Государственная политика в отношении церкви

На протяжении XVIII в., начиная с церковной реформы Петра I, в России идет ожесточенная борьба между светской властью и духо- венством. Одним из главных в этой борьбе был вопрос о церковных земельных владениях, окончательно решенный во второй полови- не XVIII в.

Петр III, презиравший все русское, соответственно относился и к православной церкви. При нем были закрыты привычные для состоятельных слоев домовые церкви, от духовенства требовали уничтожения икон, хотели заставить его носить светское платье. Невыгодно для духовенства был решен вопрос о церковных землях. В марте 1762 г. был издан указ о секуляризации населенных земель церкви: монастырские и архиерейские крестьяне с землями переда- вались в ведение Коллегии экономии, подчинявшейся Сенату.

Екатерина II, придя к власти и понимая важную роль духовенства в укреплении своего положения, желая заручиться его поддержкой, отменила указ о секуляризации. Однако приоритетными для императ- рицы были интересы дворянства, а ее отношение к церкви прекрасно


характеризует тот факт, что в Уложенной комиссии все духовенство страны было представлено одним депутатом от Синода. В 1764 г. указ о секуляризации церковных земель был восстановлен. Екате- рина заявила, что церковные земли принадлежат государству, духо- венство же должно заниматься вопросами христианской веры, а не управлять земными богатствами. В результате секуляризации около миллиона церковных крестьян были превращены в особый разряд государственных крестьян, получивших название экономических (от управлявшей ими Коллегии экономии), государству перешло более 8 млн десятин земли, число монастырей сократилось более чем в два раза. После секуляризации на содержание духовенства были назна- чены штатные оклады по трем классам, выдавалась земля — для монастырей до 30 десятин, для архиерейских домов — от 6 до 9 десятин. В 1786 г. секуляризация была распространена на Украи- ну, тогда же была закрыта Коллегия экономии, и бывшие церков- ные земли окончательно слились с государственными.

Павел I, исходя из своих общих взглядов, в каком-то смысле рассматривал себя как главу церкви, а духовенство — как состоящее на службе у государства, и в соответствии с этим заботился о своих

«служащих». В 1797 г. штатное содержание духовенства было увели- чено: денег стало выделяться примерно в два раза больше, чем при Екатерине II. — до миллиона рублей; земельные наделы монасты- рям были увеличены до 60 десятин, архиерейским домам — до 30 десятин.

В целом секуляризация церковных земель во второй половине XVIII в. позволила государству увеличить земельный фонд, предна- значенный для пожалований дворянству, окончательно поставила духовенство в зависимость от самодержавной власти.

В системе государственного управления в России второй половины XVIII в. можно выделить два неравнозначных по времени и по прин- ципам его переустройства периода: время царствования Екате- рины II и годы правления Павла I.

При Екатерине II наиболее широкие права получило дворян- ское сословие: оно могло создавать свои сословно-корпоративные организации, дворянские общества на различных уровнях террито- риального деления. Получили определенные выгоды самоуправле- ния городские жители. Екатерина II создала единообразную адми- нистративно-территориальную структуру государства и оформила четкую систему сословного судопроизводства. Несмотря на то, что при Екатерине II роль Сената по сравнению с Петровским време- нем уменьшилась, и акцент преобразований был перенесен на ме- стное звено управления, контрольные функции власти усилились — число губерний увеличилось, местные органы были разукрупнены, а в каждую губернию Сенатом назначался наместник, деятельность


которого контролировалась самой императрицей. Там, где ситуация становилась взрывоопасной, Екатерина II расставалась с маской просвещенной на европейский манер государыни и ликвидировала, например, самоуправление на юге, осуществила перестройку казац- ких округов, включила их в зону действия крепостного права.

При Павле I, напротив, осуществлены попытки максимальной централизации управления, предельного усиления личной власти императора, сокращено число губерний, ограничено сословное са- моуправление, что не принесло положительных результатов.

Вопросы для повторения

1. Чем обусловлено проведение губернской реформы 1775 г., какие прин- ципы были положены в ее основу?

2.Какуюрольвреформированиисистемыгосударственногоуправлениясыг- ралаУложеннаякомиссия?

3. Расскажите о сословном самоуправлении во время царствования Екатерины II. Какое место оно занимало в государственной системе управления?

4. КакизмениласьсистемагосударственногоуправленияприПавле1; счем это связано?

Государственное устройство и аппарат управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: