Почти одновременно с движением «Донг Зу» во Вьетнаме родилось демократическое движение за социальные реформы. Движение возглавили прогрессивные ши-фу. Они выступали как пропагандисты новой, буржуазной идеологии, как патриоты родины и борцы против суеверия и предрассудков. Движение возникло под влиянием буржуазной идеологии Запада и Востока, находившей благодатную почву в умах вьетнамской национальной интеллигенции, в особенности в среде писателей и журналистов. В рядах этой интеллигенции в рассматриваемый период шла острая борьба между носителями старой, феодальной и новой, буржуазной идеологии. Прогрессивные интеллигенты были активными поборниками европейской цивилизации, технического прогресса, а также социальных и политических реформ. Это направление, как уже отмечалось ранее, возглавлял Фан Тю Чинь. Политическое кредо Фан Тю Чиня изложено в его письме генерал-губернатору Индокитая Полю Бо от 15 августа 1906 г.[1195]. В этом письме Фан Тю Чинь указывал на тяжелое положение вьетнамского народа и его чрезвычайно низкий культурный уровень, отмечая, что «сознательные интеллигенты глубоко озабочены судьбой своего народа». Основную причину тяжелого положения своих соотечественников Фан Тю Чинь видел в преступлениях куанов, злоупотреблявших своими правами, развращавших национальные нравы. Примечательно, что Фан Тю Чинь не ограничивается простой констатацией крайне бедственного положения трудящихся, а пытается объяснить причины его возникновения. По его мнению, они сводились к следующему.
Во-первых, правительство Франции закрывает глаза на злоупотребления куанов. «Куаны,— пишет он,— не считаются с тяжелым положением населения, они готовы содрать кожу, сломать кости, высосать кровь у бедняков. А если кто и осмеливается сказать что-либо против них, то в таком случае они приписывают этим людям участие в антигосударственной деятельности, бросают их в тюрьмы при всемерном попустительстве со стороны французских властей, ибо сами куаны состоят на службе у французов»[1196]. Коррупция, лицемерие куанов разлагающе действуют на народ.
Во-вторых, предвзятое отношение французского правительства к вьетнамцам, которых оно считает дикарями и отсталыми людьми. Представители французских колониальных властей издеваются над вьетнамцами, зачастую избивая их до смерти. Такая политика отдаляет вьетнамцев от французов, расширяет существующую между вьетнамцами и французами пропасть и может привести к тому, что оба народа уже никогда не поймут друг друга. Фан Тю Чинь отмечал также, что все расходы Франции, связанные со строительством различных промышленных объектов, покрывались налогами, взыскиваемыми с вьетнамского народа[1197].
Однако главнейшую причину всех бед народа своей страны Фан Тю Чинь видел в куанах, наивно полагая, что если заменить продажных куанов честными, то положение резко изменится к лучшему.
Фан Тю Чинь показал себя последовательным сторонником социально-политических реформ, направленных на всемерную поддержку талантливых и способных людей, на смелое привлечение их к управлению государством, на предоставление широких возможностей неимущему населению во всех областях жизни. Он предлагал предоставить свободу слова представителям интеллигенции, ввести более справедливое законодательство, упразднить старую систему экзаменов (кхоа кы), открыть школы, библиотеки и различные курсы по торговому и профессиональному обучению, произвести изменения в системе трудовой повинности и налоговой политике.
Программа реформ Фан Тю Чиня отличалась определенным демократизмом. Однако она была по своей сущности утопической. Демократизм этой программы заключался в глубоком понимании Фан Тю Чинем необходимости предоставления больших политических свобод населению и повышения его жизненного и культурного уровня посредством социальных реформ, в проведении которых Вьетнаму, по мнению Фан Тю Чиня, должна была помочь республиканская Франция[1198].
Утопичность и иллюзорность демократической программы реформ, предложенной Фан Тю Чинем, заключались в том, что он надеялся на ее реализацию во Вьетнаме в условиях французского колониального господства, не понимая, что представители колониальных кругов Франции отнюдь не придерживались тех же взглядов, что и прогрессивные французы.
И все же, несмотря на отмеченные недостатки, упомянутое письмо Фан Тю Чиня и вся его реформаторско-просветительская деятельность, бесспорно, сыграли положительную роль в пробуждении в среде национальной интеллигенции чувства озабоченности за судьбы своей родины, за ее будущее. Письмо Фан Тю Чиня стало первым официальным документом представителя передовой национальной интеллигенции, вскрывшим крайне бедственное положение народа и содержавшим конкретные предложения социальных реформ. Беспокойство Фан Тю Чиня за судьбы нации свидетельствует о том, что он сумел подняться выше устремлений буржуазных слоев и отражал уже интересы всей нации.
Смелые выступления Фан Тю Чиня вызвали серьезное беспокойство колониальных властей, которые вскоре попытались привлечь его на свою сторону. В этой связи характерна оценка Фан Тю Чиня, данная ему в политическом отчете французского верховного резидента Тонкина за февраль 1908 г.: «Совершенно очевидно, что Фан Тю Чинь — патриот, прогрессивно мыслящая личность твердых убеждений. Больше того, это новатор, стоящий на голову выше заурядных вьетнамских литераторов. Для нас было бы небесполезно постараться привлечь Фан Тю Чиня на свою сторону, прежде чем он станет открытым противником нашего режима. Нужно попытаться подыскать ему соответствующую должность неадминистративного характера, где бы он смог проявить свои настоящие способности, сохранив при этом самостоятельность, столь ему дорогую»[1199].
Однако, несмотря на все старания и ухищрения французских колониальных властей, Фан Тю Чинь до конца своей жизни остался пламенным патриотом, убежденным сторонником прогрессивных реформ (во многом рассчитывая на республиканскую Францию и будучи противником насилия). Вместе с тем он зарекомендовал себя восторженным поклонником японского пути развития, «совершенно враждебным даже мысли о японской экспансии в Индокитай»[1200].
Письмо Фан Тю Чиня вызвало недовольство Фан Бой Тяу и его сподвижников, и он направил Фан Тю Чиню специальное послание[1201], в котором рекомендовал ему воздерживаться от нападок на феодально-монархический режим. Подобная инициатива Фан Бой Тяу объяснялась тем, что незадолго до этого Фан Бой Тяу вместе с Кыонг Де обратились к населению с призывом оказать помощь движению «Донг Зу». Выступления же Фан Тю Чиня против феодалов на данном этапе могли нанести известный ущерб «Донг Зу». В указанном послании Фан Бой Тяу писал: «Я не хочу, чтобы мой народ угнетали. Мы должны действовать. И если лет через 15 после завоевания свободы вы предложите конкретную программу демократических реформ, я первый буду вам аплодировать»[1202].
Все историки СРВ единодушны в оценке буржуазного характера движения за социальные реформы, возглавлявшегося Фан Тю Чинем. Однако их мнения расходятся по ряду вопросов, и в частности по вопросу о том, интересы каких именно слоев буржуазии выражал Фан Тю Чинь[1203]. Так, по мнению Тон Куанг Фиета, Фан Тю Чинь выражал интересы тех слоев национальной буржуазии, которые восприняли идеи «Зуи Тан»[1204]. Чан Хюи Лиеу считал его выразителем взглядов тех слоев вьетнамской буржуазии, которые были тесно связаны с французскими империалистами и которые надеялись при помощи французов развить экономику страны, усматривая основное препятствие прогрессу в феодалах. По мнению Чан Хюи Лиеу, Фан Тю Чинь выражал интересы не только национальной, но и компрадорской буржуазии[1205].
Наконец, Чан Ван Зяу полагает, что хотя Фан Тю Чинь и был представителем буржуазного направления, однако его политические взгляды отражают общенациональные устремления вьетнамского народа в рассматриваемый период[1206]. Приводя различные точки зрения о Фан Тю Чине, мы считаем, что хотя Фан Тю Чинь и вышел из числа патриотически настроенных феодальных интеллигентов, однако он воспринял передовые буржуазные идеи Запада и Востока, став одним из идеологов буржуазно-демократического развития своей страны. Он вел мужественную борьбу за проведение буржуазно-демократических реформ. Идеологические взгляды Фан Тю Чиня сформировались под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. К внутренним факторам можно отнести развитие капиталистических отношений, эксплуатацию страны французским капиталом, начало формирования вьетнамской буржуазии и пролетариата. На взгляды Фан Тю Чиня оказало соответствующее воздействие реформаторское движение XIX в. во главе с Нгуен Чыонг То, Динь Ван Диеном, Нгуен Хюи Те, Ле Динем и другими сторонниками коренных реформ.
На Фан Тю Чиня оказали существенное влияние также и внешние факторы: идеи буржуазной революции во Франции, незавершенная буржуазная революция Мэйдзи в Японии, реформаторское движение в Китае в конце XIX в. во главе с Кан Ювэем, Лян Цичао и др. Естественно, что Фан Тю Чинь представляет собой сложную фигуру, его взгляды формировались под влиянием не только различных буржуазных, демократических идей Запада и Востока, но также под влиянием учения Конфуция.
Социальную базу, на которую опирался Фан Тю Чинь, составляли различные буржуазные слои (торговцы, подрядчики, промышленники, сельская буржуазия, буржуазная интеллигенция и др.), интересы которых он выражал и которые в основном появились в результате первого периода эксплуатации Вьетнама французскими монополиями. Из сказанного можно сделать вывод о том, что Фан Тю Чинь был выразителем интересов вьетнамской буржуазии и буржуазной интеллигенции в целом, тогда как Фан Бой Тяу в основном был связан с мелкой буржуазной интеллигенцией, с разночинцами. Фан Тю Чинь не только вел борьбу за капиталистический путь развития, но и был выразителем национальных буржуазно-демократических сил. Следует отметить, что в рассматриваемый период буржуазно-демократическое движение было еще слабо, находясь на начальном этапе своего развития.
Во взглядах Фан Тю Чиня содержится много противоречивых положений, обусловленных той переходной эпохой, в которую он жил, а также особенностями социального развития Вьетнама, в частности особенностями развития вьетнамской буржуазии. Более того, противоречивость идеологических воззрений Фан Тю Чиня объясняется еще и тем, что он воспринял противоречивые идеи Запада и Востока. С одной стороны, он выступал как демократ, подвергший уничтожающей критике феодальный строй в своей стране (режим куанов, императорский двор, отсталые, феодальные обычаи и др.) и страстно хотевший ее развития по новому, буржуазному пути, а с другой — не кто иной, как он сам, прославлял и превозносил учение Конфуция, проповедуя синтез западной буржуазной морали с моралью Востока, надеясь, что это окажет положительное воздействие на Вьетнам. С одной стороны, он проявлял страстную ненависть к феодалам и императорскому двору, считая их в первую очередь повинными в страшных бедствиях своего народа, а с другой — не кто иной, как он сам, проповедовал «несопротивление» (бат бао донг) французам и их местным прислужникам. Возникает вопрос: чем объяснить, что Фан Тю Чинь был убежденным сторонником «несопротивления» и не призывал к вооруженному восстанию? Основная причина заключалась в том, что он еще не видел тех сил, которые могли бы руководить и направить борьбу за национальную независимость, ибо в рассматриваемый период класс феодалов уже перешел на сторону колонизаторов, став их опорой, а буржуазия еще не сформировалась как класс.
Итак, Фан Тю Чинь не видел реальной силы, способной свергнуть колониализм и феодализм. Более того, сам Фан Тю Чинь был сторонником «несопротивления», убедившись в том, что все предыдущие восстания кончились поражением и жестокими репрессиями. Вместе с тем было бы несправедливым утверждать, что Фан Тю Чинь во всех случаях решительно выступал против вооруженной борьбы. Он считал, что вооруженное выступление возможно лишь в том случае, когда имеются все необходимые условия для победы. «В противном случае восстания приносят смерть»[1207]. Свидетельством этого служит его беседа с Фан Бой Тяу в Японии, во время которой Фан Тю Чинь признался: «Я следую линии Мадзини, тогда как вы (Фан Бой Тяу.— Авт.) следуете линии Гарибальди. Мы идем к одной цели, но двумя различными путями»[1208]. Фан Тю Чинь писал, что «тот народ, который остается невежественным, который сидит сложа руки и лишь полагается на волю неба, ожидая милостей от короля и его чиновников, а сам бездействует, — такой народ обречен на страдания и лишения»[1209]. Обращаясь к соотечественникам и соотечественницам, он призывал: «Мы должны немедленно проявить озабоченность судьбами своего отечества, и только тогда можно будет надеяться, что настанет день, когда народ поднимет голову»[1210].
Политическое кредо Фан Тю Чиня состояло из двух основных пунктов: повышение культурного уровня народа и народная власть. Для осуществления первого пункта, по его мнению, необходимо было провести в стране социальные реформы. Для установления народовластия необходимо было сбросить реакционную монархию Нгуенов.
Некоторые вьетнамские историки полностью отрицают антиимпериалистическую деятельность Фан Тю Чиня (Дан Дык Лой, Ле Ши Тоан, Буй Суан Чунг и др.)[1211], с чем нельзя согласиться. Действительно, Фан Тю Чинь прямо не призывал к вооруженной борьбе с французскими властями, как это делал Фан Бой Тяу.
Антиимпериалистическая платформа Фан Тю Чиня проявилась в том, что, поднимая голос против императора, феодалов и чиновников, ратуя за демократические реформы, он тем самым выступал против колониальных порядков. Фан Тю Чинь выступал за создание национальных торговых и промышленных обществ, за дорожное строительство, прокладывание телефонных и телеграфных линий. Он горячо приветствовал создание национальных промышленных предприятий, таких, как «Куанг нам хиеп тхыонг конг ти», «Чиеу зыонг тхыонг кук» в Нгеане и др.[1212]. Концепция Фан Тю Чиня относительно экономических преобразований была призвана развивать национальную промышленность и торговлю, и тем самым он будил в народе стремление к национальной независимости. Вьетнамский историк Тон Куанг Фиет, высоко оценивая антиимпериалистическую платформу Фан Тю Чиня, писал: «Фан Тю Чинь был истинным патриотом, он хотел принести пользу родине, т. е. хотел изгнать захватчиков — французских колонизаторов»[1213]. Хотя Фан Тю Чиню были присущи идеалистические философские воззрения, тем не менее он делал все для пропаганды патриотизма, пробуждения национального самосознания. Фан Тю Чинь страстно любил свою родину и желал увидеть ее свободной и независимой. Вся его деятельность объективно была направлена на усиление национально-освободительного движения. Антиимпериалистическую деятельность Фан Тю Чиня помимо Тон Куанг Фиета признают также многие вьетнамские историки (Хоа Банг, Минь Чунг, Дау Суан Май, Чыонг Хыу Ки и др.). Антиимпериалистические взгляды Фан Тю Чиня нашли наиболее яркое выражение в цитированном нами его открытом письме на имя генерал-губернатора Бо, в котором он подверг резкой критике французскую колониальную администрацию и ее политику в отношении вьетнамцев. Он осудил расстрел демонстрации в провинции Куангнгай, осудил смертный приговор Зыонг Тхаку и Чан Куй Капу.
В основном борьба Фан Тю Чиня была направлена против феодального строя. Он резко критиковал систему получения ученых степеней. В 1905 г. во время своей поездки в южные провинции Аннама вместе с Хюинь Тхук Кхангом и Чан Куй Капом он проверил систему обучения, в результате чего опубликовал критическую статью, в которой резко осудил изжившую себя феодальную систему просвещения. Вслед за этим Фан Тю Чинь выступил с критикой императорской администрации, основанной на коррупции и невежестве. В письме на имя Бо он также критиковал чиновников, самого императора и в целом феодальный строй. В этом проявилась антифеодальная направленность его деятельности. Однако антифеодальная платформа Фан Тю Чиня была во многом непоследовательной в силу того, что, во-первых, в своих идеологических воззрениях Фан Тю Чинь по-прежнему следовал учению Конфуция, лежавшему в основе феодальной идеологии; во-вторых, в вопросе государственного управления он выступал сторонником конституционной монархии по японскому образцу, считая конституционную монархию переходной ступенью к буржуазной республике типа Франции[1214].
Движущей силой реформаторства Фан Тю Чиня был революционный буржуазный патриотизм, его цель — превратить Вьетнам в процветающую страну с высокой культурой. Реформаторские предложения Фан Тю Чиня были направлены на создание благоприятных условий для завоевания национальной независимости.
Личность Фан Тю Чиня — очень сложная и противоречивая. С одной стороны, он выступал за демократические реформы в интересах народа и прогресса общества. Идеи Фан Тю Чиня настраивали народные массы на активную политическую борьбу, благодаря, им массы втягивались в революционное движение. С другой стороны, Фан Тю Чиню были присущи иллюзии, сводившиеся к тому, что при помощи французов (каких именно французов, он не указывал) возможна борьба против феодалов и осуществление демократических преобразований. Такая, ошибочная позиция Фан Тю Чиня, естественно, до некоторой степени сдерживала борьбу народных: масс против французских колониальных властей. Именно в этом действия Фан Тю Чиня сближались с реформистами Буй Куанг Тиеу, Фам Куинем, Нгуен Ван Винем. Однако эта сторона не являлась главной чертой его деятельности.
Реформаторские воззрения Фан Тю Чиня принесли определенную пользу народу, сыграв положительную роль, ибо они разоблачали феодальную клику Нгуенов, помогая народу понять реакционную сущность класса феодалов и выбрать путь буржуазной революции. Реформаторские идеи Фан Тю Чиня пробуждали национальное самосознание. Ошибка Фан Тю Чиня заключалась в том, что он еще не понимал, что главный враг вьетнамского народа — это прежде всего империалисты, а затем феодалы. Он не мог понять, что невозможно провести демократические реформы при господстве колонизаторов. Утопические взгляды Фан Тю Чиня играли на руку империалистам и феодалам, в том числе его идея о невежестве вьетнамского народа и необходимости в связи с этим насаждения западной цивилизации. Реформизм Фан Тю Чиня в известной степени замазывал и отодвигал на второй план противоречия между империалистами и вьетнамским народом.
Противоречивость реформаторских взглядов Фан Тю Чиня заключается в том, что, с одной стороны, они играли на руку колониальным властям, а с другой — имели положительное значение, ибо вносили известную лепту в пробуждение национального самосознания вьетнамского народа в начале XX в., тем самым объективно способствуя развитию революционной борьбы.
формирование политических воззрений Фан Тю Чиня можно разделить на два периода. В первый период, который завершается 1911 г., он действовал в стране, будучи тесно связан с вьетнамской действительностью. На этот период приходится складывание его мировоззрения. Характерной чертой этого периода явилось то, что он шел на компромисс, на соединение идеологических воззрений Востока и Запада, старых и новых политических концепций, что в дальнейшем привело его к реформизму. Первый период его деятельности включает такие события, как его арест и суд, вынесение ему смертного приговора с последующей заменой пожизненной каторгой на о-ве Пулокондор.
Второй период приходится на 1911—1925 гг., когда после своего освобождения с о-ва Пулокондор в 1911 г. ему было разрешено безвыездно жить во Франции[1215]. Этот период отличается от первого тем, что Фан Тю Чинь был оторван от вьетнамской действительности и занимался изучением идей западноевропейских мыслителей. Определенное влияние на его взгляды оказали философские воззрения Фридриха Ницше и Герберта Спенсера. Он восхвалял Дидро, Руссо, Ла Фонтэна, Паскаля, Монтескье, считая, что в их произведениях таится ключ, который поможет его соотечественникам обрести свободу. Наряду с этим Фан Тю Чинь испытал на себе большое влияние конфуцианства. Демократия Фан Тю Чиня ограничена рамками буржуазно-демократической республики. Путь к достижению независимости своей родины он видел в демократических реформах, а не в революции, с постепенной заменой мирным путем реакционного режима демократическим.
Несмотря на то что взглядам Фан Тю Чиня был присущ буржуазный характер, они тем не менее были не вскормлены экономической и социальной базой буржуазии, а порождены национальной почвой, столкнувшейся с распадом феодализма и вошедшей в соприкосновение с передовыми идеологическими течениями, привнесенными извне. Именно в силу этого Фан Тю Чинь отражал национальные интересы и являлся выразителем той части патриотически настроенных ши-фу, которые в рассматриваемый период искали путь к новой истине, путь к национальной независимости.
Противоречивый характер воззрений Фан Тю Чиня был обусловлен исторически и отражал противоречия эпохи, переходной от феодализма к капитализму, когда революционное движение приобрело национально-демократический характер.
Важное место в движении за социальные реформы сыграла Тонкинская общественно-просветительская школа, в деятельности которой Фан Тю Чинь принимал активное участие.