Вместе со своими единомышленниками Фан Бой Тяу еще в 1900 г. разработал конкретную программу антиколониальных действий, сводившуюся к трем основным пунктам.
1. Объединить остатки участников движения «кан-выонг» и разрозненные действующие партизанские отряды для ведения борьбы против колонизаторов.
2. Поставить во главе антифранцузского движения одного из членов императорской семьи, установив для этого контакты с наиболее авторитетными ее членами. Объединить под их руководством патриотов всей страны.
3. Направить своих представителей за границу в случае, если понадобится помощь революционному движению во Вьетнаме[1157].
Конечной целью Фан Бой Тяу являлось завоевание национальной независимости.
Для выполнения первого пункта своей программы Фан Бой Тяу вступил в переговоры с руководителями уцелевших отрядов армии Фан Динь Фунга — Нгуеном Хамом и Нгуеном Куинем. После окончания переговоров Нгуен Хам и Нгуен Куинь выехали в районы провинций Нгеан и Хатинь, с тем чтобы поднять местное население на борьбу против французских колонизаторов. В 1902 г. Фан Бой Тяу прибыл в район Иентхе, где встретился с Де Тхамом, чтобы разработать единый план вооруженной борьбы.
|
|
Для выполнения второго пункта программы Фан Бой Тяу и его соратники установили контакт с известным своими антифранцузскими настроениями наследным принцем Кыонг Де[1158], младшим братом сосланного в 1907 г. императора Тхань Тхая, что свидетельствует о том, что в указанный период Фан Бой Тяу связывал борьбу против французских империалистов с сохранением монархии. Эта борьба имела в его трактовке националистическую окраску. Чувства вражды к французским колонизаторам Фан Бой Тяу и его единомышленники использовали в интересах вооруженной борьбы, пробуждая в народе вражду ко всем представителям белой расы в целом. При этом они не проводили социального различия внутри самой французской нации, подменяя, таким образом, классовый подход в освободительной борьбе расовым и националистическим. Фан Бой Тяу стоял на позициях патриота — буржуазного националиста, считая врагом номер один французских колонизаторов.
Единственным средством завоевания независимости своей родины Фан Бой Тяу считал вооруженную борьбу. Зачастую такая борьба носила чисто авантюристический характер (что проявилось, в частности, в тактике террора) и, естественно, приносила больше вреда, нежели пользы. Фан Бой Тяу рассчитывал главным образом на тех феодалов-патриотов, которые отказались сотрудничать с захватчиками, на ши-фу, чиновников, на вьетнамских солдат, служивших во французской армии.
|
|
Для создания первой политической организации во Вьетнаме в мае 1904 г. в провинции Куангнам собрались Фан Бой Тяу и его соратники. На этом совещании было официально основано тайное политическое общество «Вьетнам Зуи Тан»[1159]. Членами Общества являлись: Нгуен Хам, Фан Бой Тяу, Чинь Хиен, Ле Во, Данг Ты Киен, Данг Тхай Тхан, Ки Нгоай Хау, Кыонг Де, называвшие друг друга братьями. Председателем Общества был единогласно избран принц Кыонг Де. Своей конечной целью члены Общества ставили «восстановление независимого Вьетнама»[1160]. В целях конспирации членам Общества запрещалось называть его открыто. Общество также не имело никаких печатных материалов, где бы говорилось о его структуре и программе действий. Хотя в документах Общества и не нашла отражения его программа по вопросу о будущем государственном устройстве страны, однако сам по себе факт, что во главе Общества был поставлен наследный принц Кыонг Де, свидетельствует о том, что Общество выступало за восстановление независимой монархии. В связи с этим Фан Бой Тяу писал: «Народ еще не забыл императора, а потому имя его нужно использовать для мобилизации масс на борьбу с захватчиками»[1161]. Из сказанного явствует, что задачи Общества тесно переплетались с программой, разработанной Фан Бой Тяу еще в 1900 г. Общество надеялось опереться в антифранцузской борьбе на прежних участников движения «кан-выонг», на все патриотические силы страны.
В организационном отношении Общество делилось на две секции — военную и гражданскую. Военная секция должна была координировать деятельность партизанских отрядов, обеспечивать Общество денежно-материальными средствами, закупать оружие и готовить военные кадры[1162].
На гражданскую секцию возлагалась обязанность создания просветительских учреждений и торгово-промышленных обществ, целью которых было изыскание материальных средств для деятельности общества «Зуи Тан». При создании упомянутого Общества его члены поставили своими первоочередными задачами следующие: расширение состава членов Общества и накопление денежных средств за счет сбора членских взносов; активизация подготовки к восстанию и всех дальнейших мероприятий после осуществления восстания; подготовка к выезду за границу за помощью, разработка способов выезда за границу[1163].
На одном из заседаний Общества было принято решение послать в Японию специальную делегацию, членам которой было поручено попытаться заручиться поддержкой правящих кругов Японии, а также закупить оружие. Одновременно в целях военной подготовки было решено направить в Японию большую группу патриотически настроенной молодежи.
Ориентация вьетнамских патриотов на Японию объяснялась тем исключительным в их глазах положением, которое занимала в рассматриваемый период эта страна на Дальнем Востоке. По свидетельству Нгуен Хама, одного из наиболее активных деятелей общества «Зуи Тан», Япония была единственным действительно развитым государством среди стран, на помощь которой, по его мнению, можно было рассчитывать. «Японцы,— говорил Нгуен Хам,— если не войсками, то оружием помогут осуществлению наших планов».
Япония пользовалась у членов Общества огромным авторитетом. По словам Чан Хюи Лиеу, ее называли «старшим братом желтокожих», возлагая пылкие надежды на то, что она поможет своим младшим братьям вырваться из-под ига «белокожих притеснителей»[1164].
При этом члены общества «Зуи Тан» придавали большое значение тому обстоятельству, что Япония была единственной независимой страной из всех азиатских стран, не подпавшей под колониальное иго империализма. В. И. Ленин, характеризуя тогдашнее независимое положение Японии, отмечал: «Своим колониальным грабежом азиатских стран европейцы сумели закалить одну из них, Японию, для великих военных побед, обеспечивших ей самостоятельное национальное развитие»[1165].
|
|
Победа Японии над царской Россией вызвала сильный резонанс в странах Юго-Восточной Азии, и в частности во Вьетнаме, где вьетнамские патриоты восприняли это известие с большим воодушевлением. В материалах французской тайной полиции, касающихся деятельности вьетнамских патриотов на протяжении 1905—1918 гг., указывалось, что «националистические чувства, дремавшие в сердцах представителей наиболее образованных кругов местного общества, после победы Японии над Россией внезапно пробудились»[1166]. «Пробуждение к политической жизни азиатских народов,— писал В. И. Ленин,— получило особенный толчок от русско-японской войны и от русской революции»[1167].
Французские власти не были заинтересованы в популяризации среди вьетнамцев военных успехов Японии, опасаясь еще большего расширения масштабов антифранцузской борьбы. К тому же во Вьетнаме в указанное время ходили упорные слухи, что после победы над Россией Япония освободит Вьетнам. Вот что, к примеру, писал 28 сентября 1904 г. об этом резидент провинции Хын-гиен (Тонкин) Мирибе: «Среди обеспеченной части населения циркулируют самые фантастические слухи относительно исхода войны и японских намерений в отношении Индокитая»[1168].
Дабы воспрепятствовать росту японского влияния во Вьетнаме, колониальные власти летом 1904 г. запретили ввоз в Кохинхину и Тонкин японских и китайских периодических изданий, в которых обсуждался вопрос о русско-японской войне, включая иллюстрированные издания, представлявшие особую опасность[1169] для колонизаторов.
Для того чтобы заручиться военной поддержкой японского правительства и закупить оружие для партизан, Фан Бой Тяу и Танг Бат Хо, опытный конспиратор, в прошлом участник движения «кан-выонг», выехали 20 января 1905 г. в Японию, где они установили связь с политическими эмигрантами из Китая, Кореи, Индии, России и Филиппин. Наиболее тесный контакт ими был установлен с китайскими эмигрантами. Танг Бат Хо представил Фан Бой Тяу главному редактору китайской газеты «Минь бао» («Народная газета») и журнала «Реформы» известному китайскому реформисту Лян Цичао и главе китайской реформистской партии Кан Ювзю, находившимся в эмиграции в Токио. Последние в многочисленных беседах с Фан Бой Тяу оказали на него большое влияние, рекомендовали ему использовать в целях популяризации идей общества «Зуи Тан» одного из членов вьетнамской императорской семьи, недовольного французским режимом. Обе стороны согласились с тем, что для успеха намеченного плана необходимо поставить организацию под тайное покровительство группы влиятельных и высокопоставленных вьетнамских лиц, не угрожавших принципам монархии и традиционным институтам Вьетнама. Выдвижение кандидата на трон ими рассматривалось не только как полезное дело с точки зрения создания партии и компрометации крупных политических деятелей, сотрудничавших с оккупантами, но и как хорошее мероприятие для регулярного обеспечения средствами эмигрантов, прибывающих в Японию на учебу.
|
|
Лян Цичао обещал Фан Бой Тяу всю возможную помощь, познакомил его с китайскими реформаторами, находившимися в японской эмиграции, для рекомендации в торговые отделения и фирмы, которыми руководил Кан Ювэй[1170]. Однако он не одобрил решения Фан Бой Тяу обратиться за помощью к Японии. «Придя в вашу страну,— говорил Лян Цичао,— японцы уже не уйдут из нее. Обращаясь за помощью к Японии, вы не спасете родину, а только ускорите свою гибель».
Однако вьетнамские патриоты в то время еще не понимали, что японский империализм в сущности своей ничем не отличался от французского.
Несмотря на предупреждения Лян Цичао, Фан Бой Тяу решил осуществить свое намерение и все же встретился с японскими политическими деятелями и представителями деловых кругов. Эта встреча убедила его в том, что Япония не окажет военной помощи Вьетнаму. «Японцы,— писал Фан Бой Тяу,— считали, что оказание помощи Вьетнаму неизбежно привело бы к войне с Францией. А они не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы воевать против западноевропейского государства»[1171].
Представители японских правящих кругов посоветовали Фан Бой Тяу регулярно направлять вьетнамских юношей в Японию для военной подготовки и рекомендовали ему как можно активнее разоблачать антинародную деятельность французских властей в Индокитае, будить в массах ненависть к европейцам. То же самое советовал Фан Бой Тяу и Лян Цичао. Фан Бой Тяу принял эти рекомендации и, возвратившись в июле 1905 г. на родину, развернул широкую пропаганду за отправку представителей вьетнамской патриотически настроенной молодежи в Японию. С этой целью общество «Зуи Тан» занялось созданием в стране широкой сети своих местных организаций. Начали основываться многочисленные тайные общества, которые наряду с политической деятельностью преследовали цель изыскания средств для Общества. Эти тайные торгово-политические общества располагали значительными капиталами.
Типичным примером этого взаимосплетения политических целей и торгово-промышленных стремлений вьетнамской буржуазии являлся некий Чан Тянь Тиеу (Жильбер Тиеу), крупный сайгонский коммерсант, основавший тайное общество, примыкавшее к обществу «Зуи Тан», и одновременно возглавлявший чисто торговую группу «Минь ман конг нге са», которая контролировала мыловаренный завод в Телоне, отель в Митхо и гостиницу в Сайгоне. Среди лиц, окружавших Тиеу, имел хождение «Проект торгового и национального общества», привезенный Фан Бой Тяу из Токио, который предусматривал сбор капиталов по всей стране, предназначавшихся для реформы культуры и развития национального сознания, но которые одновременно давали бы вкладчикам выгодные прибыли.
В декабре 1905 г. Фан Бой Тяу совместно с Данг Ты Киеном и тремя студентами — членами общества «Зуи Тан» положили начало движению «Донг Зу» («Движение на Восток»). По замыслу его руководителей движение «Донг Зу» призвано было содействовать осуществлению целей, стоящих перед обществом «Зуи Тан». Основная цель «Донг Зу» сводилась к подготовке в Японии революционных кадров из числа представителей вьетнамской патриотически настроенной молодежи для борьбы против французских колонизаторов.
Движение «Донг Зу» проходило под флагом борьбы с колониализмом. Его сторонники считали, что успешный исход борьбы с колонизаторами во многом зависел и от уровня культурного развития населения. Вера в силу научных знаний заставила приверженцев этого движения отказаться от старой, схоластической системы образования и подготовки кадров и выступить за светское образование.
Соответственно Общество приступило к созданию широкой сети своих первичных организаций. Во многих городах и сельских районах страны — в Ханое, Сайгоне, Митхо и др. — были учреждены пункты, занимавшиеся отправкой молодежи на учебу в Японию. Большинство направляемых в Японию юношей являлись детьми буржуа, ши-фу или землевладельцев.
В политическом отчете верховного резидента Тонкина за июль—сентябрь 1906 г. отмечается, что после отъезда Кыонг Де в Японию «во многих городах Вьетнама появились тайные общества, ставившие своей целью содействие выезду молодых вьетнамцев в Японию, воспитанию их в боевом патриотическом духе»[1172]. Фан Тю Чинь положительно оценивал деятельность «Донг Зу». Во время одной из своих встреч с Фан Бой Тяу в Японии он заявил следующее: «Ваши усилия помогли наладить обучение вьетнамцев в Японии. Вы должны остаться в Токио и заняться литературной деятельностью, чтобы просвещать наш народ»[1173].
В январе 1906 г. в Китае, в Гуанчжоу, был основан филиал общества «Зуи Тан», на который возлагалась обязанность всемерно содействовать выезду вьетнамских студентов в Японию. Первая такаягруппа вьетнамцев во главе с Фан Бой Тяу и Кыонг Де прибыла в Японию в марте 1906 г., за ней последовали и другие. Вьетнамцев в Японии размещали в различных учебных заведениях, находившихся под контролем правительства, которое преследовало при этом свои корыстные цели: в лице вьетнамцев, получивших образование в Японии, оно стремилось создать надежную опору в борьбе против европейцев за установление своего господства в Азии. На первых порах вьетнамские студенты обучались в японских военных школах, а когда их число значительно возросло (к июню 1908 г. в Японии насчитывалось уже 200 вьетнамских учащихся)[1174], была открыта специальная школа, в которой они обучались японскому языку, математике, физике, химии, истории, а по вечерам — военному делу. В сентябре 1907 г. было создано Общество вьетнамских учащихся в Японии, председателем которого был избран Кыонг Де, генеральным секретарем — Фан Бой Тяу.
В связи с тем что упомянутое вьетнамское общество в Японии испытывало недостаток денежных средств, Фан Бой Тяу и Кыонг Де обратились к соотечественникам с просьбой о материальной помощи. Для этого при содействии Лян Цичао была выпущена специальная прокламация «Об оказании помощи движению „Донг Зу"»[1175]. Призыв не остался без внимания: на него откликнулись отличавшиеся своими либерально-патриотическими убеждениями феодалы, буржуа, торговцы, ши-фу. В городах и сельских районах страны был организован сбор денежных средств в пользу участников движения «Донг Зу». Известную помощь в этом деле движению оказало также упомянутое выше торгово-промышленное общество «Минь тан конг нге са», во главе которого находился сайгонский коммерсант Жильбер Тиеу. Будучи французским подданным, Жильбер Тиеу тем не менее был враждебно настроен к французским властям и использовал в этом деле все свои привилегии, которые предоставляло его французское подданство[1176].
Кампании, проводившиеся обществом «Зуи Тан», пользовались поддержкой также отдельных ведомств вьетнамского императорского двора, некоторых руководителей уездов и провинций, отдельных чиновников французской колониальной администрации, а также служителей культа. Активное участие в движении «Донг Зу» принимал, в частности, служитель католической церкви Май Лао Банг. С вьетнамскими католиками, оказавшими материальную помощь обществу «Зуи Тан», был тесно связан Кыонг Де. Де Тхам после переговоров с Фан Бой Тяу, состоявшихся в начале 1907 г., также заверил последнего в том, что будет оказывать ему помощь, и дал согласие на вступление в Общество, признав Кыонг Де будущим императором Вьетнама[1177].
Важное место в деятельности общества «Зуи Тан» занимала пропагандистско-агитационная работа; члены Общества распространяли политические книги, брошюры и статьи Фан Бой Тяу и других политических деятелей Вьетнама. Немалая заслуга в этом принадлежала газете «Лык тинь тан ван» («Новая литература»)[1178], на страницах которой неоднократно печатались статьи антифранцузского содержания. Многие вьетнамские публицисты развернули большую разъяснительную работу по разоблачению колониальной политики Франции, призывая население к борьбе с иностранными захватчиками. Основная политическая и патриотическая литература в рассматриваемый период издавалась в Японии, откуда она переправлялась во Вьетнам. Произведения вьетнамских публицистов, и прежде всего статьи и книги самого Фан Бой Тяу, были проникнуты глубоким патриотизмом и заботами о судьбах родины. Еще во время своей первой поездки в Токио в 1905 г. Фан Бой Тяу опубликовал знаменитое «Письмо, написанное кровью и слезами» («Хай нгоай хует тху»), представлявшее острый политический памфлет, направленный против колонизаторов. В этом произведении Фан Бой Тяу пытался объяснить, почему Вьетнам утратил национальную независимость. Он считал такими причинами, с одной стороны, безразличное отношение императора и государства к нуждам народа, а с другой — политическую пассивность самого народа. Автор письма призывал имущих, чиновников, ши-фу, влиятельных лиц, служителей культа, учащихся, солдат к объединению усилий в общей антифранцузской борьбе.
В другом своем произведении — «История порабощения Вьетнама» («Вьетнам вонг куок шы») — Фан Бой Тяу изложил историю колониального захвата своей родины[1179]. Это произведение написано под непосредственным влиянием китайских конституционных монархистов и в известной мере отражает их политические воззрения. Оно свидетельствует о значительной эволюции, которую претерпели взгляды Фан Бой Тяу по вопросу о форме политической власти во Вьетнаме после завоевания национальной независимости. Эти изменения в его взглядах нашли свое конкретное отражение в ряде его произведений, и прежде всего в программе общества «Зуи Тан», которая была написана им в 1906 г. в Японии, отпечатана в 200 экземплярах и отправлена во Вьетнам[1180]. В программе определены задачи и цели борьбы общества: изгнание колонизаторов, завоевание вооруженным путем национальной независимости и установление конституционной монархии. Как известно, в период 1900—1905 гг. Фан Бой Тяу выступал сторонником движения «кан-выонг» за сохранение абсолютной монархии. Об этом сам Фан Бой Тяу писал в 1906 г. следующее: «В течение десяти дней Тэй Хо (литературный псевдоним Фан Тю Чиня. — Авт.) ия непрерывно дискутировали... наши мнения в корне расходились... Тэй Хо считал, что прежде всего следует свергнуть монархию, чтобы затем установить демократический строй... Я же полагал, что прежде всего необходимо изгнать французских захватчиков, а затем перейти к другим делам. Моим намерением было восстановление монархии, против чего ожесточенно протестовал Тэй Хо. Он утверждал, что необходимо свергнуть монархию и установить демократический режим, с чем я не был согласен. Тэй Хо и я стремились к одной цели, но разными средствами»[1181].
Однако начиная с 1906 г. под влиянием Кан Ювэя, Лян Цичао и бесед с Фан Тю Чинем постепенно Фан Бой Тяу стал переходить на позиции конституционной монархии.
Из сказанного явствует, что по своим политическим убеждениям как он сам, так и его единомышленники были гораздо ближе к Лян Цичао, нежели к революционному лагерю китайской эмиграции, возглавлявшемуся Сунь Ятсеном. Тем не менее во время своего пребывания в Японии Фан Бой Тяу неоднократно встречался с Сунь Ятсеном и беседовал с ним. Содержание этих бесед свидетельствует о том, что политические воззрения Сунь Ятсена и Фан Бой Тяу были абсолютно различными. Сунь Ятсен, решительно выступавший за республиканский строй, не мог согласиться с программой «Зуи Тан», которое боролось за установление конституционной монархии[1182].
Однако под влиянием революционных событий в России и во многих странах Азии, а также благодаря непосредственному общению с революционерами-эмигрантами в Японии мировоззрение Фан Бой Тяу постепенно эволюционизировало. Но эта эволюция в его взглядах в сторону демократизма произошла не сразу, а постепенно и мучительно. Уже в 1907 г. в работах Фан Бой Тяу появились демократические тенденции, что видно из его книги «Новый Вьетнам» («Тан Вьетнам»)[1183], предлагающей вниманию читателя программу строительства нового Вьетнама, которая сводилась к десяти так называемым «счастливым пунктам» («тхап дай коай»). Анализ этой программы свидетельствует о том, что уже в это время Фан Бой Тяу начал отходить от монархических воззрений. В его представлении, новый Вьетнам означал независимое государство, где не должно быть места куан лай (феодальным чиновникам, состоящим на службе императора), несущим народу горе и неисчислимые страдания. Фан Бой Тяу видел новый Вьетнам государством без несправедливых поборов, государством, где должны быть проведены реформы в области просвещения, осуществлены мероприятия по развитию промышленности и торговли. Фан Бой Тяу считал, что судьба страны должна находиться в руках народа и решаться парламентом. В «Новом Вьетнаме» Фан Бой Тяу справедлио критиковал абсолютистский режим Китая той эпохи. «Диктаторский яд, — писал Фан Бой Тяу, — проник во Вьетнам из Китая. Один человек господствует над сотнями тысяч людей, превращая их в рабов»[1184].
Развитие демократических тенденций в идеологии Фан Бой Тяу нашло свое отражение и в книге «Исследования по истории Вьетнама» («Вьетнам куок шы кхао», 1908), где дается оригинальная трактовка понятий государственности, национализма и народовластия. Перевод этой книги с китайского на вьетнамский язык впервые опубликован в ДРВ в 1962 г.[1185]. По нашему мнению, эта работа была написана под влиянием «трех народных принципов» Сунь Ятсена. Среди политических эмигрантов в Японии, в том числе и среди вьетнамских, эти принципы были причиной частых и весьма оживленных дискуссий. «Во всех великих государствах, — писал Фан Бой Тяу в упомянутой работе, — законы, налоги, бюджеты утверждаются парламентом, избранным народом, а правительству остается только выполнять все то, что народ счел нужным»[1186].
Он, в частности, отмечал: «Согласно международному праву каждое государство обладает населением, территорией и пользуется суверенитетом. Без одного из трех этих составных компонентов понятия государства не может существовать. Среди трех указанных компонентов понятия „государство" и „народ" являются наиболее значительными... Если в стране уважаются народные права, то эта страна могущественна, и, напротив, если они не уважаются, то такая страна слабая»[1187].
Важную роль в пробуждении национального самосознания вьетнамского народа сыграли и другие работы Фан Бой Тяу: «Песнь об антиколониальной борьбе», «Призыв к народу оказать помощь отъезжающим на учебу в Японию», «Воззвание к вьетнамской молодежи», «Воспоминания вьетнамцев, отдавших свою жизнь за отечество» и многие другие.
Возникает резонный вопрос: как же следует оценивать идеологические концепции Фан Бой Тяу в рассматриваемый период (1906 — 1908)? Ниже мы приводим одно его высказывание, которое проливает свет на поставленный нами вопрос: «Я имел неоднократную возможность беседовать с китайскими революционерами, и, хотя мне во многом мешали старые взгляды, от которых трудна было сразу отказаться, я всякий раз усваивал все новые и новые демократические идеи. В моем понимании уже наметился явный сдвиг в сторону демократизма»[1188]. И все же, несмотря на такие совершенно очевидные перемены во взглядах Фан Бой Тяу, по нашему мнению, с полной уверенностью нельзя констатировать, переход его в лагерь антимонархизма, это подтверждается его последующей практической деятельностью.
Фан Бой Тяу и другие вьетнамские революционеры в Японии принимали активное участие в работе по сплачиванию революционных сил народов Азии в борьбе против колониального гнета западноевропейского империализма. В октябре 1908 г. в Токио из числа политических эмигрантов Вьетнама, Кореи, Филиппин, Индии, Китая был создан Союз народов Восточной Азии (Донг А донг минь хой). Вьетнам был представлен в Союзе Фан Бой Тяу, Данг Ты Киеном и Нгуен Куинь Ламом[1189].
Активизация антиимпериалистической деятельности вьетнамских революционеров в Японии и организация сторонниками Фан Бой Тяу террористических актов и мятежей во Вьетнаме сильно встревожили французские власти Индокитая. Последние организовали охоту за вьетнамскими революционерами. В результате многие из них были арестованы, например такие активные члены общества «Зуи Тан», как Тиеу Ла (Нгуен Хам) и Нгы Хай (Данг Тхай Тхан). Одновременно французское правительство вступило в переговоры с правительством Японии, добиваясь от него высылки из Японии всех вьетнамских учащихся. В результате в сентябре 1908 г. было подписано специальное франко-японское соглашение, по которому Франция обязалась уважать японские интересы в Китае, а японское правительство — интересы Франции в Китае и во Вьетнаме. Французскому правительству были даны заверения в том, что всякие антифранцузские действия вьетнамцев на территории Японии будут решительно пресекаться. Подписание такого соглашения позволило практически беспрепятственно преследовать вьетнамских патриотов не только в самом Вьетнаме, но и на территории Японии.
На основании соглашения всем вьетнамским эмигрантам было предписано в кратчайший срок выехать из Японии на родину, где их ждали тюрьма, каторжные работы или смертная казнь. Письмом от 8 февраля 1909 г. министр иностранных дел Японии принц Комура официально поставил в известность французского посла Жерарда о результатах расследования, специально проведенного полицией Токио. Расследование показало, что «после сентября 1908 г. большая часть учащихся-кохинхинцев (основная масса вьетнамцев, обучавшихся в Японии, была родом из Кохинхины.— Авт.) покинула Японию...» А вот один из документов тайной французской полиции. «В результате предупреждения японской полиции, — говорится в нем, — Фан Бой Тяу 8 марта 1908 г. отбыл из Японии в Гонконг. Японские власти заверили нас в том, что после осмотра багажа Фан Бой Тяу в нем не было обнаружено никаких пропагандистских материалов, изданных в Японии»[1190].
Покинуть Японию было предложено и Кыонг Де, что он и сделал 30 октября того же года. К концу 1909 г. Япония перестала быть пристанищем мятежных вьетнамцев. В марте 1909 г. японская полиция конфисковала второе издание «Письма, написанного кровью и слезами» (500 экз.), передав его французскому посольству в Токио, где оно было сожжено. В связи с этим французская охранка доносила: «Переписка между генерал-губернатором Индокитая и посольством Франции в Токио показывает, с каким точным пониманием своих обязанностей, с какой лояльностью по отношению к властям колоний действовало японское правительство, приняв меры, направленные к тому, чтобы предупредить любое возможное злоупотребление гостеприимством страны»[1191].
Реакционные действия японских властей разочаровали Фан Бой Тяу. «Я понял,— писал он впоследствии,— что нельзя более рассчитывать на помощь Японии. Надо переориентироваться на партию китайских революционеров и на страны, граничащие с нами»[1192].
Для укрепления связей с Китаем Фан Бой Тяу вместе с патриотами южных провинций Китая (Юннани и Гуанси) создал союз Юннани — Гуанси — Вьетнам (Хой Лиен Мин Диен Куе Вьет)[1193]. Общество «Зуи Тан» в знак солидарности с гоминьданом в период наступления его войск на Кантон в 1909 г. подарило гоминьдановской армии около 500 винтовок, купленных на деньги, присланные вьетнамскими патриотами[1194].
Подводя итог деятельности общества «Зуи Тан» и движения «Донг Зу», нельзя еще раз не отметить огромную роль, которую они сыграли в развитии национально-освободительного движения во Вьетнаме, в подготовке национальных военных кадров для вооруженной борьбы против колонизаторв. Но самая главная заслуга патриотического общества «Зуи Тан» заключается в том, что оно явилось первой вьетнамской политической организацией, которая способствовала пробуждению национального самосознания.