В ходе практической части занятия каждому студенту предлагается решить по указанию преподавателя 2 – 3 ситуационные задачи, оформив решение в тетради для практических занятий в виде схемы метаболических путей, позволяющих осуществить то или иное преобразование исходного соединения.
Задача 1. Глюкогенные субстраты.
Чтобы определить, может ли то или иное соединение служить предшественником глюкозы, поступают обычно следующим образом: животное заставляют голодать, пока у него не истощится запас гликогена в печени. Потом ему дают исследуемое соединение. Те соединения, дача которых подопытным животным сопровождается увеличением содержания гликогена в печени, принято называть глюкогенными, поскольку углеродные скелеты этих соединений используются для синтеза глюкозных остатков молекул гликогена.
Укажите, какие из далее приведенных соединений являются глюкогенными:
1. COOH¾CH2¾CH2¾COOH 2. CH3¾CO¾COOH
3. CH2¾CH¾CH2 4. CH3¾CH2¾CH2¾COOH
½ ½ ½ 6. CH3¾CO¾CH2¾COOH
|
|
OH OH OH
5. CH3¾CO¾S¾KoA
Почему некоторые из этих соединений не могут служить субстратами для глюконеогенеза?
Задача 2. Путь атомов углерода в глюконеогенезе.
Печеночный экстракт, способный катализировать все обычные метаболические реакции глюконеогенза, инкубируют непродолжительное время в отдельных опытах со следующими соединениями, содержащими радиоактивный (“меченый”) атом углерода 14С (С*):
O 3. CH3¾C*H¾CO¾S¾KoA
½ ½
1. HO¾C*¾OH OH
2. CH3¾CO¾C*OOH
Проследите пути этих соединений в глюконеогенезе, изобразив в виде схемы последовательность их преобразований. Во всех ли трех случаях меченый атом углерода появляется в синтезированной с участием этих соединений глюкозе?
Задача 3. Пути включения атомов углерода аминокислоты валина в углеродную цепь глюкозы или пальмитиновой кислоты.
Крысе ввели аминокислоту валин, меченую радиоактивным углеродом (С*) по третьему атому углерода её углеродного скелета:
CH3
C*H¾CH¾COOH
CH3 OH
Через несколько часов животное забили и из печени выделили глюкозу и пальмитиновую кислоту. Были ли обнаружены в этих соединениях меченые атомы углерода? Если да, то составьте схемы метаболических путей, поясняющих включение меченых атомов углерода в указанные соединения.
Задача 4. Взаимосвязь метаболизма аминокислот