Фан Бой Тяу и «Вьетнам Зуи Тан Фук Хой»

Вместе со своими единомышленниками Фан Бой Тяу еще в 1900 г. разработал конкретную программу антиколониальных дей­ствий, сводившуюся к трем основным пунктам.

1. Объединить остатки участников движения «кан-выонг» и разрозненные действующие партизанские отряды для ведения борьбы против колонизаторов.

2. Поставить во главе антифранцузского движения одного из членов императорской семьи, установив для этого контакты с наи­более авторитетными ее членами. Объединить под их руководством патриотов всей страны.

3. Направить своих представителей за границу в случае, если понадобится помощь революционному движению во Вьетнаме[1157].

Конечной целью Фан Бой Тяу являлось завоевание националь­ной независимости.

Для выполнения первого пункта своей программы Фан Бой Тяу вступил в переговоры с руководителями уцелевших отрядов армии Фан Динь Фунга — Нгуеном Хамом и Нгуеном Куинем. После окончания переговоров Нгуен Хам и Нгуен Куинь выехали в районы провинций Нгеан и Хатинь, с тем чтобы поднять местное население на борьбу против французских колонизаторов. В 1902 г. Фан Бой Тяу прибыл в район Иентхе, где встретился с Де Тхамом, чтобы разработать единый план вооруженной борьбы.

Для выполнения второго пункта программы Фан Бой Тяу и его соратники установили контакт с известным своими антифран­цузскими настроениями наследным принцем Кыонг Де[1158], млад­шим братом сосланного в 1907 г. императора Тхань Тхая, что свидетельствует о том, что в указанный период Фан Бой Тяу связывал борьбу против французских империалистов с сохране­нием монархии. Эта борьба имела в его трактовке националисти­ческую окраску. Чувства вражды к французским колонизаторам Фан Бой Тяу и его единомышленники использовали в интересах вооруженной борьбы, пробуждая в народе вражду ко всем пред­ставителям белой расы в целом. При этом они не проводили со­циального различия внутри самой французской нации, подменяя, таким образом, классовый подход в освободительной борьбе ра­совым и националистическим. Фан Бой Тяу стоял на позициях патриота — буржуазного националиста, считая врагом номер один французских колонизаторов.

Единственным средством завоевания независимости своей роди­ны Фан Бой Тяу считал вооруженную борьбу. Зачастую такая борьба носила чисто авантюристический характер (что прояви­лось, в частности, в тактике террора) и, естественно, приносила больше вреда, нежели пользы. Фан Бой Тяу рассчитывал глав­ным образом на тех феодалов-патриотов, которые отказались со­трудничать с захватчиками, на ши-фу, чиновников, на вьетнам­ских солдат, служивших во французской армии.

Для создания первой политической организации во Вьетнаме в мае 1904 г. в провинции Куангнам собрались Фан Бой Тяу и его соратники. На этом совещании было официально основано тайное политическое общество «Вьетнам Зуи Тан»[1159]. Членами Об­щества являлись: Нгуен Хам, Фан Бой Тяу, Чинь Хиен, Ле Во, Данг Ты Киен, Данг Тхай Тхан, Ки Нгоай Хау, Кыонг Де, назы­вавшие друг друга братьями. Председателем Общества был еди­ногласно избран принц Кыонг Де. Своей конечной целью члены Общества ставили «восстановление независимого Вьетнама»[1160]. В целях конспирации членам Общества запрещалось называть его открыто. Общество также не имело никаких печатных мате­риалов, где бы говорилось о его структуре и программе действий. Хотя в документах Общества и не нашла отражения его програм­ма по вопросу о будущем государственном устройстве страны, од­нако сам по себе факт, что во главе Общества был поставлен наследный принц Кыонг Де, свидетельствует о том, что Общество выступало за восстановление независимой монархии. В связи с этим Фан Бой Тяу писал: «Народ еще не забыл императора, а потому имя его нужно использовать для мобилизации масс на борьбу с захватчиками»[1161]. Из сказанного явствует, что задачи Об­щества тесно переплетались с программой, разработанной Фан Бой Тяу еще в 1900 г. Общество надеялось опереться в анти­французской борьбе на прежних участников движения «кан-выонг», на все патриотические силы страны.

В организационном отношении Общество делилось на две сек­ции — военную и гражданскую. Военная секция должна была ко­ординировать деятельность партизанских отрядов, обеспечивать Общество денежно-материальными средствами, закупать оружие и готовить военные кадры[1162].

На гражданскую секцию возлагалась обязанность создания просветительских учреждений и торгово-промышленных обществ, целью которых было изыскание материальных средств для дея­тельности общества «Зуи Тан». При создании упомянутого Об­щества его члены поставили своими первоочередными задачами следующие: расширение состава членов Общества и накопление денежных средств за счет сбора членских взносов; активизация подготовки к восстанию и всех дальнейших мероприятий после осуществления восстания; подготовка к выезду за границу за по­мощью, разработка способов выезда за границу[1163].

На одном из заседаний Общества было принято решение по­слать в Японию специальную делегацию, членам которой было поручено попытаться заручиться поддержкой правящих кругов Японии, а также закупить оружие. Одновременно в целях военной подготовки было решено направить в Японию большую группу патриотически настроенной молодежи.

Ориентация вьетнамских патриотов на Японию объяснялась тем исключительным в их глазах положением, которое занимала в рассматриваемый период эта страна на Дальнем Востоке. По свидетельству Нгуен Хама, одного из наиболее активных дея­телей общества «Зуи Тан», Япония была единственным действи­тельно развитым государством среди стран, на помощь которой, по его мнению, можно было рассчитывать. «Японцы,— говорил Нгуен Хам,— если не войсками, то оружием помогут осуществле­нию наших планов».

Япония пользовалась у членов Общества огромным авторитетом. По словам Чан Хюи Лиеу, ее называли «старшим братом желтокожих», возлагая пылкие надежды на то, что она поможет своим младшим братьям вырваться из-под ига «белокожих при­теснителей»[1164].

При этом члены общества «Зуи Тан» придавали большое зна­чение тому обстоятельству, что Япония была единственной неза­висимой страной из всех азиатских стран, не подпавшей под ко­лониальное иго империализма. В. И. Ленин, характеризуя тог­дашнее независимое положение Японии, отмечал: «Своим коло­ниальным грабежом азиатских стран европейцы сумели закалить одну из них, Японию, для великих военных побед, обеспечивших ей самостоятельное национальное развитие»[1165].

Победа Японии над царской Россией вызвала сильный резо­нанс в странах Юго-Восточной Азии, и в частности во Вьетнаме, где вьетнамские патриоты восприняли это известие с большим во­одушевлением. В материалах французской тайной полиции, ка­сающихся деятельности вьетнамских патриотов на протяжении 1905—1918 гг., указывалось, что «националистические чувства, дремавшие в сердцах представителей наиболее образованных кру­гов местного общества, после победы Японии над Россией вне­запно пробудились»[1166]. «Пробуждение к политической жизни азиат­ских народов,— писал В. И. Ленин,— получило особенный толчок от русско-японской войны и от русской революции»[1167].

Французские власти не были заинтересованы в популяризации среди вьетнамцев военных успехов Японии, опасаясь еще большего расширения масштабов антифранцузской борьбы. К тому же во Вьетнаме в указанное время ходили упорные слухи, что после победы над Россией Япония освободит Вьетнам. Вот что, к при­меру, писал 28 сентября 1904 г. об этом резидент провинции Хын-гиен (Тонкин) Мирибе: «Среди обеспеченной части населения циркулируют самые фантастические слухи относительно исхода войны и японских намерений в отношении Индокитая»[1168].

Дабы воспрепятствовать росту японского влияния во Вьетнаме, колониальные власти летом 1904 г. запретили ввоз в Кохинхину и Тонкин японских и китайских периодических изданий, в кото­рых обсуждался вопрос о русско-японской войне, включая иллю­стрированные издания, представлявшие особую опасность[1169] для колонизаторов.

Для того чтобы заручиться военной поддержкой японского правительства и закупить оружие для партизан, Фан Бой Тяу и Танг Бат Хо, опытный конспиратор, в прошлом участник движе­ния «кан-выонг», выехали 20 января 1905 г. в Японию, где они установили связь с политическими эмигрантами из Китая, Кореи, Индии, России и Филиппин. Наиболее тесный контакт ими был установлен с китайскими эмигрантами. Танг Бат Хо представил Фан Бой Тяу главному редактору китайской газеты «Минь бао» («Народная газета») и журнала «Реформы» известному китайскому реформисту Лян Цичао и главе китайской реформистской пар­тии Кан Ювзю, находившимся в эмиграции в Токио. Последние в многочисленных беседах с Фан Бой Тяу оказали на него большое влияние, рекомендовали ему использовать в целях популяризации идей общества «Зуи Тан» одного из членов вьетнамской импера­торской семьи, недовольного французским режимом. Обе стороны согласились с тем, что для успеха намеченного плана необходимо поставить организацию под тайное покровительство группы влия­тельных и высокопоставленных вьетнамских лиц, не угрожавших принципам монархии и традиционным институтам Вьетнама. Выдвижение кандидата на трон ими рассматривалось не только как полезное дело с точки зрения создания партии и компроме­тации крупных политических деятелей, сотрудничавших с окку­пантами, но и как хорошее мероприятие для регулярного обес­печения средствами эмигрантов, прибывающих в Японию на учебу.

Лян Цичао обещал Фан Бой Тяу всю возможную помощь, познакомил его с китайскими реформаторами, находившимися в японской эмиграции, для рекомендации в торговые отделения и фирмы, которыми руководил Кан Ювэй[1170]. Однако он не одобрил решения Фан Бой Тяу обратиться за помощью к Японии. «Придя в вашу страну,— говорил Лян Цичао,— японцы уже не уйдут из нее. Обращаясь за помощью к Японии, вы не спасете родину, а только ускорите свою гибель».

Однако вьетнамские патриоты в то время еще не понимали, что японский империализм в сущности своей ничем не отличался от французского.

Несмотря на предупреждения Лян Цичао, Фан Бой Тяу решил осуществить свое намерение и все же встретился с японскими политическими деятелями и представителями деловых кругов. Эта встреча убедила его в том, что Япония не окажет военной помощи Вьетнаму. «Японцы,— писал Фан Бой Тяу,— считали, что оказание помощи Вьетнаму неизбежно привело бы к войне с Францией. А они не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы воевать против западноевропейского государства»[1171].

Представители японских правящих кругов посоветовали Фан Бой Тяу регулярно направлять вьетнамских юношей в Японию для военной подготовки и рекомендовали ему как можно активнее разоблачать антинародную деятельность французских властей в Индокитае, будить в массах ненависть к европейцам. То же самое советовал Фан Бой Тяу и Лян Цичао. Фан Бой Тяу принял эти рекомендации и, возвратившись в июле 1905 г. на родину, раз­вернул широкую пропаганду за отправку представителей вьетнам­ской патриотически настроенной молодежи в Японию. С этой целью общество «Зуи Тан» занялось созданием в стране широкой сети своих местных организаций. Начали основываться многочис­ленные тайные общества, которые наряду с политической деятельностью преследовали цель изыскания средств для Общества. Эти тайные торгово-политические общества располагали значительны­ми капиталами.

Типичным примером этого взаимосплетения политических целей и торгово-промышленных стремлений вьетнамской буржуазии яв­лялся некий Чан Тянь Тиеу (Жильбер Тиеу), крупный сайгонский коммерсант, основавший тайное общество, примыкавшее к об­ществу «Зуи Тан», и одновременно возглавлявший чисто торго­вую группу «Минь ман конг нге са», которая контролировала мыловаренный завод в Телоне, отель в Митхо и гостиницу в Сай­гоне. Среди лиц, окружавших Тиеу, имел хождение «Проект тор­гового и национального общества», привезенный Фан Бой Тяу из Токио, который предусматривал сбор капиталов по всей стране, предназначавшихся для реформы культуры и развития националь­ного сознания, но которые одновременно давали бы вкладчикам выгодные прибыли.

В декабре 1905 г. Фан Бой Тяу совместно с Данг Ты Киеном и тремя студентами — членами общества «Зуи Тан» положили на­чало движению «Донг Зу» («Движение на Восток»). По замыслу его руководителей движение «Донг Зу» призвано было содейство­вать осуществлению целей, стоящих перед обществом «Зуи Тан». Основная цель «Донг Зу» сводилась к подготовке в Японии рево­люционных кадров из числа представителей вьетнамской патрио­тически настроенной молодежи для борьбы против французских колонизаторов.

Движение «Донг Зу» проходило под флагом борьбы с колониа­лизмом. Его сторонники считали, что успешный исход борьбы с колонизаторами во многом зависел и от уровня культурного раз­вития населения. Вера в силу научных знаний заставила привер­женцев этого движения отказаться от старой, схоластической си­стемы образования и подготовки кадров и выступить за светское образование.

Соответственно Общество приступило к созданию широкой сети своих первичных организаций. Во многих городах и сельских райо­нах страны — в Ханое, Сайгоне, Митхо и др. — были учреждены пункты, занимавшиеся отправкой молодежи на учебу в Японию. Большинство направляемых в Японию юношей являлись детьми буржуа, ши-фу или землевладельцев.

В политическом отчете верховного резидента Тонкина за июль—сентябрь 1906 г. отмечается, что после отъезда Кыонг Де в Японию «во многих городах Вьетнама появились тайные общества, ставившие своей целью содействие выезду молодых вьетнамцев в Японию, воспитанию их в боевом патриотическом духе»[1172]. Фан Тю Чинь положительно оценивал деятельность «Донг Зу». Во вре­мя одной из своих встреч с Фан Бой Тяу в Японии он заявил следующее: «Ваши усилия помогли наладить обучение вьетнамцев в Японии. Вы должны остаться в Токио и заняться литературной деятельностью, чтобы просвещать наш народ»[1173].

В январе 1906 г. в Китае, в Гуанчжоу, был основан филиал общества «Зуи Тан», на который возлагалась обязанность всемер­но содействовать выезду вьетнамских студентов в Японию. Первая такаягруппа вьетнамцев во главе с Фан Бой Тяу и Кыонг Де прибыла в Японию в марте 1906 г., за ней последовали и другие. Вьетнамцев в Японии размещали в различных учебных заведе­ниях, находившихся под контролем правительства, которое пре­следовало при этом свои корыстные цели: в лице вьетнамцев, по­лучивших образование в Японии, оно стремилось создать надеж­ную опору в борьбе против европейцев за установление своего гос­подства в Азии. На первых порах вьетнамские студенты обучались в японских военных школах, а когда их число значительно воз­росло (к июню 1908 г. в Японии насчитывалось уже 200 вьетнам­ских учащихся)[1174], была открыта специальная школа, в которой они обучались японскому языку, математике, физике, химии, ис­тории, а по вечерам — военному делу. В сентябре 1907 г. было создано Общество вьетнамских учащихся в Японии, председателем которого был избран Кыонг Де, генеральным секретарем — Фан Бой Тяу.

В связи с тем что упомянутое вьетнамское общество в Японии испытывало недостаток денежных средств, Фан Бой Тяу и Кыонг Де обратились к соотечественникам с просьбой о материальной помощи. Для этого при содействии Лян Цичао была выпущена специальная прокламация «Об оказании помощи движению „Донг Зу"»[1175]. Призыв не остался без внимания: на него откликнулись отличавшиеся своими либерально-патриотическими убеждениями феодалы, буржуа, торговцы, ши-фу. В городах и сельских райо­нах страны был организован сбор денежных средств в пользу участников движения «Донг Зу». Известную помощь в этом деле движению оказало также упомянутое выше торгово-промышленное общество «Минь тан конг нге са», во главе которого находился сайгонский коммерсант Жильбер Тиеу. Будучи французским под­данным, Жильбер Тиеу тем не менее был враждебно настроен к французским властям и использовал в этом деле все свои при­вилегии, которые предоставляло его французское подданство[1176].

Кампании, проводившиеся обществом «Зуи Тан», пользовались поддержкой также отдельных ведомств вьетнамского император­ского двора, некоторых руководителей уездов и провинций, отдель­ных чиновников французской колониальной администрации, а так­же служителей культа. Активное участие в движении «Донг Зу» принимал, в частности, служитель католической церкви Май Лао Банг. С вьетнамскими католиками, оказавшими материальную по­мощь обществу «Зуи Тан», был тесно связан Кыонг Де. Де Тхам после переговоров с Фан Бой Тяу, состоявшихся в начале 1907 г., также заверил последнего в том, что будет оказывать ему помощь, и дал согласие на вступление в Общество, признав Кыонг Де бу­дущим императором Вьетнама[1177].

Важное место в деятельности общества «Зуи Тан» занимала пропагандистско-агитационная работа; члены Общества распро­страняли политические книги, брошюры и статьи Фан Бой Тяу и других политических деятелей Вьетнама. Немалая заслуга в этом принадлежала газете «Лык тинь тан ван» («Новая литература»)[1178], на страницах которой неоднократно печатались статьи антифран­цузского содержания. Многие вьетнамские публицисты развернули большую разъяснительную работу по разоблачению колониальной политики Франции, призывая население к борьбе с иностранными захватчиками. Основная политическая и патриотическая литерату­ра в рассматриваемый период издавалась в Японии, откуда она переправлялась во Вьетнам. Произведения вьетнамских публици­стов, и прежде всего статьи и книги самого Фан Бой Тяу, были проникнуты глубоким патриотизмом и заботами о судьбах роди­ны. Еще во время своей первой поездки в Токио в 1905 г. Фан Бой Тяу опубликовал знаменитое «Письмо, написанное кровью и слезами» («Хай нгоай хует тху»), представлявшее острый политический памфлет, направленный против колонизаторов. В этом про­изведении Фан Бой Тяу пытался объяснить, почему Вьетнам утра­тил национальную независимость. Он считал такими причинами, с одной стороны, безразличное отношение императора и государ­ства к нуждам народа, а с другой — политическую пассивность самого народа. Автор письма призывал имущих, чиновников, ши-фу, влиятельных лиц, служителей культа, учащихся, солдат к объ­единению усилий в общей антифранцузской борьбе.

В другом своем произведении — «История порабощения Вьет­нама» («Вьетнам вонг куок шы») — Фан Бой Тяу изложил исто­рию колониального захвата своей родины[1179]. Это произведение на­писано под непосредственным влиянием китайских конституцион­ных монархистов и в известной мере отражает их политические воззрения. Оно свидетельствует о значительной эволюции, кото­рую претерпели взгляды Фан Бой Тяу по вопросу о форме поли­тической власти во Вьетнаме после завоевания национальной не­зависимости. Эти изменения в его взглядах нашли свое конкрет­ное отражение в ряде его произведений, и прежде всего в про­грамме общества «Зуи Тан», которая была написана им в 1906 г. в Японии, отпечатана в 200 экземплярах и отправлена во Вьетнам[1180]. В программе определены задачи и цели борьбы общества: изгнание колонизаторов, завоевание вооруженным путем нацио­нальной независимости и установление конституционной монархии. Как известно, в период 1900—1905 гг. Фан Бой Тяу выступал сторонником движения «кан-выонг» за сохранение абсолютной мо­нархии. Об этом сам Фан Бой Тяу писал в 1906 г. следующее: «В течение десяти дней Тэй Хо (литературный псевдоним Фан Тю Чиня. — Авт.) ия непрерывно дискутировали... наши мнения в корне расходились... Тэй Хо считал, что прежде всего следует свергнуть монархию, чтобы затем установить демократический строй... Я же полагал, что прежде всего необходимо изгнать фран­цузских захватчиков, а затем перейти к другим делам. Моим на­мерением было восстановление монархии, против чего ожесточен­но протестовал Тэй Хо. Он утверждал, что необходимо свергнуть монархию и установить демократический режим, с чем я не был согласен. Тэй Хо и я стремились к одной цели, но разными сред­ствами»[1181].

Однако начиная с 1906 г. под влиянием Кан Ювэя, Лян Цичао и бесед с Фан Тю Чинем постепенно Фан Бой Тяу стал переходить на позиции конституционной монархии.

Из сказанного явствует, что по своим политическим убежде­ниям как он сам, так и его единомышленники были гораздо бли­же к Лян Цичао, нежели к революционному лагерю китайской эмиграции, возглавлявшемуся Сунь Ятсеном. Тем не менее во вре­мя своего пребывания в Японии Фан Бой Тяу неоднократно встре­чался с Сунь Ятсеном и беседовал с ним. Содержание этих бесед свидетельствует о том, что политические воззрения Сунь Ятсена и Фан Бой Тяу были абсолютно различными. Сунь Ятсен, решительно выступавший за республиканский строй, не мог согласиться с программой «Зуи Тан», которое боролось за установление кон­ституционной монархии[1182].

Однако под влиянием революционных событий в России и во многих странах Азии, а также благодаря непосредственному об­щению с революционерами-эмигрантами в Японии мировоззрение Фан Бой Тяу постепенно эволюционизировало. Но эта эволюция в его взглядах в сторону демократизма произошла не сразу, а по­степенно и мучительно. Уже в 1907 г. в работах Фан Бой Тяу по­явились демократические тенденции, что видно из его книги «Новый Вьетнам» («Тан Вьетнам»)[1183], предлагающей вниманию читателя программу строительства нового Вьетнама, которая сво­дилась к десяти так называемым «счастливым пунктам» («тхап дай коай»). Анализ этой программы свидетельствует о том, что уже в это время Фан Бой Тяу начал отходить от монархических воззрений. В его представлении, новый Вьетнам означал незави­симое государство, где не должно быть места куан лай (феодаль­ным чиновникам, состоящим на службе императора), несущим народу горе и неисчислимые страдания. Фан Бой Тяу видел новый Вьетнам государством без несправедливых поборов, государством, где должны быть проведены реформы в области просвещения, осуществлены мероприятия по развитию промышленности и тор­говли. Фан Бой Тяу считал, что судьба страны должна находить­ся в руках народа и решаться парламентом. В «Новом Вьетнаме» Фан Бой Тяу справедлио критиковал абсолютистский режим Ки­тая той эпохи. «Диктаторский яд, — писал Фан Бой Тяу, — проник во Вьетнам из Китая. Один человек господствует над сотнями тысяч людей, превращая их в рабов»[1184].

Развитие демократических тенденций в идеологии Фан Бой Тяу нашло свое отражение и в книге «Исследования по истории Вьетнама» («Вьетнам куок шы кхао», 1908), где дается ориги­нальная трактовка понятий государственности, национализма и народовластия. Перевод этой книги с китайского на вьетнамский язык впервые опубликован в ДРВ в 1962 г.[1185]. По нашему мнению, эта работа была написана под влиянием «трех народных принци­пов» Сунь Ятсена. Среди политических эмигрантов в Японии, в том числе и среди вьетнамских, эти принципы были причиной частых и весьма оживленных дискуссий. «Во всех великих госу­дарствах, — писал Фан Бой Тяу в упомянутой работе, — законы, налоги, бюджеты утверждаются парламентом, избранным наро­дом, а правительству остается только выполнять все то, что на­род счел нужным»[1186].

Он, в частности, отмечал: «Согласно международному праву каждое государство обладает населением, территорией и поль­зуется суверенитетом. Без одного из трех этих составных компо­нентов понятия государства не может существовать. Среди трех указанных компонентов понятия „государство" и „народ" являют­ся наиболее значительными... Если в стране уважаются народные права, то эта страна могущественна, и, напротив, если они не уважаются, то такая страна слабая»[1187].

Важную роль в пробуждении национального самосознания вьетнамского народа сыграли и другие работы Фан Бой Тяу: «Песнь об антиколониальной борьбе», «Призыв к народу оказать помощь отъезжающим на учебу в Японию», «Воззвание к вьет­намской молодежи», «Воспоминания вьетнамцев, отдавших свою жизнь за отечество» и многие другие.

Возникает резонный вопрос: как же следует оценивать идео­логические концепции Фан Бой Тяу в рассматриваемый период (1906 — 1908)? Ниже мы приводим одно его высказывание, которое проливает свет на поставленный нами вопрос: «Я имел неоднократную возможность беседовать с китайскими революционерами, и, хотя мне во многом мешали старые взгляды, от которых трудна было сразу отказаться, я всякий раз усваивал все новые и новые демократические идеи. В моем понимании уже наметился явный сдвиг в сторону демократизма»[1188]. И все же, несмотря на такие совершенно очевидные перемены во взглядах Фан Бой Тяу, по нашему мнению, с полной уверенностью нельзя констатировать, переход его в лагерь антимонархизма, это подтверждается его последующей практической деятельностью.

Фан Бой Тяу и другие вьетнамские революционеры в Японии принимали активное участие в работе по сплачиванию револю­ционных сил народов Азии в борьбе против колониального гнета западноевропейского империализма. В октябре 1908 г. в Токио из числа политических эмигрантов Вьетнама, Кореи, Филиппин, Индии, Китая был создан Союз народов Восточной Азии (Донг А донг минь хой). Вьетнам был представлен в Союзе Фан Бой Тяу, Данг Ты Киеном и Нгуен Куинь Ламом[1189].

Активизация антиимпериалистической деятельности вьетнам­ских революционеров в Японии и организация сторонниками Фан Бой Тяу террористических актов и мятежей во Вьетнаме сильно встревожили французские власти Индокитая. Последние органи­зовали охоту за вьетнамскими революционерами. В результате многие из них были арестованы, например такие активные члены общества «Зуи Тан», как Тиеу Ла (Нгуен Хам) и Нгы Хай (Данг Тхай Тхан). Одновременно французское правительство вступило в переговоры с правительством Японии, добиваясь от него высыл­ки из Японии всех вьетнамских учащихся. В результате в сентяб­ре 1908 г. было подписано специальное франко-японское соглаше­ние, по которому Франция обязалась уважать японские интересы в Китае, а японское правительство — интересы Франции в Китае и во Вьетнаме. Французскому правительству были даны завере­ния в том, что всякие антифранцузские действия вьетнамцев на территории Японии будут решительно пресекаться. Подписание такого соглашения позволило практически беспрепятственно пре­следовать вьетнамских патриотов не только в самом Вьетнаме, но и на территории Японии.

На основании соглашения всем вьетнамским эмигрантам было предписано в кратчайший срок выехать из Японии на родину, где их ждали тюрьма, каторжные работы или смертная казнь. Письмом от 8 февраля 1909 г. министр иностранных дел Японии принц Комура официально поставил в известность французского посла Жерарда о результатах расследования, специально прове­денного полицией Токио. Расследование показало, что «после сен­тября 1908 г. большая часть учащихся-кохинхинцев (основная масса вьетнамцев, обучавшихся в Японии, была родом из Кохин­хины.— Авт.) покинула Японию...» А вот один из документов тайной французской полиции. «В результате предупреждения япон­ской полиции, — говорится в нем, — Фан Бой Тяу 8 марта 1908 г. отбыл из Японии в Гонконг. Японские власти заверили нас в том, что после осмотра багажа Фан Бой Тяу в нем не было обнаруже­но никаких пропагандистских материалов, изданных в Японии»[1190].

Покинуть Японию было предложено и Кыонг Де, что он и сде­лал 30 октября того же года. К концу 1909 г. Япония перестала быть пристанищем мятежных вьетнамцев. В марте 1909 г. япон­ская полиция конфисковала второе издание «Письма, написанного кровью и слезами» (500 экз.), передав его французскому посоль­ству в Токио, где оно было сожжено. В связи с этим французская охранка доносила: «Переписка между генерал-губернатором Ин­докитая и посольством Франции в Токио показывает, с каким точным пониманием своих обязанностей, с какой лояльностью по отношению к властям колоний действовало японское правитель­ство, приняв меры, направленные к тому, чтобы предупредить лю­бое возможное злоупотребление гостеприимством страны»[1191].

Реакционные действия японских властей разочаровали Фан Бой Тяу. «Я понял,— писал он впоследствии,— что нельзя более рассчитывать на помощь Японии. Надо переориентироваться на партию китайских революционеров и на страны, граничащие с нами»[1192].

Для укрепления связей с Китаем Фан Бой Тяу вместе с пат­риотами южных провинций Китая (Юннани и Гуанси) создал союз Юннани — Гуанси — Вьетнам (Хой Лиен Мин Диен Куе Вьет)[1193]. Общество «Зуи Тан» в знак солидарности с гоминьданом в период наступления его войск на Кантон в 1909 г. подарило гоминьдановской армии около 500 винтовок, купленных на день­ги, присланные вьетнамскими патриотами[1194].

Подводя итог деятельности общества «Зуи Тан» и движения «Донг Зу», нельзя еще раз не отметить огромную роль, которую они сыграли в развитии национально-освободительного движения во Вьетнаме, в подготовке национальных военных кадров для во­оруженной борьбы против колонизаторв. Но самая главная за­слуга патриотического общества «Зуи Тан» заключается в том, что оно явилось первой вьетнамской политической организацией, ко­торая способствовала пробуждению национального самосознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: