитие во Вьетнаме полу­чило производство изделий из бамбука, разнообразных плетеных изделий, циновок. Рост мелкотоварного производства наблюдался в текстильной и кожевенной промышленности.

Ремесленное производство в городах и деревнях было пред­ставлено такими отраслями, как мыловарение, сахароварение, ви­ноделие и производство лаковых изделий. Одним из наиболее раз­витых во Вьетнаме было производство рыбного соуса ныок мам. Традиционно славились во Вьетнаме изделия резчиков по сло­новой кости, дереву, ювелиров. В окрестностях столицы работали лучшие мастера по производству лаковых изделий, инкрустато­ры[660], вышивальщики.

Традиционным центром ремесленного производства являлась северная часть Вьетнама (Бакки), где ремесло развилось значи­тельно раньше, чем в центральных (Чунгки) и южных (Намки) районах страны. Одной из причин того была острая нужда в зе­мельных участках, заставлявшая безземельных крестьян занимать­ся ремеслом. Вследствие же относительно недавнего освоения юж­ной части страны, где имелась значительная площадь неосвоенных земельных угодий, население этой части менее нуждалось в до­полнительных заработках. Постепенно в поисках заработка ре­месленники Северного Вьетнама передвигались из старых центров ремесла в новые — южные районы, где наряду с развитием старых основывались новые промыслы.

Вьетнамское феодальное ремесло в различных частях страны в первой половине XIX в. находилось на разном уровне развития. Так, в прибрежных районах степень развития производства была более высокой, чем во внутренних и горных районах страны. В ходе развития товарного хозяйства шло дальнейшее расслоение мелких производителей. Внутри мелкого производства происходила имущественная дифференциация — разорение одних и концентра­ция производства в руках других. Более состоятельные ремеслен­ники постепенно увеличивали свои предприятия. Они уже не при­нимали непосредственного участия в производственном процессе и стали прибегать к найму рабочей силы. Мелкие же ремесленни­ки разорялись и шли работать к более состоятельным владельцам мастерских.

В отдельных случаях мастерские перерастали в крупные пред­приятия типа простой кооперации или даже мануфактуры. Одна­ко процесс первоначального накопления капитала и разорения мелких производителей в условиях Вьетнама в первой половине XIX в. протекал медленно. Использование наемного труда в мел­ком товарном производстве в рассматриваемый период пока было незначительным явлением.

Таким образом, мелкое товарное производство служило исход­ным пунктом возникновения и развития капиталистических отно­шений. Элементы их можно проследить на примере гончарного производства, довольно крупные предприятия которого были соз­даны разбогатевшими ремесленниками и торговцами-скупщиками, Так, население Батчанга (уезд Зялам, в окрестностях Ханоя) на протяжении нескольких веков занималось гончарным ремес­лом, достигнув высокого уровня производства. В этой деревне имелось 15—16 крупных печей, длина каждой печи достигала 8м, ширина и высота составляли по 4 м. У каждой печи было занято до 50 человек, а на всех печах — около 800 человек. В производ­стве гончарных изделий имело место сравнительно четкое разде­ление труда, использовалась относительно развитая техника, хотя в целом указанное производство основывалось на ручном труде,

На примере изготовления гончарных изделий можно наблю­дать переход от мелкотоварного производства к более высокой форме промышленности — сравнительно крупным мастерским. Гончарное производство в Батчанге можно отнести к простой ка­питалистической кооперации, которая развивалась из раздроб­ленного мелкого производства. На предприятиях этой отрасли ра­ботали разорившиеся ремесленники, деревенская беднота. Исполь­зование значительного числа наемных рабочих можно считать важным моментом развития капиталистических элементов в про­изводстве Вьетнама. В середине XIX в. существовали кирпичные, черепичные, судостроительные мануфактуры[661].

Зачатки капиталистического производства можно проследить и в текстильной промышленности. Среди многочисленных мастер­ских, разбросанных по всей стране, по своим размерам особенно выделялись ткацкие мануфактуры провинций Хадонг и Биньдинь.

Итак, еще до французского захвата Вьетнама отмечался отно­сительный рост производства, основанного на частной собствен­ности и личном труде мелких ремесленников и крестьян. На этой стадии развития ремесла в стране уже пользовались наемным тру­дом, однако еще в весьма ограниченном масштабе.

Все сказанное выше дает основание полагать, что в отдельных отраслях вьетнамской промышленности уже имелись первоначаль­ные элементы развития капиталистических отношений. Однако в целом во Вьетнаме рассматриваемого периода продолжало господ­ствовать простое мелкотоварное производство ремесленников и крестьян.

Наряду с отдельными частными мануфактурами во Вьетнаме в первой половине XIX в. существовали многочисленные государ­ственные мастерские (казенные мануфактуры) по изготовлению огнестрельного оружия, чеканке монет, строительству судов. На­пример, на Ханойском монетном дворе, основанном в 1803 г., дей­ствовало несколько литейных печей. В 1820 г. в Ханое была от­крыта еще одна литейная мастерская — под названием «Баохоа кинькук».

По берегам больших рек, в приморских городах и селах были основаны многочисленные верфи и мастерские, где строились небольшие суда, предназначенные для рыооловсгеа и кабочажного плавания. В начале XIX в. в Хюэ была сооружена судоверфь. Во всех крупных лесных провинциях страны, таких, как Нгеан, Тханьхоа, где имелись удобные водные пути, существовали вер­фи, строились суда, барки, сампаны. Верфи, как правило, находи­лись в местах дислокации войск. Морские суда строились на вер­фях Сайгона, Биенхоа, Диньтыонга и др.

Императору Зя Лонгу принадлежало около 200 деревянных су­дов водоизмещением 12 т каждое, вооруженных шестью-семью пушками. Помимо этих судов он владел еще 500 мелкими и 100 крупными галерами. Всего в морском флоте вьетнамского го­сударства в начале XIX в. было занято 26800 человек, в том числе 8 тыс. человек, работавших в судостроительных мастер­ских[662]. В конце 30-х годов судоверфь Хюэ спустила на воду пер­вое паровое судно европейского типа, за что владельцы этой вер­фи Хоанг Ван Лить и Ву Зуи Чинь получили большие награды.

Иностранцы, побывавшие во Вьетнаме в указанный период, высоко ценили искусство вьетнамских кораблестроителей. Так, капитан первого ранга военно-морских сил США Уайт, посетив­ший Сайгон в 1820 г., насчитал в городском арсенале 150 галер. По его признанию, «аннамиты, безусловно, являются наиискусней­шими корабелами и выполняют работу с исключительной точ­ностью»[663]. Англичанин Кроуфорд, посетивший Вьетнам в 1822 г., отмечал, что «кохинхинцы пользуются заслуженной славой наибо­лее опытных моряков на Дальнем Востоке»[664].

Во Вьетнаме помимо судоверфей имелись многочисленные ору­жейные мастерские, которых особенно много было в провинциях Тханьхоа и Нгеан. Так, в 1872 г. в провинции Нгеан, которая славилась своими оружейниками, было отлито 500 пушек и изго­товлено 2 тыс. ружей. Оружейные мастерские имелись и во многих других провинциях страны.

В этот период в стране функционировало значительное число мастерских, обслуживавших двор: от ювелирных, где изготавлива­лись украшения из золота и серебра, до швейных, где шилась одежда из парчи и атласа. Существовали также строительные ма­стерские, которые занимались сооружением дворцов, крепостей, замков, усыпальниц. Все эти мастерские находились в ведении ведомства общественных работ (бо конг). Всю работу в указан­ных мастерских выполняли завербованные ремесленники, крестья­не и солдаты. Число рабочих, занятых в отдельных мастерских или на строительных участках, достигало тысячи человек.

Крестьяне, солдаты и ремесленники получали мизерную плату за свой труд, при этом никак не учитывалась их квалификация. Последнее порождало большое недовольство ремесленников, вы­полнявших свою работу без какой бы то ни было заинтересованности. Существовавший режим труда имел характер принудитель­ных работ и никоим образом не мог способствовать промышлен­ному развитию. Форма наемного труда имела полукрепостниче­ский характер.

Государство перепоручало организацию ремесленного произ­водства и контроль над ним куанам[665]. Куаны по государствен­ному указу набирали в различных провинциях лучших мастеров для работы в тех или иных государственных мастерских под конт­ролем тех же государственных чиновников. По государственному указу губернаторы производили вербовку ремесленников для ра­боты в государственных оружейных и судостроительных мастер­ских и на строительстве королевских дворцов и усыпальниц. Крупные мастерские, принадлежавшие двору, в которых работали тысячи и десятки тысяч мастеровых, занятых на строительстве усыпальниц, дворцов, создававших произведения искусства для правителя и его сановников (вышивки, шелкоткачество, изделия из лака,-резьба по слоновой кости, золотые и серебряные украше­ния), передавались в управление куанам. По законодательству Зя Лонга куаны принудительно вербовали население на так назы­ваемые общественные работы, определяли меру наказания до 10— 15 ударов палками для тех, кто уклонялся от таких работ.

В рассматриваемый период большая часть горнорудных про­мыслов и крупные ремесленные мастерские (кораблестроение, из­готовление оружия, чеканка монет и другие отрасли ремесленного производства) были сосредоточены главным образом в руках фео­дального государства и, очевидно, представляли собой казенные мануфактуры. Феодальные порядки мешали развиваться ремес­ленному производству. Насильственное принуждение лучших ре­месленников и мастеровых к отбыванию трудовой повинности в го­сударственных мастерских, естественно, не могло не тормозить экономическое развитие страны, тем не менее частное ремесленное производство при Нгуенах хотя и медленно, но развивалось. В многочисленных малых и крупных частных ремесленных ма­стерских производились предметы, необходимые для повседневной жизни, главным образом товары широкого потребления.

С развитием ремесла и товарно-денежных отношений появи­лись также крупные частные мастерские, которые уже были за­чатками капиталистических отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: