Для определения уровня экономического развития Вьетнама к середине XIX в. существенное значение имеет характеристика мелкой промышленности. Вьетнамская мелкая промышленность прошла весьма длительный путь своего развития — от домашних промыслов и ремесла до мелкого товарного производства.
В. И. Ленин указывал, что «домашние промыслы составляют необходимую принадлежность натурального хозяйства»[643]. Их изделия потребляются непосредственным производителем. Следующей формой развития мелкой промышленности является ремесло, т. е. «производство изделий по заказу потребителя»[644]. Третьей формой развития мелкой промышленности является непосредственная продажа ремесленником своих товаров на рынке или через скупщика. «Патриархальное земледелие соединяется с мелким производством промышленных продуктов на рынок, т. е. с товарным производством в промышленности»[645].
В первой половине XIX в. во Вьетнаме сосуществовали все три указанные формы, причем вторая и третья формы развития мелкой промышленности в этот период были более распространены.
При патриархальном (натуральном) земледелии домашние промыслы земледельцев служили для них побочным занятием, а земледелие — основным.
Из домашних промыслов, повсеместно распространенных во Вьетнаме в крестьянских хозяйствах, следует назвать ткачество, изготовление одежды и обуви, примитивного сельскохозяйственного инвентаря, переработку риса в муку, постройку жилищ. Крестьянские промыслы имели сезонный характер, крестьяне занимались ими в свободное от полевых работ время. Эта примитивная форма промышленности существовала в рамках таких социально-административных организаций, как община, дон диены и пр.
Развитие домашних промыслов давно привело постепенно к простому разделению труда в общине; ремесленник все более освобождался от сельскохозяйственных работ и специализировался в той или иной отрасли ремесленного производства. Функции «домашнего промысла» все чаще стали выполнять ремесленники-специалисты. Ремесло постепенно становилось постоянным занятием ремесленника, который уже работал по заказу потребителя. Он получал от крестьян за продукт своего труда либо натурой, либо деньгами, на которые приобретал сырье, материалы, необходимые орудия труда.
В рассматриваемый период происходил процесс дальнейшего отделения ремесла от сельского хозяйства (в части ремесел он завершился, в части — еще шел). Ставшие самостоятельными ремесла подвергались количественному и качественному изменению.
В конце XVIII — начале XIX в. во Вьетнаме основную часть ремесленной продукции давали и специализированные поселения профессиональных ремесленников — фыонги, о которых речь будет идти ниже, и сельские ремесленники. Во втором случае происходил процесс дальнейшего отделения все новых видов ремесленного труда от земледельческого и превращения деревенских ремесленников в простых товаропроизводителей. Эта форма, как указывал В. И. Ленин, стоит еще очень близко к предыдущей, отличаясь от нее лишь тем, что при ней «появляется товарное обращение — в том случае, когда ремесленник получает плату деньгами и появляется на рынке для закупки орудий, сырья и проч.»[646].
Связь между земледельцами и сельскими ремесленниками-товаропроизводителями, работающими на рынок, осуществлялась путем товарного обмена на местных рынках. Это, в свою очередь, подрывало общину как производственную единицу и тем самым создавало благоприятные условия для углубления разделения труда между деревней и городом. «Патриархальный крестьянин превращается в мелкого товаропроизводителя, тяготеющего... к употреблению наемного труда, т. е. к капиталистическому производству»[647]. Следовательно, с развитием ремесла и разложением мелких товаропроизводителей. Наибольшее развитие этот процесс получил во Вьетнаме, по-видимому, в XVII—XIX вв., когда происходило резкое расслоение ремесленного производства: от сельского хозяйства отделялась все более существенная часть ремесла. С ростом общественного разделения труда давно наметилась и специализация в производстве в XVIII—XIX вв. Промысловые поселения достигали высокого уровня разделения труда, распределяя между собой как добычу сырья, так и его первичную обработку с последующим превращением его в ремесленное изделие[648].
Многие ремесленные поселения специализировались на производстве какого-либо одного товара. Одни, например, занимались разведением тутовых деревьев, другие обрабатывали коконы, третьи ткали пряжу, четвертые выделывали шелк. Население поселков Кобан (пров. Намдинь), Дайфунг, Фуонгса (пров. Хадонг) ткало, например, пряжу, для которой закупались коконы в соседних деревнях[649]. Население поселков Ланггу, Хачи (пров. Хадонг) занималось плетением основ для бамбуковых шляп, а население поселков Фыонгчунг, Винтьхинь (пров. Хадонг) специализировалось на их изготовлении. Гончарные изделия могли обжигаться в одном месте, покрываться краской в другом, расписываться в третьем. Уже имело место детальное разделение труда. В результате такого общественного разделения труда одни ремесленные поселения находились в прямой зависимости от других, между ними существовала тесная взаимосвязь. Разделение труда в рассматриваемый период находилось уже на достаточно высоком уровне[650]. Оно осуществлялось не только в процессе производства различных товаров, но и при изготовлении одного и того же вида товара.
В ряде случаев изготовление того или иного товара являлось монополией определенных поселков. Так, инкрустирование перламутром было развито в окрестностях Ханоя. При строительстве и расширении города упомянутые поселки превратились в отдельную ремесленную улицу Ханоя, названную улицей Инкрустаторов. Подобным образом возникли многочисленные промысловые поселки, а в городах — промысловые улицы и кварталы. Существовали крупные центры гончарного производства, как, например, на севере страны — Батчанг (пров. Бакнинь), а на юге — Телон, Митхо, Зядинь. В Телоне ежегодно до 1882 г. производили 14,5 млн. шт. кирпича, общее количество черепицы и брусчатки составляло 1,6 млн. шт. Каждая печь давала 40 тыс. шт. черепицы, 13 тыс. шт. брусчатки. В Митхо ежегодно производилось около 500 тыс. шт. кирпича и столько же черепицы, а также 20 тыс. шт. брусчатки[651].
Описанное выше разделение труда явилось прямым следствием самой специфики многовекового развития вьетнамского ремесла.
Основную массу производителей составляли мелкие ремесленники, которые не располагали достаточными средствами, чтобы иметь возможность заниматься всеми процессами производства. Большинство изготовляло какую-нибудь одну деталь и стремилось держать в своих руках монополию на изготовление какого-либо одного вида товара или отдельной детали. По мере развития хозяйства усиливалась конкуренция, мелкие ремесленники, стремясь сохранить монопольное право на производство тех или иных товаров, прибегали к различным методам, чтобы избежать конкуренции и обеспечить свое положение в качестве хозяина. Такие ремесленники старались держать в тайне технику изготовления того или иного предмета, скрывая от других изобретения и усовершенствования. Так, кондитеры поселков Мечи и Зитьвонг (пров. Хадонг) выпекали ком (лепешки из риса). Технология выпечки кома передавалась только по мужской линии или замужней женщине. Ремесленники из Нобана (пров. Хадонг) специализировались на производстве дрожжей, технология приготовления которых передавалась только по мужской линии и держалась в строгой тайне от дочерей[652]. Местами это доходило до того, что девушек не разрешалось выдавать замуж в другие поселки, чтобы таким образом сохранить секрет мастерства. Сохранение профессиональных тайн, в сваю очередь, в определенной мере тормозило развитие ремесла. Специализированные поселения профессиональных ремесленников назывались фыонги.
Города Ханой, Хюэ, Сайгон-Телон, Митхо, Зядинь и другие были центрами вьетнамского ремесла, они производили предметы широкого потребления, которые распространялись по всему Вьетнаму. Наиболее развитыми отраслями профессионального ремесленного производства являлись ткачество, гончарное дело, кораблестроение, изготовление металлических изделий и др. Вьетнамские ремесленные мастерские не имели столь тесных межцеховых связей, как на Западе, что препятствовало свободному развитию ремесла: инициатива и мастерство ремесленников ограничивались рамками своего цеха. Во главе цеха стоял староста (тыонг мук), имевший определенные заслуги перед властями и обладавший большим опытом работы. За свои заслуги он получал титул чиновника определенного ранга. Центральной же фигурой в цехе был мастер. Для того чтобы стать мастером, надо было трудиться долгие годы и регулярно преподносить ценные подарки старостам. В цеховой организации существовала строгая иерархия, и, пока был жив мастер, подмастерье и ученики не могли стать самостоятельными мастерами. В процессе работы ремесленник должен был строго следовать установленному образцу, т. е., по существу, копировать принятые модели и рисунок, и лишь в очень ограниченной степени мог проявлять личную инициативу. Цехи строго хранили тайну ремесла, что, конечно, не способствовало повышению уровня мастерства и развитию техники.
Вьетнамская ремесленная корпорация (фыонг хой) в отличие от западных цеховых организаций в большей степени была подотчетна феодальному государству и его представителям в лице губернаторов провинции и имела не только производственный, но и коммерческий и административный характер. В ряде случаев некоторые фыонги выполняли религиозные обряды ремесленников одной профессии, фыонг хой зачастую выступала также в качестве организации взаимопомощи ремесленников.
Фыонги, как правило, были сконцентрированы в городах и в их окрестностях. Цеховые ремесленные корпорации объединяли до 50 ремесленников одной профессии во главе со старостой, который отвечал перед губернатором провинции за действия ремесленников и ежемесячно докладывал о численности корпорации. Центром профессиональных ремесленников Северного Вьетнама был Ханой, в Центральном Вьетнаме — Хюэ, а в Южном Вьетнаме — Сайгон—Телон. Помимо основных этих центров в первой половине XIX в. фыонги также наличествовали и во многих других городах, а также образовывали самостоятельные населенные пункты[653].
В связи с развитием производства численность фыонгов постоянно росла и, по некоторым данным, в начале XIX в. составила более тысячи. Каждый центр ремесленной промышленности делился на определенное число фыонг хой. Фыонги выступали в роли торговых и административных единиц, а те — только как производственные корпорации (цехи) ремесленников. Фыонги в Ханое, например, занимались не только производством, но и продажей различных товаров. Так, фыонг Хангдао занимался продажей тканей и шелка, фыонг Мам — продажей рыбных продуктов; скобяные товары продавались фыонгом Хангдонг, шляпы — фыонгом Хангнон и т. д. До сих пор в Ханое сохранились улицы под названием Хлопковая, Шелковая, Серебряная, Гончарная и др. Продажа завозимых в Ханой товаров производилась и специально предназначенными для этого фыонгами[654], которые выступали как представители объединенных торговцев, подчинивших себе ремесленное производство. Фыонги бывали часто оторваны от своих производственных баз, размещавшихся далеко от рынков сбыта. Другие же фыонги, наоборот, имели при себе производственные базы. Так, фыонг Хангбак в Ханое производил серебряные изделия, которые продавались там же; фыонг Хангма занимался производством изделий из бамбука, а члены фыонга Хангза изготовляли кожаные изделия, продажа которых производилась на месте[655]. Упомянутые фыонги являлись одновременно и производственными и коммерческими организациями.
Фыонги могли иметь собственные религиозные церемонии. Так, население Лакхе (уезд Хоайдык, пров. Хадонг) на протяжении нескольких веков занималось прядением шелковых тканей. Ремесленники Лакхе устраивали ежегодные религиозные церемонии в честь китайцев, якобы передавших вьетнамцам технику изготовления шелка. Фыонг из 40 ремесленников-ткачей в Лакхе регулярно выполнял религиозные обряды[656]. Вьетнамские фыонги выступали также в роли органов взаимопомощи. Так, ремесленники одной или разных профессий объединялись в один фыонг с целью оказания друг другу помощи в производстве. Правда, только в этой роли фыонг выступал весьма редко.
Члены фыонга под руководством старосты корпорации — тыонг мука — временами уезжали на заработки. В таких случаях тыонг мук договаривался с хозяином об условиях работы, получал от него заработную плату, которую делил между ремесленниками. Заработок тыонг мука был таким же, как любого члена фыонга. Однако в качестве вознаграждения он еще получал от хозяина подарки натурой или деньгами. Тыонг мук нес непосредственную ответственность за свой фыонг и по требованию губернатора производил вербовку ремесленников на различные виды работы, оплачивавшейся деньгами[657]. Ремесленники платили промысловый налог натурой — продукцией, а подушный налог — деньгами. Так, в Иентхае, Хокхау (окрестность Ханоя), население которых занималось производством бумаги, ежегодно с каждого здорового жителя взималось 5,5 тыс. листов бумаги, а со стариков и увечных — половина указанного количества. В Батчанге (пров. Бакнинь), где изготавливались гончарные изделия, со здоровых взималось по 300 шт. черепицы, а с увечных и больных — по 150 шт.[658]. В Тхиен-чао (пров. Ниньбинь), где выделывали циновки, с каждой семьи взималось по две пары циновок, а подушный налог уплачивался деньгами или рисом. С калек и престарелых взимали половину указанного количества или суммы.
К началу XIX в. по приказу императорского двора во Вьетнаме стали сажать тутовые деревья и одновременно открывали мастерские по разведению шелковичных червей и изготовлению шелка. Всю продукцию шелка государство забирало в качестве налога. Так, в Лакхе (пров. Хадонг), где население занималось шелкоткачеством при императорах Зя Лонге и Минь Манге, ежегодно должны были вносить в качестве налога 600 рулонов шелка разного цвета (в каждом рулене содержалось 27,6 м при ширине от 90 до 94 см). При Тхиеу Чи поселение Лакхе было превращено в придворные мастерские, которые возглавлял некий Чан Куй с двумя заместителями, которому был присвоен ранг чиновника седьмой категории второго класса. Отныне в Лакхе помимо уплаты названных выше налогов должны были производить все виды шелка, необходимые двору[659].
Императорский двор ввел ряд запретов и ограничений — регламентация производства, жесткий контроль государства над производством, систематическое усиление налогового обложения, что губительно сказывалось на развитии ремесла. Более того, простолюдинам не разрешалось строить дома с высокой крышей и воротами, украшать архитектурные детали домов резьбой, использовать в строительстве драгоценные породы древесины. Простолюдинам не разрешалось ходить обутыми, одеваться в парчу, атлас и шелка. Они могли носить только одежду, сшитую из хлопчатобумажной ткани, и ходить босыми. Такая деятельность феодального государства, естественно, тормозила развитие ремесленного производства.
Потребности двора в шелковых тканях непрерывно возрастали. Французский консул в Куиньоне де Верневиль писал, что в шелкоткацкой мастерской Биньдиня имелось 34 ткацких станка. Шелкоткацкие мастерские имелись в семи волостях (Нхоннгай, Аннгай, Зыонган, Нхонан, Чунгсон, Тайлыонг, Иенсон). Только в одной Гомите насчитывалось 10 ткацких станков, в Фочате — 12. На каждом станке были заняты четыре человека. Обычно работали шесть месяцев в году (с апреля по сентябрь). С октября по март станки не работали ввиду того, что хозяева не могли запастись пряжей. Китайские торговцы скупали пряжу Биньдиня, Куангнама и затем отправляли в Китай для производства шелка. Гуандунский и вьетнамский шелк-сырец считались лучшими.
В 1851 г. Ты Дык приказал упразднить многие мастерские, специализировавшиеся на разведении тутового шелкопряда, в тех провинциях, где выращивали тутовые деревья. Тем самым был нанесен большой ущерб национальному шелководству.
Императорский двор притеснял торговцев и ремесленников, а проводимая им политика изоляционизма (закрытых портов) сильно тормозила развитие национальной промышленности. Одной из важных причин медленного развития ремесла являлось и то, что покупательная способность внутри страны была очень низкой, поэтому товары кустарных промыслов не имели большого сбыта.
Несмотря на то что политика феодального государства тормозила развитие ремесла, оно тем не менее развивалось, особенно в городах. С появлением новых городов и поселений их основное население составляли ремесленники и торговцы. Город выступал в качестве носителя товарного производства. Возрастало число отдельных отраслей товарного хозяйства (производство изделий из металлов, оружия, бумаги, керамических изделий, обуви, одежды, тканей, обрушенного риса). Широкое развитие во Вьетнаме получило производство изделий из бамбука, разнообразных плетеных изделий, циновок. Рост мелкотоварного производства наблюдался в текстильной и кожевенной промышленности.
Ремесленное производство в городах и деревнях было представлено такими отраслями, как мыловарение, сахароварение, виноделие и производство лаковых изделий. Одним из наиболее развитых во Вьетнаме было производство рыбного соуса ныок мам. Традиционно славились во Вьетнаме изделия резчиков по слоновой кости, дереву, ювелиров. В окрестностях столицы работали лучшие мастера по производству лаковых изделий, инкрустаторы[660], вышивальщики.
Традиционным центром ремесленного производства являлась северная часть Вьетнама (Бакки), где ремесло развилось значительно раньше, чем в центральных (Чунгки) и южных (Намки) районах страны. Одной из причин того была острая нужда в земельных участках, заставлявшая безземельных крестьян заниматься ремеслом. Вследствие же относительно недавнего освоения южной части страны, где имелась значительная площадь неосвоенных земельных угодий, население этой части менее нуждалось в дополнительных заработках. Постепенно в поисках заработка ремесленники Северного Вьетнама передвигались из старых центров ремесла в новые — южные районы, где наряду с развитием старых основывались новые промыслы.
Вьетнамское феодальное ремесло в различных частях страны в первой половине XIX в. находилось на разном уровне развития. Так, в прибрежных районах степень развития производства была более высокой, чем во внутренних и горных районах страны. В ходе развития товарного хозяйства шло дальнейшее расслоение мелких производителей. Внутри мелкого производства происходила имущественная дифференциация — разорение одних и концентрация производства в руках других. Более состоятельные ремесленники постепенно увеличивали свои предприятия. Они уже не принимали непосредственного участия в производственном процессе и стали прибегать к найму рабочей силы. Мелкие же ремесленники разорялись и шли работать к более состоятельным владельцам мастерских.
В отдельных случаях мастерские перерастали в крупные предприятия типа простой кооперации или даже мануфактуры. Однако процесс первоначального накопления капитала и разорения мелких производителей в условиях Вьетнама в первой половине XIX в. протекал медленно. Использование наемного труда в мелком товарном производстве в рассматриваемый период пока было незначительным явлением.
Таким образом, мелкое товарное производство служило исходным пунктом возникновения и развития капиталистических отношений. Элементы их можно проследить на примере гончарного производства, довольно крупные предприятия которого были созданы разбогатевшими ремесленниками и торговцами-скупщиками, Так, население Батчанга (уезд Зялам, в окрестностях Ханоя) на протяжении нескольких веков занималось гончарным ремеслом, достигнув высокого уровня производства. В этой деревне имелось 15—16 крупных печей, длина каждой печи достигала 8м, ширина и высота составляли по 4 м. У каждой печи было занято до 50 человек, а на всех печах — около 800 человек. В производстве гончарных изделий имело место сравнительно четкое разделение труда, использовалась относительно развитая техника, хотя в целом указанное производство основывалось на ручном труде,
На примере изготовления гончарных изделий можно наблюдать переход от мелкотоварного производства к более высокой форме промышленности — сравнительно крупным мастерским. Гончарное производство в Батчанге можно отнести к простой капиталистической кооперации, которая развивалась из раздробленного мелкого производства. На предприятиях этой отрасли работали разорившиеся ремесленники, деревенская беднота. Использование значительного числа наемных рабочих можно считать важным моментом развития капиталистических элементов в производстве Вьетнама. В середине XIX в. существовали кирпичные, черепичные, судостроительные мануфактуры[661].
Зачатки капиталистического производства можно проследить и в текстильной промышленности. Среди многочисленных мастерских, разбросанных по всей стране, по своим размерам особенно выделялись ткацкие мануфактуры провинций Хадонг и Биньдинь.
Итак, еще до французского захвата Вьетнама отмечался относительный рост производства, основанного на частной собственности и личном труде мелких ремесленников и крестьян. На этой стадии развития ремесла в стране уже пользовались наемным трудом, однако еще в весьма ограниченном масштабе.
Все сказанное выше дает основание полагать, что в отдельных отраслях вьетнамской промышленности уже имелись первоначальные элементы развития капиталистических отношений. Однако в целом во Вьетнаме рассматриваемого периода продолжало господствовать простое мелкотоварное производство ремесленников и крестьян.
Наряду с отдельными частными мануфактурами во Вьетнаме в первой половине XIX в. существовали многочисленные государственные мастерские (казенные мануфактуры) по изготовлению огнестрельного оружия, чеканке монет, строительству судов. Например, на Ханойском монетном дворе, основанном в 1803 г., действовало несколько литейных печей. В 1820 г. в Ханое была открыта еще одна литейная мастерская — под названием «Баохоа кинькук».
По берегам больших рек, в приморских городах и селах были основаны многочисленные верфи и мастерские, где строились небольшие суда, предназначенные для рыооловсгеа и кабочажного плавания. В начале XIX в. в Хюэ была сооружена судоверфь. Во всех крупных лесных провинциях страны, таких, как Нгеан, Тханьхоа, где имелись удобные водные пути, существовали верфи, строились суда, барки, сампаны. Верфи, как правило, находились в местах дислокации войск. Морские суда строились на верфях Сайгона, Биенхоа, Диньтыонга и др.
Императору Зя Лонгу принадлежало около 200 деревянных судов водоизмещением 12 т каждое, вооруженных шестью-семью пушками. Помимо этих судов он владел еще 500 мелкими и 100 крупными галерами. Всего в морском флоте вьетнамского государства в начале XIX в. было занято 26800 человек, в том числе 8 тыс. человек, работавших в судостроительных мастерских[662]. В конце 30-х годов судоверфь Хюэ спустила на воду первое паровое судно европейского типа, за что владельцы этой верфи Хоанг Ван Лить и Ву Зуи Чинь получили большие награды.
Иностранцы, побывавшие во Вьетнаме в указанный период, высоко ценили искусство вьетнамских кораблестроителей. Так, капитан первого ранга военно-морских сил США Уайт, посетивший Сайгон в 1820 г., насчитал в городском арсенале 150 галер. По его признанию, «аннамиты, безусловно, являются наиискуснейшими корабелами и выполняют работу с исключительной точностью»[663]. Англичанин Кроуфорд, посетивший Вьетнам в 1822 г., отмечал, что «кохинхинцы пользуются заслуженной славой наиболее опытных моряков на Дальнем Востоке»[664].
Во Вьетнаме помимо судоверфей имелись многочисленные оружейные мастерские, которых особенно много было в провинциях Тханьхоа и Нгеан. Так, в 1872 г. в провинции Нгеан, которая славилась своими оружейниками, было отлито 500 пушек и изготовлено 2 тыс. ружей. Оружейные мастерские имелись и во многих других провинциях страны.
В этот период в стране функционировало значительное число мастерских, обслуживавших двор: от ювелирных, где изготавливались украшения из золота и серебра, до швейных, где шилась одежда из парчи и атласа. Существовали также строительные мастерские, которые занимались сооружением дворцов, крепостей, замков, усыпальниц. Все эти мастерские находились в ведении ведомства общественных работ (бо конг). Всю работу в указанных мастерских выполняли завербованные ремесленники, крестьяне и солдаты. Число рабочих, занятых в отдельных мастерских или на строительных участках, достигало тысячи человек.
Крестьяне, солдаты и ремесленники получали мизерную плату за свой труд, при этом никак не учитывалась их квалификация. Последнее порождало большое недовольство ремесленников, выполнявших свою работу без какой бы то ни было заинтересованности. Существовавший режим труда имел характер принудительных работ и никоим образом не мог способствовать промышленному развитию. Форма наемного труда имела полукрепостнический характер.
Государство перепоручало организацию ремесленного производства и контроль над ним куанам[665]. Куаны по государственному указу набирали в различных провинциях лучших мастеров для работы в тех или иных государственных мастерских под контролем тех же государственных чиновников. По государственному указу губернаторы производили вербовку ремесленников для работы в государственных оружейных и судостроительных мастерских и на строительстве королевских дворцов и усыпальниц. Крупные мастерские, принадлежавшие двору, в которых работали тысячи и десятки тысяч мастеровых, занятых на строительстве усыпальниц, дворцов, создававших произведения искусства для правителя и его сановников (вышивки, шелкоткачество, изделия из лака,-резьба по слоновой кости, золотые и серебряные украшения), передавались в управление куанам. По законодательству Зя Лонга куаны принудительно вербовали население на так называемые общественные работы, определяли меру наказания до 10— 15 ударов палками для тех, кто уклонялся от таких работ.
В рассматриваемый период большая часть горнорудных промыслов и крупные ремесленные мастерские (кораблестроение, изготовление оружия, чеканка монет и другие отрасли ремесленного производства) были сосредоточены главным образом в руках феодального государства и, очевидно, представляли собой казенные мануфактуры. Феодальные порядки мешали развиваться ремесленному производству. Насильственное принуждение лучших ремесленников и мастеровых к отбыванию трудовой повинности в государственных мастерских, естественно, не могло не тормозить экономическое развитие страны, тем не менее частное ремесленное производство при Нгуенах хотя и медленно, но развивалось. В многочисленных малых и крупных частных ремесленных мастерских производились предметы, необходимые для повседневной жизни, главным образом товары широкого потребления.
С развитием ремесла и товарно-денежных отношений появились также крупные частные мастерские, которые уже были зачатками капиталистических отношений.