Внутренняя торговля. Рост мелкого и крупного производства в первой половине XIX в. во Вьетнаме свидетельствовал об углублении общественного разделения труда, что, в свою очередь, способствовало расширению торговых связей между городом и деревней. Торговля занимала важное место в экономической жизни Вьетнама, где значительного распространения достигли товарно-денежные отношения. Однако в целом их развитие по-прежнему определялось решающей ролью феодального способа производства. Как указывал К. Маркс, «размер, в котором продукция поступает в торговлю, проходит через руки купцов, зависит от способа производства»[666]. Характеризуя эту зависимость, В. И. Ленин, ссылаясь на К. Маркса, писал: «„Рынок" является там и постольку, где и поскольку появляется общественное разделение труда и товарное производство. Величина рынка неразрывно связана со степенью специализации общественного труда»[667].
Однако торговля являлась не только индикатором уровня экономического развития Вьетнама, но и средством, обеспечивающим дальнейший рост товарно-денежных отношений в стране. К. Маркс отмечал, что «на основе любого способа производства торговля способствует созданию избыточного продукта, предназначенного войти в обмен, для того, чтобы увеличить потребление или сокровища производителей (под которыми следует понимать собственников продуктов); следовательно, она все более придает производству характер производства ради меновой стоимости»[668].
|
|
Развитие торговли в масштабах всей страны стало в XIX в. насущным требованием для ускорения экономического роста Вьетнама. После прихода к власти династии Нгуенов была обеспечена политическая стабильность страны, что значительно облегчило общение между севером и югом. Широкое развитие получило каботажное плавание. Возросло число морских перевозок; расширились торговые связи между севером и югом. Южновьетнамский рис доставлялся не только в центральные провинции страны, но^ и в Ханой[669]. Все это свидетельствовало о процессе включения южновьетнамского рынка в систему складывавшегося общевьетнамского рынка на основе общественного разделения труда между различными частями страны. В начале XIX в. получило дальнейшее развитие товарно-денежное обращение, способствовавшее расширению торговли, появлению торговцев-скупщиков, которые продавали сырье ремесленнику, скупая у него готовую продукцию. В роли торговцев и ростовщиков выступали купцы, куаны и помещики.
Внутренняя торговля велась на рынках, в торговых поселениях и городских кварталах (фо), на речных переправах и пристанях, В условиях большой протяженности и удобства водных путей (рек, каналов, трасс каботажного плавания вдоль морского побережья и т. п.) торговля на воде играла не менее, если не более-важную роль, чем на суше[670]. В середине XIX в. в наиболее развитых районах сельскохозяйственного и ремесленного производства Бакки, расположенных в равнинных и возвышенных местностях, насчитывалось от 21 до 44 рыночных центров и торговых улиц в каждой провинции. Центром торговли на севере был Ханой, в городе и пригородах действовало 24 торговых центра, 27— в провинции Ханой. Довольно широко была развита сеть торгового обмена и в горных провинциях. В Чунгки крупнейшим торговым центром была столичная провинция Тхыатхиен, и особенно сама столица Хюэ, где существовало множество торговых улиц, рядов, а при Минь Манге был построен огромный крытый рынок. В Биньдине, развитом центре садоводства, ремесла, лесного промысла, насчитывалось 60 рыночных центров. Крупнейшим торговым центром юга был Сайгон, купцы и судовладельцы которого занимались регулярной торговлей рисом, используя развитую сеть внутренних водных путей. Значительная часть общего товарооборота приходилась на лодочные торговые маршруты. В Дангчаунге, например, в конце XVIII в. наряду с 33 рынками функционировало 39 водных торговых маршрутов, которые обслуживались 500 кораблями и лодками[671]. Торговля на водных маршрутах велась не только в их конечных пунктах, на пристанях и базарах, но и на переправах и прямо по пути (лодки останавливались перед любым населенным пунктом).
|
|
Сухопутная торговля была менее интенсивной из-за трудностей транспортного сообщения. Существовало лишь небольшое число основных дорог, где сообщение имело регулярный и достаточно быстрый характер. Так, на пути от Куангнама до Фуиена было основано 40 постоялых дворов и четыре рынка, связь с которыми поддерживалась с помощью подменявшихся упряжек быков и буйволов.
Внутренняя торговля велась в нескольких направлениях: между северной и южной частями страны, между районами с различной специализацией, между жителями гор (этническими меньшинствами) и равнин, между сельской местностью и городами. Торговля между двумя основными частями страны, не прекращавшаяся даже в период междоусобных войн в XVII в., с объединением страны под властью династии Нгуенов, поднялась на качественно более высокий уровень. Между севером и югом развивался обмен в первую очередь теми товарами, которых не хватало в одной части страны и было в избытке в другой. Так, с юга на север поставлялись рис, соль, частично продукты моря, а в обратном направлении — медь, железо и изделия из них. В ходе этой торговли продолжался процесс складывания общевьетнамского рынка, начавшийся в XVIII в. с образования широкой сети местных рынков[672]. Важную роль в данном процессе играло развитие торговых связей между районами с различной хозяйственной специализацией. Например, в Дангчаунге происходил оживленный обмен между сельскохозяйственной житницей Зядиня и столичной провинцией Тхыатхиен с развитым ремеслом. Район Зядинь стал настолько важным поставщиком риса для столицы, что состояние урожая там определяло уровень цен на рынках Хюэ. Аналогичные связи устанавливались в Дангнгоае между рисопроизводящими районами дельты Красной реки и Ханоем.
Торговля между горными и равнинными районами имела довольно активный характер. Жители гор продавали различные сорта древесины, особенно строительный лес, лекарственные травы и сырье для приготовления благовоний, некоторые металлы. В обмен они получали буйволов, соль, рыбный соус, хозяйственную утварь, посуду, сельскохозяйственный инвентарь.
Процесс развития местных рынков шел по линии их расширения и увеличения роли в торговле между городом и деревней. Жители городов снабжали крестьян и помещиков ремесленными изделиями, сырьем для производства и т. п. При этом удельный вес продуктов промыслов и ремесла по сравнению с продуктами земледелия в местной торговле постепенно увеличивался.
|
|
Продолжался рост городов, возникших на перекрестках торговых путей. Некоторые из них, такие, как Хойан, Хохиен, Донгнай, Митхо, Нячанг, Куиньон, Куангнам, Хетам, Телон, превратились в центры не только внутренней, но и внешней торговли. Значительно расширились торговые функции старых экономических и административных центров — городов Ханоя и Хюэ. О степени развития торговли в Ханое свидетельствует даже одно из его названий — Кетьо, т. е. «Господин великий рынок»[673]. Оживленный обмен товарами происходил и в торговом квартале Хюэ — Тханха. Из районов дельты рек Красной и Меконга в столицу Хюэ и Ханой поступали главным образом продукты питания и сельскохозяйственное сырье, а из северных и центральных провинций преимущественно изделия крестьянских промыслов и мелких городских товаропроизводителей. Складывание общевьетнамского рынка проявлялось также и в том, что в города Хюэ и Ханой приезжали с разнообразными товарами не столько крестьяне и ремесленники — непосредственные производители этих товаров, сколько посредники — профессиональные торговцы. Немаловажную роль в этом деле играли и китайские торговцы.
Торговцы-скупщики после продажи своих товаров в городах скупали там другие товары и везли их в обратном направлении. В этом случае торговцы эксплуатировали деревню посредством скупки сельскохозяйственного сырья по низким ценам и продажи его по высоким ценам в городах.
Вьетнамские торговцы в своем подавляющем большинстве были мелкими торговцами. Их деятельность преимущественно ограничивалась внутренним рынком. Ввиду того что вьетнамские торговцы не располагали крупным капиталом, им было не под силу полное подчинение ремесленного производства. Из-за слабости своих экономических позиций вьетнамские торговцы были не в состоянии оказать сколько-нибудь значительное влияние на общественную жизнь страны.
|
|
Развитие торговли и товарно-денежных отношений в первой половине XIX в. могло бы быть значительно более быстрым, если бы не тормозилось реакционной политикой феодальных правителей Вьетнама, особенно Минь Манга и Ты Дыка. Пытаясь проводить политику «презрения торговли», государство издало при них ряд законов, ограничивших внутреннюю торговлю и нанесших ущерб развитию внутреннего рынка. Торговля была ограничена очень сложной системой налогообложения. Существовали налоги на торговлю различными товарами, рыночные сборы, пошлины на перевозки и переправы через реки. На оживленных перекрестках дорог 51 таможня облагала налогом перевозки и торговлю только в южной части страны. А на севере, чтобы довезти рис от Нам-диня до Нгеана, необходимо было уплатить пошлину девять раз[674]. Такая система налогообложения вызывала порой резкое сокращение торговли. Об этом свидетельствует падение суммы налоговых сборов в середине XIX в. на 54%[675]. Таким образом, основным препятствием на пути расширения товарного обмена и хозяйства являлись многочисленные таможенные барьеры и тяжелые налоги. Постоянные поборы обогащали правящие классы, но разоряли торговцев и ремесленников, сдерживали процесс накопления в их руках первоначального капитала.
Развитию торговли препятствовало также прямое изъятие государством товаров из хозяйственного оборота, т. е. неприкрытый грабеж и эксплуатация их производителей. Так, в огромных масштабах у крестьян и ремесленников изымались путем налогообложения продукты и изделия на содержание императорского двора в Хюэ. Это заметно отражалось на торговле. Другой формой изъятия из обмена части важных предметов торговли было установление монополии государства на продажу некоторых товаров. Государство временами частично или полностью закрепляло за собой монопольное право на продажу золота, серебра, меди, свинца, олова и ряда других металлов, принудительно скупала их по ценам, значительно ниже рыночных. Такие действия приводили к закрытию многих частных шахт, рудников, разорению их владельцев и сокращению продукции горнорудных промыслов.
Немаловажную роль в этом деле сыграла политика «уважения сельского хозяйства и презрения торговли» (чонг нонг, ык тыонг)[676], более активно проводившаяся Минь Мангом. Главным источником доходов вьетнамского феодального государства веками служило сельское хозяйство. Поэтому уважение сельского хозяйства было естественным и имело свои исторические традиции[677]. Эта тенденция прослеживается и в правление династии Нгуенов, и особенно при Минь Манге.
Огромный ущерб развитию торговли, как внутренней, так и особенно внешней, нанесла политика «закрытых дверей». Она вызвала сокращение продажи внутри страны импортных товаров, которые имели некоторое значение для жизни населения. В то же время запрещение вести торговлю частным лицам закрыло важнейший источник первоначального накопления капитала для вьетнамских предпринимателей, заставило их перевести свои средства из сферы торговли и товарного производства в сферу ростовщических операций, расширения феодальной земельной собственности и т. п. А это, в свою очередь, тормозило развитие товарно-денежных отношений и сковывало социально-экономическое развитие страны.
Внешняя торговля. Внешняя торговля была тесно связана с задачей обеспечения экономической независимости и с проблемами внешней политики феодального вьетнамского государства первой половины XIX в. В большей части рассматриваемого периода правительство Нгуенов стремилось проводить политику «закрытых портов и таможен» (бе куан тоа канг)[678]. Но эта политика осуществлялась не всегда строго последовательно. При Зя Лонге упомянутая политика проводилась в отношении лишь некоторых иностранных государств, при Ты Дыке политика «закрытых портов» осуществлялась более строго, чем при Минь Манге и Тхиеу Чи.
Политика «закрытых портов» вытекала из внешней политики вьетнамского феодального государства. Вьетнамский ученый Тхань Тхе Ви пишет, что «его (Вьетнама. — Ред.) правители никогда не забывали о том, что на севере есть страна, которая ранее неоднократно устанавливала свое господство над Вьетнамом на протяжении тысячелетий, и что она постоянно ждет удобного случая, чтобы захватить территорию Вьетнама. Помимо Китая свои алчные взоры устремляли на Вьетнам и другие страны, такие, как Франция, Сиам»[679]. Развитие западноевропейского капитализма, сопровождавшееся захватническими колониальными войнами, вынуждало вьетнамское феодальное государство принимать действенные меры к защите своей территории. Такая ситуация и породила политику «закрытых портов и таможен».
Известный вьетнамский историк Дао Зуи Ань отмечает: «Несомненно, что правящая династия Нгуенов была убеждена в том, что торговля с западными странами могла бы принести некоторые выгоды Вьетнаму, но из-за боязни иностранного вторжения Нгуе-ны пошли на изоляцию как иностранных, так и своих собственных, вьетнамских, торговцев. Эти опасения заставили Нгуенов проводить политику «всяческого презрения торговли», политику «закрытых портов»[680]. Однако эта политика, по сути дела, сводилась лишь к ограничению торговли с рядом стран, сокращению номенклатуры товаров, запрещению вступать в контакты с иностранцами. Всякий раз, когда опасность иностранного вторжения уменьшалась, правящая феодальная верхушка сама открывала двери для «дорогих гостей», какими были европейские купцы и торговцы из других стран.
Двойственность в проведении внешнеторговой политики отмечают для периода правления Зя Лонга все источники. Так, когда в 1803 г. англичанин Робер просил у Зя Лонга разрешения предоставить английским купцам возможность торговать в Чашоне (Дананг, пров. Куангнам), то последний ответил на это отказом. После того как англичане проявили настойчивость, направив свыше 10 военных судов вверх по течению Красной реки, они были разбиты неподалеку от Ханоя[681]. Однако по отношению к своим «друзьям» — французам — Зя Лонг следовал другой политике. Французским торговым судам предоставлялись всяческие привилегии, вплоть до освобождения от уплаты пошлины.. В отличие от Зя Лонга его преемники Минь Манг, Тхиеу Чи и особенно Ты Дык не только не предоставляли никаких привилегий французским купцам, но и требовали от них и от всех иностранных купцов уважения вьетнамских законов и проводили по отношению к ним политику «закрытых портов».
В XIX в. Англия и Америка неоднократно посылали свои торговые суда во Вьетнам для установления торговых отношений. Однако ни одна из этих стран не добилась успеха.
В XIX в. Франция постоянно искала пути установления торговых отношений с Вьетнамом и пользовалась большими преимуществами, чем Англия, поскольку династия Нгуенов опасалась Англии больше, чем Франции, в силу широкой колониальной политики, которую вела Англия в это время. В рассматриваемый период во Вьетнаме чаще других швартовались торговые и военные суда Франции. В 1819 г. два торговых судна Франции доставили для вуа Зя Лонга 10177 ружей и закупили шелк и сахар[682]. При Зя Лонге во вьетнамских портах продолжали швартоваться торговые суда из самых различных независимых стран Азии (Китая, Сиама) и колоний (Малайи, Филиппин, Индонезии, Индии, Макао), а также из некоторых европейских стран (Португалии, Голландии, Франции и др.).
Иностранные государства искали во Вьетнаме рынок для сбыта своих товаров. Иностранные купцы начали широко закупать вьетнамское сырье в обмен на промышленные товары своих стран. Китайские торговцы имели свои кварталы в различных городах Вьетнама. Они доставляли из Китая шелк, чай, фарфоровые изделия, цинк, изделия из железа, аптекарские товары и позолоченную бумагу, использовавшуюся в ритуальных обрядах. Один из европейцев, прибывших во Вьетнам, англичанин Кроуфорд, отмечал, что в 1822 г. из Сайгона в Китай направилось 30 судов общим водоизмещением 6500 т; из Файфо — 16, из Хюэ — 12 и из Северного Вьетнама — 38 судов. Общий тоннаж составил 17 тыс. т. Во Вьетнам ввозился из Китая (Гуандун) также опиум.
Из Японии ввозилось оружие (мечи, копья, кольчуги); из Сиама — лак, перламутр, олово, свинец, рис; из Индонезии (с о-ва Ява) — серебро, сандаловое дерево, бетель; с Филиппинских островов — серебро, сера, табак, воск, лак; из Сингапура привозили индийскую хлопчатобумажную пряжу; из Малайи — бумагу, олово, гвоздику, кардамон, сандаловое дерево; из Европы (Франции, Голландии и Португалии) — кожи, ткани, оружие, железо, медь, олово и т. д.
В большом количестве во Вьетнам завозились из различных стран товары повседневного пользования: швейные иглы, женские гребни, кухонная посуда (котлы, горшки из меди и чугуна, сковороды), фаянсовая посуда. Ввозился также черный перец, хотя в некоторых провинциях в небольшом количестве культивировался черный перец хорошего качества.
Из Вьетнама вывозили ценные и редкие товары: очищенный рис, кожи, соль, сушеную и соленую рыбу, смолу, различную древесину, благовония, мускус, слоновую кость, ласточкины гнезда, корицу, черный перец, масло. Вьетнамские торговцы занимали весьма слабые позиции по внешней торговле, тогда как китайские и японские играли в ней более важную роль. Последние выступали в этой стране в качестве посредников между местным рынком и европейцами: скупая у вьетнамцев шелк-сырец, сахар и другие товары, они затем перепродавали их европейцам.
Шелк и сахар европейцы закупали во Вьетнаме охотнее и в большом количестве. Вьетнамский сахар считался лучшим в Юго-Восточной Азии[683]. В 1822 г. во Вьетнаме, по сведениям европейских купцов, производилось от 20 тыс. до 60 тыс. ц сахара. В 1820 г. два английских торговых судна закупили здесь 17 тыс. ц сахара. В 1845 г. из Вьетнама было продано около 20 млн. кг сахара.
После сахара и шелка важное место в экспорте Вьетнама занимало также золото; государство установило свою монополию на вывоз за границу золота, серебра, меди, свинца, олова и других металлов. Правительство проводило строгую политику запрета частным лицам вывоза из страны золота и серебра. Так, в 1839 г. был издан указ (распространившийся на пограничные с Китаем провинции, куда разрешалось прибывать китайцам для найма и торговли), по которому разрешалось использовать золото и серебро для обмена внутри страны и категорически запрещалось вывозить из Вьетнама ценные металлы[684]. Лица, нарушившие этот указ, подвергались строгому наказанию.
Среди прочих вывозимых из Вьетнама товаров были лесные и морские продукты. К лесным продуктам относились: дикий кардамон, шампиньоны, корица, смола, различные породы ценной древесины. Из морских продуктов на внешний рынок Вьетнам вывозил: трепанги, сушеную рыбу, сушеные креветки, морской женьшень, жемчуг, панцирь морской черепахи.
Товары кустарных ремесел помимо шелковых тканей включали также дорогостоящие предметы ювелирного искусства из серебра и золота, изделия из лака, лакированную мебель, гончарные и фаянсовые изделия. Вьетнамские гончарные изделия также пользовались большим спросом. Европейские купцы закупали в большом количестве во Вьетнаме фаянсовые изделия из голубой глины. Из Вьетнама европейские купцы также охотно вывозили черепицу, которую особенно много закупали голландские купцы. Особым спросом пользовалась черепица из Батчанга.
На вывоз основной сельскохозяйственной культуры Вьетнама— риса — был наложен государственный запрет. Последний существовал вплоть до захвата Вьетнама Францией, когда рис стал важнейшей статьей вьетнамского экспорта в метрополию.
Вьетнам к середине XIX в. постепенно включался в мировой рынок. Вьетнамское правительство направило своих торговых представителей за границу для ведения переговоров о торговле: в 1839 г. в Батавию (Джакарту) были направлены Дао Чи Фу и Чан Ту Зинь; в Индию — Нгуен Дык Лонг и Ле Ба Ти. Торговые представители Вьетнама были посланы в другие страны Юго-Восточной Азии. Торговым советникам вьетнамского государства в Батавии (Джакарте) Чан Вьет Хыонгу и Тон Тхат Тхыонгу было дано указание зафрахтовать европейские суда и направить их за товарами в страны западной части Индийского океана. В 1843 г. император Тхиеу Чи вторично послал Дао Чи Фу и Чан Ту Зиня в Батавию, а Ле Май Ханя и Нгуен Конг Нгиа с официальной торговой миссией в Сингапур.
Во Вьетнам прибывали иностранные торговцы не только для ведения непосредственной торговли с вьетнамцами, но и для осуществления между собой товарообмена, увозя вымененные товары в другие страны. Так было с черным перцем, который они привозили во Вьетнам не для продажи местному населению, а для того, чтобы продать торговцам других стран. Та же картина наблюдалась и с золотом, которое везли сюда на продажу китайцы, японцы, лаосцы.
Внешняя торговля страны во многом являлась монополией государства — в XVII—XVIII вв. феодальных домов Чиней и Нгуенов[685], а в XIX в. она была монополией императора. Так, в 1845 г. одна треть всего экспорта принадлежала императору.
Внешняя торговля была подчинена обслуживанию интересов господствующих классов вьетнамского феодального общества. Император и его приближенные закупали только те товары, в которых они нуждались для поддержания государственной власти (главным образом оружие) и для своих потребностей — предметы роскоши и украшения (медные изделия, позолоченные часы, висячие лампы, картины, зеркала, музыкальные инструменты и др.). Ввозимые во Вьетнам товары в первую очередь показывались и продавались императорскому двору и его сановникам и лишь затем прочему люду.
Н. Рондо писал о торговле Вьетнама начала XIX в.: «Король считает себя хозяином кораблей и торговцев и единолично распоряжается закупкой продукции в стране по дешевой цене...
Вьетнамские корабли ничем не уступают китайским и сиамским по своим размерам, по надежности и хорошо плывут по морю. Тем не менее вьетнамский король пользуется для своей торговли кораблями, построенными по европейскому образцу, которые вооружены как военные корабли. Эти корабли имеют тоннаж от 300 до 600 т[686], перевозят королевские товары в Сингапур, Батавию, Гуандун, Бангкок и даже в Калькутту. Существуют ежегодные рейсы в Сингапур и Батавию, около десятка судов ведут прибрежную торговлю по приказу короля. Ежегодно вьетнамцы прибывают в Батавию с 15 до 20 марта и уезжают с 15 по 20 мая»[687].
За пятилетний срок, с 1835 по 1839 г., из Вьетнама в Сингапур ежегодно прибывало пять судов грузоподъемностью 1300 т и отсюда отбывало четыре судна грузоподъемностью 1200 т. Приблизительно за это время из порта Луктинь (Намки) прибыли в Сингапур 42 судна грузоподъемностью 2980 т и отбыли 33 судна грузоподъемностью 2280 т.
Заходившие во вьетнамские порты иностранные суда платили пошлину. Ст. 133 свода законов Зя Лонга гласила, что «все торговые суда (т. е. суда иностранные.— Авт.), заходившие в порты, должны немедленно сообщить самым подробным образом о номенклатуре доставленных товаров с целью уплаты пошлины. Не перечисленные в декларации товары или перечисленные неполно подвергаются конфискации»[688].
В XIX в. во Вьетнаме имелось много пограничных таможен, особенно с 20-х годов. В 1831 г. только в одном Хойане имелось четыре таможенных управления, от уезда Лезыонг до Хойана— 10, от причала Бан в Шуойда до Хойана — 80, от рынка Тхилай в Зуисуене до Хойана — 60, от Суандая до Дайтыема и Дананга — 70 таможен. Всего в стране в 40-х годах было учреждено 220 таможенных пунктов[689].
С иностранных судов, швартовавшихся во Вьетнаме, взимали пошлины за ввозимые товары. Помимо этого купцы обязаны были делать сановникам двора подношения, которые состояли из ценных товаров. Взимание таможенных пошлин приносило вьетнамскому государству большие доходы. Так, к середине XIX в., по подсчетам миссионеров, ежегодный таможенный доход составил 3 млн. золотых франков при общей сумме бюджета в 40 млн. фр. В действительности доходы от таможенных пошлин были большими, поскольку многие чиновники присваивали себе значительную часть сборов.
Многие товары (корица, воск, ласточкины гнезда, черепаший панцирь, оленьи рога, слоновая кость, ценные породы древесины и т. д.) являлись монополией государства, выпадая таким образом из сферы торговли. Государство держало в своих руках также торговлю промышленным сырьем (медь, свинец, олово, никель, железо, селитра и др.).
Политика вьетнамского феодального государства в области внешней торговли, особенно в период правления Ты Дыка, бесспорно, во многом тормозила последнюю. Налоговые сборы взимались чистым серебром, в некоторых таможнях налоги уплачивались наполовину деньгами и наполовину серебром. На базе изучения налоговых поступлений[690] из таможенных пунктов всей страны можно сделать вывод о том, что состояние торговли во Вьетнаме с 1800—1820 гг. улучшалось и в дальнейшем, до 1843 г., торговля получила определенное развитие. Свидетельством этого является признание англичанина Кроуфорда, который писал, что вопреки распространенному ложному мнению о том, что во Вьетнаме, так же как и в Японии и Китае, все порты закрыты для европейских купцов, у него сложилось впечатление, что нигде в Восточной Азии нет такой свободы для европейских купцов, как в Кохинхине, где начиная с 1818 г. по указу императора все иностранные купцы пользуются одинаковыми правами[691]. Тот же Кроуфорд в письме от 28 июня 1825 г. отмечал: «Наша торговля с Кохинхиной продолжает развиваться. Однако, ввиду того что в этой стране (Вьетнаме. — Авт.) свирепствует голод, число судов, перевозивших товары в Сингапур, сократилось до 13»[692]. В 1839 г., при императоре Минь Манге, общая стоимость экспорта достигла 1888423 фр. В 1841 г., при Тхиеу Чи, эта сумма возросла до 2 906 317 фр.[693].
Начиная с 1848 г., при вуа Ты Дыке, началось свертывание внешней торговли[694]. Иностранным судам запрещалось заходить во вьетнамские порты, за исключением порта Дананг (Туран). Общее число судов, швартовавшихся в этом порту, было строго ограничено. На вывоз риса, соли, драгоценных металлов и ранее требовалось специальное разрешение от правительства, но теперь их старались не выдавать.
После утраты шести провинций Южного Вьетнама состояние торговли еще более ухудшилось (хотя официально она там не велась), что резко сократило поступления доходов в государственную казну[695].
Проводимая государством в середине XIX в. политика «закрытых портов» тормозила развитие национальной торговли и экономики, усилив тем самым позиции китайских торговцев. Китайские торговцы занимались сбором таможенных пошлин у городских застав, причалов, ведали транспортировкой товаров. В последние годы правления Ты Дыка китайский двор основал во Вьетнаме «торговое отделение»[696].
Однако вьетнамский рынок в силу объективных причин развития все же постепенно включался в восточноазиатский и мировой рынок, свидетельством чего является проникновение в страну мексиканского доллара, используемого в качестве международной валюты для стран Тихоокеанского бассейна (вьетнамцы его называли «монетой с головой дьявола»). Об этом же свидетельствует активизация торговых отношений с Китаем, Сиамом, европейскими колониями в Малайе, Индии, на Филиппинах, в Индонезии, с Макао и некоторыми европейскими странами, такими, как Франция, Англия, Португалия и Испания.
Частичное расширение торговли заставило правительство унифицировать систему мер и весов и упорядочить денежное обращение. На территории всей страны имела хождение медная монета — донг. Широкое распространение получило также литье золотых и серебряных монет.
Консервативные меры феодального государства в области внешней и внутренней торговли не могли полностью задержать развитие капиталистических отношений. Несмотря на искусственные препоны и рогатки, ростки их все же пробивали себе дорогу, что соответствовало объективным законам развития вьетнамского общества. За развитие капитализма активно выступали отдельные передовые представители вьетнамской интеллигенции, побывавшие в странах Юго-Восточной Азии, Китае и Западной Европе. По возвращении на родину эти лица (Нгуен Чыонг То, Фан Тхань Зян, Динь Ван Диен, Нгуен Хюэ Те, Ле Динь и др.) выступали за проведение социально-экономических и политических реформ, доказывали необходимость развития науки, техники, вступления страны на путь технического прогресса. Указанные лица осуждали старые, отжившие порядки и выступали за проведение в стране коренных преобразований. В 1863 г. Нгуен Чыонг То[697] представил правительству проект реформ в трех томах, среди которых предусматривались меры по развитию торговли и указывалось на необходимость прекращения политики «закрытых портов»[698].
Подводя итоги развития горнорудных промыслов, ремесла и торговли, следует отметить, что наиболее важным явлением в социально-экономической жизни Вьетнама первой половины XIX в. было дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и расширение сферы применения наемного труда, рост торгового капитала. В некоторых отраслях промышленности (гончарная, текстильная и рисоочистительная) в недрах феодализма уже имелись элементы новых, капиталистических хозяйственных отношений (мануфактуры капиталистического типа на ранней стадии своего развития).
Однако еще рано было говорить о том, что феодализм во Вьетнаме уже полностью исчерпал все возможности своего развития, он еще имел определенную историческую перспективу, переходя к своей поздней стадии.
Город
В XVIII—XIX вв. наиболее значительное развитие получили главные города севера, центра, юга и особенно портовые города в южной части страны.
В Ханое к XVIII в. сложился устойчивый центр товарного производства, ремесла и торговли всего севера. Ремесло, отделившееся в особую отрасль производства с ярко выраженным мелкотоварным характером, сконцентрировалось в основном в столице и ее пригородах. Так, при увеличении на севере общего количества специализированных ремесленных поселений — фыонгов — в 10 раз более 50% из них сосредоточилось в Ханое и прилегающем районе[699].
Важным, хотя и не таким крупным, как Ханой, экономическим центром был город Хюэ. При династии Нгуенов он стал столицей, что наложило заметный отпечаток на характер его развития. В столичном районе (Тхуанхоа) сложился ремесленный комплекс, образовался местный рынок. Цай Тинь Лань так описывает Хюэ: «Город окружен кирпичной стеною, весьма крепкою и довольно красивою... высотой более 10 футов, а в окружности 4—5 футов, имеет восемь ворот... В излучинах реки стоит множество военных и купеческих судов, также и перевозных барок под соломенными навесами. Близ города, с четырех сторон, находятся хорошо обстроенные торговые площади; на них бесчисленное множество всяких товаров; дома обывателей построены ровно, все чисты и красивы»[700].
Интересные сведения о жизни Хюэ XVIII в., его архитектуре приводит в своей книге видный ученый феодального периода Ле Куи Дон. Он писал: «Территория Фусуана обширна, около 10 замов[701]… в центре, на возвышенном месте, императорская резиденция, построенная в направлении с северо-запада на юго-восток. С основания города прошло всего 90 лет, а наверху уже построены храмы для богослужений с многочисленными внутренними галереями, внизу — жилые дома».
В большом городе, вне стен цитадели, вдоль широкой центральной улицы, по свидетельству Ле Куи Дона, располагались верфи и продовольственные склады, рынок и связанные с ним торговые кварталы. Протекавшая через столицу река служила важнейшим транспортным путем, связывающим город с сельской округой. В описании Ле Куй Дона видно заметное социальное расслоение жителей города. Дворец охраняли размещенные вокруг него сухопутные и морские войска. Влиятельные придворные выбрали для жилья лучшие места по берегам реки, где построили свои дома и разбили сады.
Портовые города играли важную экономическую роль, особенно на юге. Они являлись центрами внешней торговли, а также конечными пунктами закупочной торговли, которая велась во внутренних районах. В Сайгон и другие южные порты Вьетнама приходили корабли из Китая, Японии, Малайи, Сиама, других стран Азии и из Европы. Другими развитыми портовыми городами были Дананг, Вунглям, Хоангша, Танкуан и др. Ханой, Хюэ и Сайгон также являлись городами-портами если не внешними, то внутренними.
Во Вьетнаме помещичье землевладение сложилось только к XVIII в. и при этом характеризовалось преобладанием мелкой частнофеодальной собственности. Поэтому здесь не было фигуры крупного всевластного феодала, который подчинил бы себе город и с которым шла ожесточенная борьба. Слабый вьетнамский помещик не мог противопоставить себя городу и повлиять на его развитие.
Уже к началу XIX в. во Вьетнаме сложились условия для развития новой массовой формы городской жизни, а города стали играть все большую роль в жизни вьетнамского феодального общества. Это явилось прямым следствием сдвигов, происшедших в его социально-экономической структуре и связанных с переходом на стадию позднего феодализма. Развитие частнофеодальной системы сопровождалось ускорением развития производительных сил, углублением общественного разделения труда, изменением производственных отношений. Таким образом, сам уровень социально-экономического развития общества обусловил широкое распространение городских форм жизни.
Рост городов происходил в основном по двум путям. Во-первых, усилился процесс концентрации ремесла и торговли в столицах. В то же время усилилось и обрастание ремесленными и торговыми поселениями административных центров. Значительного развития достигли такие из них, как Фохиен (пров. Хайхынг), Хойан (пров. Куангнам), Тханьха (пров. Тхыатхиен), Зядинь (Сайгон, пров. Зядинь). В этих городах сосредоточивалось все больше ремесленников и торговцев, оживленно функционировали рынки, появлялись лавки иностранных купцов[702]. Процесс постепенного превращения городов — административных центров в местные экономические центры в основном шел на территории Северного и Центрального Вьетнама, где существовала веками сложившаяся и устоявшаяся административная структура. На юге же преобладал путь развития города из возникавших на новых местах торгово-ремесленных поселений. Здесь административная структура только образовывалась в XVIII в. в ходе освоения вьетнамцами новых земель. На новых, свободных от аграрного перенаселения территориях сформировалось более сильное, чем на севере и в центре, частное землевладение. В то же время на юге еще быстрее происходили распад деревенской общинной организации, ослабление внутриобщинных связей, что привело к углублению лежавшего в основе развития города процесса отделения ремесла от сельского хозяйства.
Отсутствие в южной части страны городов, монополизировавших, подобно Ханою и Хюэ, ремесло и торговлю в прилегающих областях, также способствовало возникновению здесь ряда новых экономических центров. Развитие на юге городской жизни было облегчено одновременно тем, что здесь слабее проявлялось влияние консервативных устоев феодального общества, особенно в условиях притока на осваиваемые земли новых групп населения.
Торгово-ремесленные городские поселения возникали в южной части страны на местах рынков, промыслов, перекрещивания сухопутных и особенно водных торговых путей, выращивания и обработки технических и прочих культур, производства ремесленных товаров, вокруг рудников. Часто город вырастал в результате соединения нескольких подобных экономических организмов. Ярким примером развития на юге города из небольшого торгово-ремесленного поселения является Сайгон, ставший в середине XIX в. вторым по значению после Ханоя экономическим центром Вьетнама.
Прообразом Сайгона являлся торговый центр, сложившийся на берегу р. Донгнай. Уже в XVII в. он имел важное экономическое значение. По реке сюда приплывали торговать вьетнамские и китайские джонки, малайские, голландские и португальские корабли. Это место использовали для стоянки даже испанские военные суда.
Дальнейшему развитию Сайгона способствовало расселение здесь в 1777 г. солдат крестьянской армии Тэйшонов, которые провели большие работы по перестройке Сайгонского порта и углублению каналов для облегчения водного сообщения между Сайгоном и дельтой р. Меконг. Уже в этот период Сайгон фактически стал главным городом южной части Вьетнама. В 1790 г. Нгуен Ань построил цитадель города, внутри которой располагались храм предков, склады, пакгаузы, оружейный завод. Крепость играла важную военную роль до 1836 г., когда Минь Манг разрушил ее как центр восстания Ле Ван Кхоя.
Одновременно с расцветом цитадели Сайгона продолжал развиваться и город вокруг нее. Правда, как показывает карта 1815 г., Сайгон состоял тогда всего из одной улицы (собственно Сайгона) и большого торгового квартала (Телон)[703]. Но и в то время иностранцы, посещавшие южную часть страны, отмечали размеры Сайгона и активность экономической жизни в городе. Американец Уайт назвал Сайгон «одним из главнейших городов Кохинхины» и оценил его численность в 24 тыс. человек[704]. А вот, как описывал свои впечатления другой европейский путешественник: «Улицы прямые, широкие и удобные; численность населения значительна»[705]. Расцвет торговли в Сайгоне отмечало и официальное издание династии Нгуенов по географии страны, описывающее восемь рынков, располагавшихся на его территории[706].
«Свободное» образование городов хотя и было более характерно для юга в силу сложившихся там условий, но имело также место и на севере, что подтверждает наличие общего для всего Вьетнама характера процесса развития городской жизни. В конце XVIII — начале XIX в. в дельте Красной реки и в районе китайской границы происходил быстрый рост городских поселений в результате объединения ремесленных, горнорудных и торговых поселений. Во всей стране в основе процесса создания новых городских поселений вне традиционных административных центров лежали такие факторы, как развитие мелкотоварного ремесленного производства и товарного хозяйства частного феодала, между которыми налаживался обмен посредством рынка.
Распространенным типом небольшого городского поселения на юге был так называемый тхуок. Имели место также комплексы из двух-трех тхуоков. Тхуок, являясь административной единицей провинциального подчинения, представлял собой объединение поселений, незначительная часть которых была сельскохозяйственными, а большинство — специализированными ремесленными поселениями (фыонгами). Все они располагались на компактной территории и имели общее название. Тхуоки включали от 2 до 80 фыонгов, что зависело от степени разделения труда, уровня специализации, специфики отрасли ремесленного производства. Каждый тхуок, как правило, представлял какую-либо одну отрасль ремесленного производства и имел внутреннюю специализацию по фыонгам, что свидетельствует о высоком уровне отделения ремесла от сельского хозяйства. Это подтверждается и тем, что одновременно фыонги имелись и в самой сельской местности. Таким образом, подобные городские поселения занимались товарным производством для деревни, которая лишь частично удовлетворяла свои потребности в ремесленных товарах повседневного назначения.
Городские поселения типа тхуоков (порой они назывались дои) стали к XIX в. крупными специализированными центрами ремесла в южных районах страны и выпускали здесь основную часть ремесленной продукции.
В Куангнаме образовалось два городских центра шелкоткачества, один— кораблестроения, один — по изготовлению циновок, один — по изготовлению ламп, два — по производству масла и благовоний. Обычно производство продукции в тхуоках имело полный цикл. Так, в центре шелкоткачества пользовались собственным сырьем с посадок шелковицы, производили различные сорта тканей, окрашивали их.
В новых ремесленно-торговых объединениях углублялось имущественное неравенство, возникали зачатки будущей мануфактуры. Например, в корабельном тхуоке ремесленники, сооружавшие судно, были его совладельцами и участвовали в торговых операциях. В то же время здесь имелись наемные рабочие (иногда более половины жителей тхуока), которые этими правами не пользовались.
Ряд городских поселений на юге, как и на севере, специализировался на добыче полезных ископаемых, разработке сырья и древесины, рыболовстве и овощеводстве и уже на этой базе производили ремесленную продукцию и продукты питания (например, изготовление рыбного соуса на местах рыболовства, ювелирных изделий на местах добычи золота). Добыча и обработка золота, значительные запасы которого имелись на юге, получили особенно широкое развитие. Здесь сложилось пять центров, из которых три были крупными. Важное экономическое значение имел центр по разработке залежей соли, обслуживавший весь юг.
Незначительное число городских ремесленных поселений с широким производственным профилем выпускало, как правило, продукцию, имевшую общую сырьевую базу. Так, в одном из них (в уезде Куиньон), производившем главным образом различные сорта бумаги, изготовлялись также масло, вино и лекарства. Тот факт, что большинство тхуоков специализировалось в какой-либо одной отрасли производства и выпускало количество продукции, рассчитанное на более обширные районы,, подтверждает существование нескольких местных рынков, широкое развитие торговли между городскими поселениями и сельской местностью, без чего невозможно функционирование подобного экономического механизма. :
Сельские жители покупали орудия земледелия, предметы быта, соль. Население городов, промысловых районов и районов выращивания технических культур приобретало на рынках продукты питания. Такие рынки часто появлялись в местах расположения городских поселений. Примером может служить Телон, «большой рынок», образовавший торговый пригород Сайгона.
В целом ремесленно-торговые городские поселения стали играть в XIX в. самостоятельную роль в экономической жизни страны.
На юге имелось к началу XIX в. от 30—35 до 45—50 городских поселений типа тхуоков, что, безусловно, говорит о заметном развитии городской жизни в этой части страны, учитывая существование еще и портовых торговых центров. Население тхуока колебалось в пределах от нескольких сот до 5 тыс. человек, часть из них занималась сельским хозяйством. В первую очередь это было население, которое не входило в фыонги и, живя земледелием, обеспечивало тхуок минимумом продуктов питания. Оно также занималось выращиванием необходимых для ремесленного производства технических культур, разработкой для него источников сырья и металлов.
Подтверждением промежуточного положения жителей городских поселений между ремесленником и крестьянином является характер их налогообложения. Хотя основной налог с производства (тхо шан) они платили ремесленной продукцией или деньгами, а подушные платежи (более десяти видов) — в основном деньгами, в ряде тхуоков население платило земельный налог и подушные сборы натурой (обычно рисом).
Торгово-ремесленные поселения, возникавшие во Вьетнаме в XVIII—XIX вв., таким образом, не утратили окончательно связь с сельским хозяйством. Полуаграрный характер многих городов был типичен для тогдашнего Вьетнама.
Ремесленно-торговые поселения, получившие в XVIII—XIX вв. широкое распространение на севере и особенно на юге Вьетнама, несмотря на сохранение в них сельскохозяйственного элемента, обладали всеми признаками городов. Городские поселения, как правило возникавшие стихийно, получали поддержку от государства. При основании императорской инвеститурой им давалось разрешение на существование и одновременно жаловался официальный культ. Фактически города получали самоуправление и государство не занималось строгой регламентацией городской жизни, которую жители организовывали согласно своим интересам.
Структура городского управления почти полностью была скопирована с общинной организации. Многовековое существование во Вьетнаме общины оказало решающее влияние и на городские поселения. Последние, образуясь на основе сельских и ремесленных общин, в условиях разрушения общинной производственной организации заимствовали главным образом ее юридические формы.
Особенности возникновения вьетнамского города — экономического центра не способствовали развитию в нем цехового строя, подобного тому, который существовал в Европе. Деление ремесленников и торговцев внутри городской общины соответствовало их принадлежности к специализированным ремесленным и торговым поселениям (фыонг и фо), образовавшим город. Относительная свобода вьетнамских городов, отсутствие в них фигуры всевластного феодала также не стимулировали создания узких корпоративных объединений в форме цехов ремесленников и гильдий купцов для защиты общих интересов и приобретения привилегий. Еще одним препятствием к какому-либо другому групповому делению населения было наличие строго регламентированных государством категорий городских жителей.
Фактически деление на категории отражало социальный состав городского населения. Высшую социальную группу, которой и принадлежала власть в городе, составляли государственные чиновники, ростовщики и крупные купцы. Привилегированное положение занимали также военные, в первую очередь офицерство. Далее следовала наиболее многочисленная, также полноправная категория ремесленников, торговцев и лиц, занимающихся сельскохозяйственным трудом. Часто ремесленника трудно было отличить от мелкого торговца, так как и тот и другой занимались одновременно изготовлением и продажей товаров. Еще ниже на социальной лестнице располагались группа лиц, работавших по найму, и обширный в условиях тесной связи вьетнамских городов с речным и морским хозяйством слой матросов, лодочников, перевозчиков и т. п. Наконец, на самом дне города, образуя своего рода люмпен-пролетариат, находился отряд бедняков (нищих), беглых, преступников. Подобное деление населения на категории свидетельствует о том, что социальное расслоение и имущественная дифференциация довольно далеко зашли во вьетнамских городах к началу XIX в.
Сложившиеся в конце XVIII — начале XIX в. условия открывали благоприятные перспективы для роста городских поселений, их эволюции к развитому городу, расширения и экономического укрепления столичных и портовых центров, развития в городах ремесла и торговли, зачатков капиталистического способа производства.
В целом же вьетнамский город, хотя товарно-денежные отношения в стране достигли довольно высокого уровня, оставался в середине XIX в. феодальным городом. Развитие ремесла и торговли в нем не пошло дальше зарождения первичных элементов капитализма в форме простой кооперации и мануфактуры, слоя наемных рабочих.