В период «пробуждения Азии»

С поражением движения «кан-выонг» в конце XIX в. факти­чески закончилась эпоха освободительной борьбы против фран­цузских захватчиков, возглавляемой феодальными националиста­ми. Поражение движения «кан-выонг» убедительно продемонстри­ровало неспособность класса феодалов руководить освободитель­ной борьбой. Более того, в ходе колониального захвата в эпоху империализма класс феодалов в основном перешел на сторону колонизаторов, превратившись в их опору. С этого времени на­ционально-освободительное движение вьетнамского народа всту­пает в новый период — период зарождения и развития в стране буржуазно-демократического движения.

Рост капиталистического производства во Вьетнаме объектив­но способствовал пробуждению национального самосознания. Стремление к национальному освобождению, к завоеванию демо­кратических свобод проявилось в этой стране в результате за­рождения новых общественных классов — буржуазии и пролета­риата, а также благодаря деятельности новой прогрессивной ин­теллигенции, воспринявшей буржуазную идеологию. Именно по­следняя стала носителем идей национального возрождения. Ее пред­ставители воспитывались на произведениях китайских и японских реформаторов, на трудах французских просветителей. Из Японии во Вьетнам стали проникать идеи революции Мэйдзи, положив­шей начало капиталистическому пути развития в этой стране. Япония в то время представлялась для части вьетнамских про­свещенных лиц совершенной формой независимого государства на Востоке, за установление которого они собирались бороться у се­бя на родине. Из Китая во Вьетнам, в свою очередь, проникали реформаторские теории Кан Ювэя и Лян Цичао, сыгравшие не­маловажную роль в формировании идеологических концепций вьетнамских ши-фу и интеллигенции в целом. «В своей практиче­ской деятельности,— пишет С. Л. Тихвинский в своей монографии "Движение за реформы в Китае в конце XIX века и Кан Ю-вэй",— реформаторы боролись за ликвидацию архаичной системы государственных экзаменов, за учреждение современных школ, демократизацию системы образования, ликвидацию неграмотно­сти, широкую подготовку кадров технической интеллигенции и т. д. Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао, Май Мын-хуа и другие реформаторы сыграли в Китае роль энциклопедистов, пропагандируя буржуаз­ные идеи в науке. Участники движения за реформы выступали горячими поборниками демократических свобод — свободы слова, союзов, печати и собраний, борцами за раскрепощение женщи­ны»[1143]. Произведения китайских реформаторов пользовались ши­рокой известностью во Вьетнаме. «Книги Лян Ци-чао,— писал Чан Хюи Лиеу,— взволновали умы его вьетнамских современни­ков»[1144]. Под влиянием китайских реформаторов, а также великого китайского революционного демократа Сунь Ятсена во взглядах вьетнамской национальной интеллигенции происходила заметная эволюция.

Немаловажную роль в формировании прогрессивных взглядов вьетнамских ши-фу и передовых лиц сыграли идеи французских просветителей XVIII в. (Вольтера, Монтескье, Руссо и др.), а так­же Великой французской революции. Эти прогрессивные идеи быстро завоевывали симпатии вьетнамцев, являя собой разитель­ный контраст колониальной политике французских властен. Та­ким образом, если раньше вьетнамские ши-фу воспитывались ис­ключительно на канонах конфуцианского учения, являвшегося гос­подствующей идеологией вьетнамского феодализма, то после про­никновения во Вьетнам буржуазно-демократических идей Запада и Востока идеологические воззрения передовых вьетнамцев пре­терпевают существенные изменения. Передовые, патриотически настроенные представители вьетнамского общества стали все ча­ще задумываться над путями дальнейшего развития своей родины, пытаясь отыскать в прогрессивных демократических идеях Запа­да и Востока ответ на волновавшие их вопросы, и прежде всего на вопросы о том, как добиться национальной независимости и прогресса. Значительное влияние на формирование национально­го самосознания передовых, патриотически настроенных кругов вьетнамского общества оказали события русско-японской войны и первой русской революции 1905—1907 гг. Они хронологически сов­пали с эпохой «пробуждения Азии», наиболее характерной чертой которой явилось втягивание в процесс освободительного движения многомиллионных масс колониальных и полуколониальных стран Востока. Определяя этот процесс как непосредственный результат развития капитализма и влияния русской революции, В. И. Ленин писал: «Мировой капитализм и русское движение 1905 года окон­чательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию»[1145].

Итак, с конца XIX и в начале XX в. в связи с серьезными из­менениями в социально-экономическом строе Вьетнама, с разви­тием в нем капиталистических отношений, а также под влиянием русской буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг. и общим процессом пробуждения народов Азии во Вьетнаме посте­пенно зарождается и развивается национальное движение, нося­щее буржуазно-демократический характер.

По мере развития движения в результате острых, горячих спо­ров и дискуссий среди ши-фу по вопросу о выборе пути освобож­дения страны от колониального ига в их рядах происходит идей­ное размежевание. Из среды ши-фу выделяется передовая, про­грессивная часть, развернувшая пропаганду буржуазного пути развития страны. Движение, выступавшее под этим лозунгом, по­лучило широкую известность в истории Вьетнама как движение «Зуи Тан». Оно и ознаменовало собой начало пробуждения на­ционального самосознания вьетнамского народа, зарождение на­ционально-освободительного движения, а также буржуазного на­ционализма.

В период «пробуждения Азии» в национально-освободительном движении Вьетнама начала XX в. четко определились два направ­ления — антиимпериалистическое и антифеодальное. Сторонники первого направления стояли на позициях вооруженной антиимпе­риалистической борьбы, выступая под лозунгом «Кровь за кровь». Это направление имело ярко выраженный антиколониальный, ан­тифранцузский, патриотический характер.

Сторонники второго направления преследовали цель вести анти­феодальную, демократическую борьбу за расширение народного просвещения и программу широких социальных реформ, способ­ствующих развитию в стране капитализма.

Идеологом первого направления, его виднейшим представите­лем стал Фан Бой Тяу (1867—1940), сын сельского учителя уезда Намдан провинции Нгеан. С ранних лет Фан Бой Тяу стал за­ниматься литературной деятельностью[1146], принимая активное уча­стие в освободительном движении. 17-летним юношей он написал острый сатирический памфлет «Изгнать французов — вернуть Вьетнаму независимость», в котором заклеймил захватническую политику колонизаторов во Вьетнаме. После взятия французски­ми войсками столицы вьетнамского государства Хюэ Фан Бой Тяу создал из числа патриотически настроенных ши-фу партизан­ский отряд и примкнул к вьетнамской армии, действовавшей в Центральном Вьетнаме (Аннам) под командованием Фан Динь Фунга. В этот период своей деятельности Фан Бой Тяу полностью солидаризировался с участниками «кан-выонга», о чем он писал в работе «Шонг туат лук». Позднее он подверг свои взгляды и деятельность этого периода критике, назвав их «наивным патрио­тизмом»[1147].

Идейным вдохновителем второго направления в национальном движении выступал Фан Тю Чинь (1872—1926) —видный просве­титель и общественно-политический деятель, сторонник буржуаз­ного пути развития[1148]. Фан Тю Чинь происходил из мелкопомест­ных куанов, отец его был офицером вьетнамской правительствен­ной армии. В провинции Куангнам, где он родился и вырос, дви­жение «кан-выонг» было значительно слабее, чем в провинциях Нгеан и Хатинь, откуда вышел Фан Бой Тяу. Отец Фан Тю Чиня был убит сторонниками «кан-выонга» за измену. Классовые и ду­ховные факторы оказали определенное воздействие на развитие идеологических воззрений Фан Тю Чиня. В Национальном архиве Франции, в фонде министерства колоний, имеется докладная записка генерал-губернатора Индокитая о Фан Тю Чине, датиро­ванная 13 марта 1909 г. В указанной записке говорится, что Фан Тю Чинь имел ученую степень фо-банга. При ходатайстве о долж­ности, соответствующей его званию, его кандидатура была откло­нена[1149], после чего Фан Тю Чинь некоторое время служил в министерстве культов, откуда в 1905 г. он ушел в отстав­ку, занявшись активной патриотической деятель­ностью в поисках путей спасения родины.

Отказавшись служить при императорском дворе, Фан Тю Чинь занялся изучением общественных наук. Он много путеше­ствовал по стране, знако­мясь с жизнью различных слоев вьетнамского обще­ства и встречаясь с вы­дающимися патриотами своего времени Фан Бой Тяу, Де Тхамом и др. Раз­мышляя о будущем своей родины, Фан Тю Чинь не­изменно связывал его с культурным прогрессом, с капиталистическим пу­тем развития по типу Японии. Фан Тю Чинь и его сторонники стояли на позициях антифеодаль­ной, антимонархической борьбы, выступая за куль­турный прогресс нации, за установление в стране буржуазно-демок­ратического строя путем реформ. «Суть реформаторских исканий Фан Тю Чиня, — отмечает вьетнамский историк То Минь Фунг,— это сознание первейшей необходимости проведения преобразований в старом чиновничьем аппарате с помощью французских властей, с тем чтобы в будущем иметь возможность завоевать национальную независимость. Это реформаторство совпало с чаяниями только что появившейся буржуазии»[1150].

Фан Бой Тяу в начале своей политической деятельности стре­мился использовать феодалов в борьбе с колонизаторами и поэто­му не выступал против них, тогда как Фан Тю Чинь, наоборот, больше всего был связан с буржуазией, активно выступая против феодалов и пытаясь использовать французов в этой борьбе. В от­личие от Фан Бой Тяу идеологическим концепциям Фан Тю Чиня в вопросах антифранцузской борьбы были совершенно чужды вся­кие расовые, националистические пережитки. Ему были близки традиции французской буржуазной республики, на помощь кото­рой в деле возрождения Вьетнама он возлагал большие надежды. Мы склонны полагать, что Фан Тю Чинь поддержи­вал контакты с левыми силами Франции[1151].

Весьма противоречи­вый и непоследователь­ный характер идеологиче­ских воззрений Фан Бой Тяу и Фан Тю Чиня мож­но объяснить историче­ской обстановкой, а так­же воззрениями той сре­ды, где каждый из них жил и действовал. Боль­шую часть своей жизни Фан Бой Тяу (выходец из среды ши-фу) призывал к вооруженной борьбе про­тив колонизаторов, прини­мая личное участие в во­оруженных выступлениях в провинциях Нгеан и Ха-тинь в период «кан-выонга». Фан Тю Чинь жил:реди торговцев и пред­принимателей в провин­циях Куангнам и Куанг-нгай, где широкое разви­тие получило движение за социальные рефор­мы[1152].

Источником появления реформаторского направления в нацио­нально-освободительном движении Вьетнама служат прежде всего социальные причины, и в первую очередь рождение новых слоев во вьетнамском обществе — торговцев, промышленников, компра­доров, на укрепление и защиту интересов которых и было направ­лено реформаторское движение.

Сторонники вооруженной борьбы опирались на определенные патриотические круги среди феодалов, ши-фу, которые к этому времени уже утратили свое господствующее положение во Вьет­наме, в связи с чем они призывали к борьбе за возвращение своих утраченных позиций. Кроме того, в указанное движение включи­лись многие патриоты из числа разночинцев, боровшихся за не­зависимость своей родины. Однако на первых порах эта борьба была во многом сходна с движением «кан-выонг».

Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь не смогли до конца разобраться в обстановке, сложившейся в мире и во Вьетнаме в начале XX в.

То было время, когда отсталые страны Востока, в том числе и Вьетнам, еще не достигли уровня буржуазной революции, в связи с чем революционеры Востока, среди которых были и вьетнам­ские, стояли на перепутье. Именно в это время ворвались во Вьет­нам «ветры Азии и ливни Европы». Русская революция 1905— 1907 гг. и пробуждение Азии ясно указали вьетнамским револю­ционерам, по какому пути им идти и каким путем добиться нацио­нальной независимости. Это была эпоха, когда национально-осво­бодительная борьба народов колоний и полуколоний уже вышла за национальные рамки, когда происходило сплачивание револю­ционных сил в борьбе за свое национальное освобождение, когда сочетались национальные и демократические задачи национально-освободительной революции. Наряду с ее национальным содер­жанием, основной целью которого было изгнание колонизаторов, эта революция включала в себя демократические задачи, сводив­шиеся к ликвидации феодализма. Именно этого так и не поняли ни Фан Бой Тяу, ни Фан Тю Чинь. Основная ошибка их идеоло­гических концепций состояла в том, что ни тот, ни другой не рас­сматривал в тесном единстве антиколониальную и антифеодаль­ную борьбу. Нельзя добиться независимости колонии, если только вести борьбу против феодалов и одновременно не бороться против колонизаторов. Национально-освободительная революция направле­на как против империализма, так и против феодализма.

В силу узости своих классовых воззрений Фан Тю Чинь так и не смог понять, что основным врагом его родины были прежде всего колонизаторы, тогда как местные феодалы были лишь ма­рионетками в их руках. Фан Бой Тяу, наоборот, хорошо это по­нимал, но вместе с тем он так и не смог понять в начале своей деятельности, что класс феодалов и император Вьетнама уже перешли на сторону колонизаторов, превратясь в их опору в борь­бе против прогрессивных сил страны.

Выдающиеся первые революционеры Вьетнама (Фан Бой Тяу, Фан Тю Чинь и др.) не могли дать правильного анализа как международного, так и внутреннего положения своей страны, как и не могли определить цель, требования и задачи революции. Они не видели объекта революции, ее движущих сил, класса, который мог бы руководить такой революцией. Чыонг Тинь справедливо отмечал, что «в отношении внешних врагов, захвативших нашу страну, они (Фан Бой Тяу, Фан Тю Чинь и др.— Авт.) считали, что, ввиду того что Вьетнам захвачен французами, вьетнамский народ подвергается угнетению со стороны Франции, революция должна быть направлена против „французов", при этом они не различали французских колонизаторов и французский рабочий класс, французских трудящихся, у которых общий враг с вьет­намским народом — французский империализм»[1153].

Главный принципиальный вопрос, в котором расходились представители двух направлений в национально-освободительном дви­жении Вьетнама, был вопрос о государственном строе во Вьетна­ме после завоевания национальной независимости, за которую они боролись. Одни из них, в том числе Фан Тю Чинь, высказывались за установление буржуазной республики, управляемой парламен­том; другие, возглавляемые Фан Бой Тяу, выступали за консти­туционную монархию. Для завоевания независимости одни предла­гали вооруженную борьбу с помощью иностранной державы, в частности Японии (Фан Бой Тяу); другие отдавали предпочтение постепенной эволюции посредством духовного воспитания широ­ких народных масс и при помощи реформ в экономической и со­циальной жизни народа. Если общими положительными качества­ми освободительного движения на этом этапе были пламенный патриотизм и ненависть к колонизаторам, то основными его не­достатками являлись сравнительно низкий уровень политической зрелости его руководителей и отсутствие тесного контакта у руко­водства с широкими народными массами, и в первую очередь с крестьянством, составляющим большинство вьетнамского насе­ления.

Хо Ши Мин, говоря о различных течениях в национально-осво­бодительном движении Вьетнама, отмечал, что «одни группы стоя­ли на той точке зрения, что должен пройти большой период вре­мени, необходимый „для поднятия культурного уровня народа", и только тогда можно будет изгнать ненавистных захватчиков. Другие группы высказывали мнение, что только с помощью япон­цев, таких же „желтокожих, как мы", можно-де освободиться от ига „белокожих" колонизаторов. Однако ни одно из этих полити­ческих течений не имело успеха»[1154]. Это высказывание Хо Ши Ми­на может быть с полным основанием отнесено к Фан Тю Чиню и Фан Бой Тяу и их единомышленникам.

Оба упомянутых направления в национально-освободительном движении особенно ярко проявились в Японии в среде вьетнам­ских революционеров-эмигрантов, о чем имеется упоминание в архивных материалах министерства колоний Франции. «Во время пребывания Фан Тю Чиня в Японии он еще ближе познакомился с вьетнамскими революционерами-эмигрантами, в том числе и с Фан Бой Тяу. Во время встреч и бесед с Фан Бой Тяу и другими эмигрантами выявились их разногласия по вопросу об освобож­дении Вьетнама. Это привело к образованию двух групп. Одна часть вьетнамских эмигрантов, во главе с Фан Бой Тяу, создала группу, которая вела пропаганду вооруженной борьбы против ко­лонизаторов за национальное освобождение, главным образом в Северном Аннаме. Другая часть, во главе с Фан Тю Чинем, стояв­шая на позициях реформаторских идей»[1155], в основном действова­ла в центральной и южной частях Аннама. Сторонники Фан Тю Чиня в отличие от сторонников Фан Бой Тяу не рассчитывали на помощь извне, считая освобождение своей родины делом самих, вьетнамцев. Члены обеих групп проникали в деревни под видом коммерсантов и просветителей, ведя среди крестьян агитационно-пропагандистскую работу как против колонизаторов, так и против феодалов. «В действительности обе эти группы,— отмечается в ци­тированном архивном документе,— едины в своей конечной цели и объединены общей к нам ненавистью»[1156].

В условиях колониализма антиимпериалистическое направле­ние в национально-освободительном движении Вьетнама было зна­чительно сильнее антифеодального. Поэтому не удивительно, что призывы Фан Бой Тяу к антифранцузской вооруженной борьбе находили широкий отклик в народных массах.

Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь были истинными патриотами, по­жертвовавшими счастьем своей семьи и собственным благополу­чием во имя спасения родины, ради которой на протяжении всей своей жизни они искали пути освобождения и прогресса Вьетна­ма. Несмотря на то что идеи Фан Бой Тяу и Фан Тю Чиня так и не смогли стать теорией революционной борьбы масс и были в определенном смысле компромиссом по отношению к феодаль­ной идеологии, в целом они сыграли прогрессивную роль, по­скольку были подчинены задачам национально-освободительной борьбы своего народа. Эпоха, в которую они оба жили и действо­вали, была переходным этапом от феодальной идеологии — конфу­цианства — к буржуазной идеологии, знаменуя собой исторический поворот в развитии идеологической борьбы в этой стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: