Фан Тю Чинь и движение за социальные реформы. «Донг кинь нгиа тхук»

Почти одновременно с движением «Донг Зу» во Вьетнаме родилось демократическое движение за социальные реформы. Движение возглавили прогрессивные ши-фу. Они выступали как пропагандисты новой, буржуазной идеологии, как патриоты роди­ны и борцы против суеверия и предрассудков. Движение возник­ло под влиянием буржуазной идеологии Запада и Востока, на­ходившей благодатную почву в умах вьетнамской национальной интеллигенции, в особенности в среде писателей и журналистов. В рядах этой интеллигенции в рассматриваемый период шла ост­рая борьба между носителями старой, феодальной и новой, бур­жуазной идеологии. Прогрессивные интеллигенты были активны­ми поборниками европейской цивилизации, технического прогресса, а также социальных и политических реформ. Это направле­ние, как уже отмечалось ранее, возглавлял Фан Тю Чинь. Поли­тическое кредо Фан Тю Чиня изложено в его письме генерал-гу­бернатору Индокитая Полю Бо от 15 августа 1906 г.[1195]. В этом письме Фан Тю Чинь указывал на тяжелое положение вьетнам­ского народа и его чрезвычайно низкий культурный уровень, от­мечая, что «сознательные интеллигенты глубоко озабочены судь­бой своего народа». Основную причину тяжелого положения своих соотечественников Фан Тю Чинь видел в преступлениях куанов, злоупотреблявших своими правами, развращавших национальные нравы. Примечательно, что Фан Тю Чинь не ограничивается про­стой констатацией крайне бедственного положения трудящихся, а пытается объяснить причины его возникновения. По его мнению, они сводились к следующему.

Во-первых, правительство Франции закрывает глаза на зло­употребления куанов. «Куаны,— пишет он,— не считаются с тя­желым положением населения, они готовы содрать кожу, сломать кости, высосать кровь у бедняков. А если кто и осмеливается ска­зать что-либо против них, то в таком случае они приписывают этим людям участие в антигосударственной деятельности, бросают их в тюрьмы при всемерном попустительстве со стороны француз­ских властей, ибо сами куаны состоят на службе у фран­цузов»[1196]. Коррупция, лицемерие куанов разлагающе действуют на народ.

Во-вторых, предвзятое отношение французского правительства к вьетнамцам, которых оно считает дикарями и отсталыми людь­ми. Представители французских колониальных властей издева­ются над вьетнамцами, зачастую избивая их до смерти. Такая политика отдаляет вьетнамцев от французов, расширяет сущест­вующую между вьетнамцами и французами пропасть и может при­вести к тому, что оба народа уже никогда не поймут друг друга. Фан Тю Чинь отмечал также, что все расходы Франции, связан­ные со строительством различных промышленных объектов, по­крывались налогами, взыскиваемыми с вьетнамского народа[1197].

Однако главнейшую причину всех бед народа своей страны Фан Тю Чинь видел в куанах, наивно полагая, что если заменить продажных куанов честными, то положение резко изменится к лучшему.

Фан Тю Чинь показал себя последовательным сторонником со­циально-политических реформ, направленных на всемерную под­держку талантливых и способных людей, на смелое привлечение их к управлению государством, на предоставление широких воз­можностей неимущему населению во всех областях жизни. Он предлагал предоставить свободу слова представителям интелли­генции, ввести более справедливое законодательство, упразднить старую систему экзаменов (кхоа кы), открыть школы, библиоте­ки и различные курсы по торговому и профессиональному обуче­нию, произвести изменения в системе трудовой повинности и на­логовой политике.

Программа реформ Фан Тю Чиня отличалась определенным демократизмом. Однако она была по своей сущности утопиче­ской. Демократизм этой программы заключался в глубоком пони­мании Фан Тю Чинем необходимости предоставления больших политических свобод населению и повышения его жизненного и культурного уровня посредством социальных реформ, в проведе­нии которых Вьетнаму, по мнению Фан Тю Чиня, должна была помочь республиканская Франция[1198].

Утопичность и иллюзорность демократической программы ре­форм, предложенной Фан Тю Чинем, заключались в том, что он надеялся на ее реализацию во Вьетнаме в условиях французского колониального господства, не понимая, что представители коло­ниальных кругов Франции отнюдь не придерживались тех же взглядов, что и прогрессивные французы.

И все же, несмотря на отмеченные недостатки, упомянутое письмо Фан Тю Чиня и вся его реформаторско-просветительская деятельность, бесспорно, сыграли положительную роль в пробуж­дении в среде национальной интеллигенции чувства озабоченности за судьбы своей родины, за ее будущее. Письмо Фан Тю Чиня стало первым официальным документом представителя передовой национальной интеллигенции, вскрывшим крайне бедственное по­ложение народа и содержавшим конкретные предложения со­циальных реформ. Беспокойство Фан Тю Чиня за судьбы нации свидетельствует о том, что он сумел подняться выше устремлений буржуазных слоев и отражал уже интересы всей нации.

Смелые выступления Фан Тю Чиня вызвали серьезное беспо­койство колониальных властей, которые вскоре попытались при­влечь его на свою сторону. В этой связи характерна оценка Фан Тю Чиня, данная ему в политическом отчете французского верхов­ного резидента Тонкина за февраль 1908 г.: «Совершенно очевид­но, что Фан Тю Чинь — патриот, прогрессивно мыслящая личность твердых убеждений. Больше того, это новатор, стоящий на голову выше заурядных вьетнамских литераторов. Для нас было бы не­бесполезно постараться привлечь Фан Тю Чиня на свою сторону, прежде чем он станет открытым противником нашего режима. Нужно попытаться подыскать ему соответствующую должность неадминистративного характера, где бы он смог проявить свои настоящие способности, сохранив при этом самостоятельность, столь ему дорогую»[1199].

Однако, несмотря на все старания и ухищрения французских колониальных властей, Фан Тю Чинь до конца своей жизни остал­ся пламенным патриотом, убежденным сторонником прогрессив­ных реформ (во многом рассчитывая на республиканскую Фран­цию и будучи противником насилия). Вместе с тем он зарекомен­довал себя восторженным поклонником японского пути развития, «совершенно враждебным даже мысли о японской экспансии в Индокитай»[1200].

Письмо Фан Тю Чиня вызвало недовольство Фан Бой Тяу и его сподвижников, и он направил Фан Тю Чиню специальное по­слание[1201], в котором рекомендовал ему воздерживаться от напа­док на феодально-монархический режим. Подобная инициатива Фан Бой Тяу объяснялась тем, что незадолго до этого Фан Бой Тяу вместе с Кыонг Де обратились к населению с призывом ока­зать помощь движению «Донг Зу». Выступления же Фан Тю Чиня против феодалов на данном этапе могли нанести известный ущерб «Донг Зу». В указанном послании Фан Бой Тяу писал: «Я не хо­чу, чтобы мой народ угнетали. Мы должны действовать. И если лет через 15 после завоевания свободы вы предложите конкретную программу демократических реформ, я первый буду вам апло­дировать»[1202].

Все историки СРВ единодушны в оценке буржуазного харак­тера движения за социальные реформы, возглавлявшегося Фан Тю Чинем. Однако их мнения расходятся по ряду вопросов, и в частности по вопросу о том, интересы каких именно слоев буржуа­зии выражал Фан Тю Чинь[1203]. Так, по мнению Тон Куанг Фиета, Фан Тю Чинь выражал интересы тех слоев национальной буржуа­зии, которые восприняли идеи «Зуи Тан»[1204]. Чан Хюи Лиеу счи­тал его выразителем взглядов тех слоев вьетнамской буржуазии, которые были тесно связаны с французскими империалистами и которые надеялись при помощи французов развить экономику страны, усматривая основное препятствие прогрессу в феодалах. По мнению Чан Хюи Лиеу, Фан Тю Чинь выражал интересы не только национальной, но и компрадорской буржуазии[1205].

Наконец, Чан Ван Зяу полагает, что хотя Фан Тю Чинь и был представителем буржуазного направления, однако его политиче­ские взгляды отражают общенациональные устремления вьетнам­ского народа в рассматриваемый период[1206]. Приводя различные точки зрения о Фан Тю Чине, мы считаем, что хотя Фан Тю Чинь и вышел из числа патриотически настроенных феодальных интел­лигентов, однако он воспринял передовые буржуазные идеи За­пада и Востока, став одним из идеологов буржуазно-демократиче­ского развития своей страны. Он вел мужественную борьбу за проведение буржуазно-демократических реформ. Идеологические взгляды Фан Тю Чиня сформировались под влиянием как внеш­них, так и внутренних факторов. К внутренним факторам можно отнести развитие капиталистических отношений, эксплуатацию страны французским капиталом, начало формирования вьетнам­ской буржуазии и пролетариата. На взгляды Фан Тю Чиня ока­зало соответствующее воздействие реформаторское движение XIX в. во главе с Нгуен Чыонг То, Динь Ван Диеном, Нгуен Хюи Те, Ле Динем и другими сторонниками коренных реформ.

На Фан Тю Чиня оказали существенное влияние также и внеш­ние факторы: идеи буржуазной революции во Франции, незавер­шенная буржуазная революция Мэйдзи в Японии, реформаторское движение в Китае в конце XIX в. во главе с Кан Ювэем, Лян Цичао и др. Естественно, что Фан Тю Чинь представляет собой сложную фигуру, его взгляды формировались под влиянием не только различных буржуазных, демократических идей Запада и Востока, но также под влиянием учения Конфуция.

Социальную базу, на которую опирался Фан Тю Чинь, состав­ляли различные буржуазные слои (торговцы, подрядчики, про­мышленники, сельская буржуазия, буржуазная интеллигенция и др.), интересы которых он выражал и которые в основном по­явились в результате первого периода эксплуатации Вьетнама французскими монополиями. Из сказанного можно сделать вывод о том, что Фан Тю Чинь был выразителем интересов вьетнамской буржуазии и буржуазной интеллигенции в целом, тогда как Фан Бой Тяу в основном был связан с мелкой буржуазной интелли­генцией, с разночинцами. Фан Тю Чинь не только вел борьбу за капиталистический путь развития, но и был выразителем нацио­нальных буржуазно-демократических сил. Следует отметить, что в рассматриваемый период буржуазно-демократическое движение было еще слабо, находясь на начальном этапе своего развития.

Во взглядах Фан Тю Чиня содержится много противоречивых положений, обусловленных той переходной эпохой, в которую он жил, а также особенностями социального развития Вьетнама, в частности особенностями развития вьетнамской буржуазии. Более того, противоречивость идеологических воззрений Фан Тю Чиня объясняется еще и тем, что он воспринял противоречивые идеи Запада и Востока. С одной стороны, он выступал как демократ, подвергший уничтожающей критике феодальный строй в своей стране (режим куанов, императорский двор, отсталые, феодаль­ные обычаи и др.) и страстно хотевший ее развития по новому, буржуазному пути, а с другой — не кто иной, как он сам, про­славлял и превозносил учение Конфуция, проповедуя синтез за­падной буржуазной морали с моралью Востока, надеясь, что это окажет положительное воздействие на Вьетнам. С одной стороны, он проявлял страстную ненависть к феодалам и императорскому двору, считая их в первую очередь повинными в страшных бед­ствиях своего народа, а с другой — не кто иной, как он сам, про­поведовал «несопротивление» (бат бао донг) французам и их местным прислужникам. Возникает вопрос: чем объяснить, что Фан Тю Чинь был убежденным сторонником «несопротивления» и не призывал к вооруженному восстанию? Основная причина за­ключалась в том, что он еще не видел тех сил, которые могли бы руководить и направить борьбу за национальную независи­мость, ибо в рассматриваемый период класс феодалов уже пере­шел на сторону колонизаторов, став их опорой, а буржуазия еще не сформировалась как класс.

Итак, Фан Тю Чинь не видел реальной силы, способной сверг­нуть колониализм и феодализм. Более того, сам Фан Тю Чинь был сторонником «несопротивления», убедившись в том, что все преды­дущие восстания кончились поражением и жестокими репрессия­ми. Вместе с тем было бы несправедливым утверждать, что Фан Тю Чинь во всех случаях решительно выступал против вооружен­ной борьбы. Он считал, что вооруженное выступление возможно лишь в том случае, когда имеются все необходимые условия для победы. «В противном случае восстания приносят смерть»[1207]. Сви­детельством этого служит его беседа с Фан Бой Тяу в Японии, во время которой Фан Тю Чинь признался: «Я следую линии Мадзини, тогда как вы (Фан Бой Тяу.— Авт.) следуете линии Гари­бальди. Мы идем к одной цели, но двумя различными путями»[1208]. Фан Тю Чинь писал, что «тот народ, который остается невежест­венным, который сидит сложа руки и лишь полагается на волю неба, ожидая милостей от короля и его чиновников, а сам без­действует, — такой народ обречен на страдания и лишения»[1209]. Обращаясь к соотечественникам и соотечественницам, он призы­вал: «Мы должны немедленно проявить озабоченность судьбами своего отечества, и только тогда можно будет надеяться, что на­станет день, когда народ поднимет голову»[1210].

Политическое кредо Фан Тю Чиня состояло из двух основных пунктов: повышение культурного уровня народа и народная власть. Для осуществления первого пункта, по его мнению, необ­ходимо было провести в стране социальные реформы. Для уста­новления народовластия необходимо было сбросить реакционную монархию Нгуенов.

Некоторые вьетнамские историки полностью отрицают антиим­периалистическую деятельность Фан Тю Чиня (Дан Дык Лой, Ле Ши Тоан, Буй Суан Чунг и др.)[1211], с чем нельзя согласиться. Дей­ствительно, Фан Тю Чинь прямо не призывал к вооруженной борь­бе с французскими властями, как это делал Фан Бой Тяу.

Антиимпериалистическая платформа Фан Тю Чиня проявилась в том, что, поднимая голос против императора, феодалов и чинов­ников, ратуя за демократические реформы, он тем самым высту­пал против колониальных порядков. Фан Тю Чинь выступал за создание национальных торговых и промышленных обществ, за дорожное строительство, прокладывание телефонных и телеграф­ных линий. Он горячо приветствовал создание национальных про­мышленных предприятий, таких, как «Куанг нам хиеп тхыонг конг ти», «Чиеу зыонг тхыонг кук» в Нгеане и др.[1212]. Концепция Фан Тю Чиня относительно экономических преобразований была при­звана развивать национальную промышленность и торговлю, и тем самым он будил в народе стремление к национальной независи­мости. Вьетнамский историк Тон Куанг Фиет, высоко оценивая ан­тиимпериалистическую платформу Фан Тю Чиня, писал: «Фан Тю Чинь был истинным патриотом, он хотел принести пользу родине, т. е. хотел изгнать захватчиков — французских колонизаторов»[1213]. Хотя Фан Тю Чиню были присущи идеалистические философские воззрения, тем не менее он делал все для пропаганды патриотиз­ма, пробуждения национального самосознания. Фан Тю Чинь страстно любил свою родину и желал увидеть ее свободной и не­зависимой. Вся его деятельность объективно была направлена на усиление национально-освободительного движения. Антиимпериа­листическую деятельность Фан Тю Чиня помимо Тон Куанг Фиета признают также многие вьетнамские историки (Хоа Банг, Минь Чунг, Дау Суан Май, Чыонг Хыу Ки и др.). Антиимпериалистиче­ские взгляды Фан Тю Чиня нашли наиболее яркое выражение в цитированном нами его открытом письме на имя генерал-губерна­тора Бо, в котором он подверг резкой критике французскую коло­ниальную администрацию и ее политику в отношении вьетнамцев. Он осудил расстрел демонстрации в провинции Куангнгай, осудил смертный приговор Зыонг Тхаку и Чан Куй Капу.

В основном борьба Фан Тю Чиня была направлена против фео­дального строя. Он резко критиковал систему получения ученых степеней. В 1905 г. во время своей поездки в южные провинции Аннама вместе с Хюинь Тхук Кхангом и Чан Куй Капом он про­верил систему обучения, в результате чего опубликовал критиче­скую статью, в которой резко осудил изжившую себя феодальную систему просвещения. Вслед за этим Фан Тю Чинь выступил с критикой императорской администрации, основанной на корруп­ции и невежестве. В письме на имя Бо он также критиковал чиновников, самого императора и в целом феодальный строй. В этом проявилась антифеодальная направленность его деятельности. Однако антифеодальная платформа Фан Тю Чиня была во многом непоследовательной в силу того, что, во-первых, в своих идеоло­гических воззрениях Фан Тю Чинь по-прежнему следовал учению Конфуция, лежавшему в основе феодальной идеологии; во-вторых, в вопросе государственного управления он выступал сторонником конституционной монархии по японскому образцу, считая консти­туционную монархию переходной ступенью к буржуазной респуб­лике типа Франции[1214].

Движущей силой реформаторства Фан Тю Чиня был револю­ционный буржуазный патриотизм, его цель — превратить Вьетнам в процветающую страну с высокой культурой. Реформаторские предложения Фан Тю Чиня были направлены на создание благо­приятных условий для завоевания национальной независимости.

Личность Фан Тю Чиня — очень сложная и противоречивая. С одной стороны, он выступал за демократические реформы в ин­тересах народа и прогресса общества. Идеи Фан Тю Чиня на­страивали народные массы на активную политическую борьбу, благодаря, им массы втягивались в революционное движение. С другой стороны, Фан Тю Чиню были присущи иллюзии, сводив­шиеся к тому, что при помощи французов (каких именно фран­цузов, он не указывал) возможна борьба против феодалов и осу­ществление демократических преобразований. Такая, ошибочная позиция Фан Тю Чиня, естественно, до некоторой степени сдержи­вала борьбу народных: масс против французских колониальных властей. Именно в этом действия Фан Тю Чиня сближались с реформистами Буй Куанг Тиеу, Фам Куинем, Нгуен Ван Винем. Однако эта сторона не являлась главной чертой его деятельности.

Реформаторские воззрения Фан Тю Чиня принесли определен­ную пользу народу, сыграв положительную роль, ибо они разоб­лачали феодальную клику Нгуенов, помогая народу понять реак­ционную сущность класса феодалов и выбрать путь буржуазной революции. Реформаторские идеи Фан Тю Чиня пробуждали на­циональное самосознание. Ошибка Фан Тю Чиня заключалась в том, что он еще не понимал, что главный враг вьетнамского на­рода — это прежде всего империалисты, а затем феодалы. Он не мог понять, что невозможно провести демократические реформы при господстве колонизаторов. Утопические взгляды Фан Тю Чиня играли на руку империалистам и феодалам, в том числе его идея о невежестве вьетнамского народа и необходимости в связи с этим насаждения западной цивилизации. Реформизм Фан Тю Чиня в известной степени замазывал и отодвигал на второй план проти­воречия между империалистами и вьетнамским народом.

Противоречивость реформаторских взглядов Фан Тю Чиня за­ключается в том, что, с одной стороны, они играли на руку коло­ниальным властям, а с другой — имели положительное значение, ибо вносили известную лепту в пробуждение национального само­сознания вьетнамского народа в начале XX в., тем самым объек­тивно способствуя развитию революционной борьбы.

формирование политических воззрений Фан Тю Чиня можно разделить на два периода. В первый период, который завершается 1911 г., он действовал в стране, будучи тесно связан с вьетнамской действительностью. На этот период приходится складывание его мировоззрения. Характерной чертой этого периода явилось то, что он шел на компромисс, на соединение идеологических воззрений Востока и Запада, старых и новых политических концепций, что в дальнейшем привело его к реформизму. Первый период его дея­тельности включает такие события, как его арест и суд, вынесе­ние ему смертного приговора с последующей заменой пожизнен­ной каторгой на о-ве Пулокондор.

Второй период приходится на 1911—1925 гг., когда после своего освобождения с о-ва Пулокондор в 1911 г. ему было раз­решено безвыездно жить во Франции[1215]. Этот период отличается от первого тем, что Фан Тю Чинь был оторван от вьетнамской дей­ствительности и занимался изучением идей западноевропейских мыслителей. Определенное влияние на его взгляды оказали фи­лософские воззрения Фридриха Ницше и Герберта Спенсера. Он восхвалял Дидро, Руссо, Ла Фонтэна, Паскаля, Монтескье, счи­тая, что в их произведениях таится ключ, который поможет его соотечественникам обрести свободу. Наряду с этим Фан Тю Чинь испытал на себе большое влияние конфуцианства. Демократия Фан Тю Чиня ограничена рамками буржуазно-демократической республики. Путь к достижению независимости своей родины он видел в демократических реформах, а не в революции, с посте­пенной заменой мирным путем реакционного режима демократи­ческим.

Несмотря на то что взглядам Фан Тю Чиня был присущ бур­жуазный характер, они тем не менее были не вскормлены эконо­мической и социальной базой буржуазии, а порождены националь­ной почвой, столкнувшейся с распадом феодализма и вошедшей в соприкосновение с передовыми идеологическими течениями, при­внесенными извне. Именно в силу этого Фан Тю Чинь отражал на­циональные интересы и являлся выразителем той части патрио­тически настроенных ши-фу, которые в рассматриваемый период искали путь к новой истине, путь к национальной независимости.

Противоречивый характер воззрений Фан Тю Чиня был обу­словлен исторически и отражал противоречия эпохи, переходной от феодализма к капитализму, когда революционное движение при­обрело национально-демократический характер.

Важное место в движении за социальные реформы сыграла Тонкинская общественно-просветительская школа, в деятельности которой Фан Тю Чинь принимал активное участие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: