Основная часть. Основная часть делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения

Основная часть делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. ВКР по направлению подготовки Социология, как правило, предполагает одну главу, посвященную теоретическому анализу проблемы, и одну главу, презентующую эмпирическое исследование. Каждая глава должна состоять не менее чем из двух параграфов. Желательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему. Для того чтобы ВКР стала предельно ясной, необходимо мысленно смоделировать ее как логическое целое, представленное в форме плана. После составления плана приступают к черновому написанию текста.

Требования к конкретному содержанию основной части дипломной работы устанавливаются научным руководителем. Студент должен сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых явлений и процессов.

В первом параграфе первого раздела (1.1.) рассматривается теория вопроса и результаты исследований на аналогичную тему. Здесь на основе изучения имеющейся отечественной и переведённой на русский язык зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных материалов рекомендуется рассмотреть краткую историю, родоначальников теории, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, проанализировать конкретный материал по избранной теме, собранный во время работы над ВКР, дать всестороннюю характеристику объекта исследования,

Анализируя проблему, не допускается пересказывание содержания учебников, учебных пособий, монографий, интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник. Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены научных терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам художественной речи, злоупотреблять метафорами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость. Иногда стремление приблизиться к научному стилю выражается в излишне громоздком изложении положений работы, что чаще всего свидетельствует о неясности мысли, усложняет понимание того, что на самом деле хотел сказать автор и из достоинства работы превращается в ее недостаток. Как правило, при выполнении научных исследований повествование обезличено («В ходе работы было показано, что…», «По результатам исследования были сформулированы следующие выводы…»).

Во втором параграфе (1.2.) излагается методология исследования. Здесь проводится уточнение и операционализация основных понятий.

Уточнение понятий предполагает их теоретический анализ и выбор наиболее «подходящего» с точки зрения методологии данного исследования определения. Такое определение может формулироваться автором самостоятельно либо быть выбранным из имеющихся в литературных источниках определений.

Операционализация предполагает: 1) выбор прямых показателей каждой из выделенных эмпирических характеристик: какими конкретными методами и техническими приемами следует (можно) зафиксировать выделенные свойства; 2) возможно (но не обязательно) построение так называемых индексов или составных показателей, формируемых путем определенной комбинации частных показателей.

В первом параграфе второго раздела (2.1.) необходимо изложить программу исследования: где (организация, город), когда, на какой выборке (состав генеральной совокупности, объем и ошибка выборки, метод составления и специфика выборки) проводилось исследование, каковы особенности методов сбора эмпирической информации, рабочие гипотезы, способы определения количественных связей. Если методика исследования является довольно известной (например, социометрия), достаточно сделать ссылку на источник, откуда была заимствована методика. Если методика является авторской либо известной, но адаптированной под задачи исследования, – необходимо описать ее, охарактеризовать ее особенности, а также особенности адаптации методики под цели исследования.

Во втором параграфе (2.2.) должно быть представлено само эмпирическое исследование. При обсуждении полученных практических результатов необходимо сначала представлять социально‑демографические особенности выборки (что отчасти характеризует репрезентативность выборки), а затем представлять другие результаты исследования в виде таблиц и рисунков. Выводы о наличии/отсутствии значимых различий в распределении признаков либо значимых взаимосвязей должны быть подтверждены при помощи методов математической статистики! Необходимый графический и иллюстративный материал следует размещать непосредственно в тексте главы. По усмотрению автора часть иллюстративного материала может быть перенесена в приложения.

В конце второго параграфа должно быть показано, подтверждается или нет гипотеза, выдвинутая в начале исследования. Могут быть сформулированы дополнительные выводы относительно исследуемой проблемы.

В конце каждого параграфа и каждой главы должны быть сформулированы промежуточные выводы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: