Заключение о работоспособности передачи

Передача считается работоспособной, если выполняются условия:

1) контактная выносливость поверхностей зубьев,

s H £ [s H ];

2) изгибная выносливость зубьев шестерни,

s F 1 £ [s F ]1;

3) изгибная выносливость зубьев колеса,

s F 2 £ [s F ]2.

1.8.7. Контактные напряжения в зацеплении конических
прямозубых зубчатых колес

Контактные напряжения вычисляются по формуле

Для передачи со стальными колесами

Формула аналогична приведенной в разделе 1.8.4, в котором описаны входящие в нее основные параметры. Особенности расчета заключаются в следующем:

– n H = n F – коэффициент уменьшения нагрузочной способности конической передачи по сравнению с эквивалентной цилиндрической. Принимают n H = n F = 0,85;

– dm 1 – средний диаметр шестерни, подсчитываемый по формуле

dm 1 = mnmz 1 = de 1bw ∙sind1;

a w – угол зацепления, обычно a w = 20°.

Коэффициент нагрузки KH принимают как результат расчета по формуле

KH = KH bKHV,

где KH b – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине зубчатого венца. В упрощенных расчетах может быть найден в зависимости от параметра Kbeu / (2 – Kbe) по графикам рис. П2.4. Параметр Kbe можно найти по формуле

KHV – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении. Определяется так же, как и для цилиндрических передач, менее точных на одну степень, см. раздел 1.8.4.

1.8.8. Напряжения изгиба в основании зубьев шестерни и
колеса конической зубчатой передачи

Напряжения в зубьях шестерни и колеса:

В этой формуле

Ft 1 = Ft 1(Б) – найдена в разделе 1.7.3.4;

KF – коэффициент нагрузки, определяемый по формуле KF = KF bKFV, здесь KF b= KH b, KFV = KHV, см. раздел 1.8.7.

n H = n F = 0,85;

mnm – средний модуль,

mnm = mte ∙(1 – 0,5∙ Kbe).

Коэффициент формы зуба может быть найден по диаграмме (рис. П2.2) следующим образом:

– определяются условные числа зубьев:

– для шестерни zv 1 = z 1/cosd1;

– для колеса zv 2 = z 2/cosd2.

Далее, по диаграмме находим YFS 1 и YFS 2.

1.8.9. Условия работоспособности конической передачи
редуктора

Заключение о работоспособности конической передачи соответствует изложенному в разделе 1.8.6.


2. Второй этап эскизного курсового
проекта. Расчеты подшипников
качения редуктора

Для выполнения расчетов подшипников качения используется информация из разделов 1.4, 1.6 и 1.7.

2.1. Определение ресурса подшипников
промежуточного вала редуктора

Расчетная схема промежуточного вала рассматривается на примере редуктора по схеме 21 с быстроходной шевронной зубчатой передачей в двух взаимно перпендикулярных плоскостях – плоскости XY и XZ и представлена на рис. 2.1.

Для определения пяти опорных реакций в опорах 3 и 4 (соответственно, опоры быстроходного вала обозначены 1 и 2, а опоры тихоходного 5 и 6) используются уравнения статики. Координаты e и c найдены по рис. 1.9…1.14 раздела 1.4.

Нагрузки на подшипники определяются геометрическим суммированием опорных реакций по формулам:

– опора 3 – плавающая нагружена радиальной нагрузкой

, Н;

– опора 4 – фиксированная нагружена радиальной и осевой нагрузками

, Н;

Fa = R 4 X.

Заметим, что при изменении знака вращающего момента направление силы Fa 1(Т) меняется на противоположное и ситуация меняется.

Аналогичный подход используется для определения нагрузок на подшипники промежуточных валов редукторов всех других схем.

На рис 2.2 показана расчетная схема редуктора по схеме 22 с шевронной тихоходной передачей и косозубой быстроходной.

Развернутая схема, наиболее простая и распространенная, в сборнике заданий имеет номер 20. В таких редукторах используются две цилиндрические зубчатые передачи, обычно косозубые. Нагрузки на подшипники можно определить соответственно рис. 2.3.

Рис. 2.1

Наименее благоприятное сочетание направлений нагрузок от усилий в зацеплении характеризуется воздействием осевой силы Fa 1( T ) на опору 4 – определяющую долговечность опорного узла вала в целом. Заметим, что изменение знака момента меняет направления окружных сил Ft и осевых Fa на противоположное.

Редукторы по схеме 24 выполнены по сосной схеме – быстроходный и тихоходный валы имеют общую геометрическую ось вращения. Рисунок 2.4 показывает наименее благоприятный случай – осевая нагрузка шестерни тихоходной передачи Fa 1( T ) направлена на опору 4, для которой суммарная радиальная нагрузка Fr 4, обычно, чем в опоре 3. Можно предположить, что ресурс подшипника в этой опоре определяет ресурс опор промежуточного вала в целом.

Рис. 2.2

Расчетная схема редуктора схема 23 с быстроходной конической прямозубой и цилиндрической косозубой тихоходной передачами представлена на рис. 2.5.

Показанное направление нагрузок от усилий в зацеплениях конической и цилиндрической передач соответствует наименее благоприятному случаю. Изменение знака вращающего момент меняет направления окружных сил Ft 1( T ) и Ft2 (Б) на противоположные, но направление Fa 2(Б) остается прежним, также, как направления сил Fr 1( T ) и Fr2 (Б).

Диаметр d П цапфы вала найден ранее (см. п. 1.4), это дает возможность предварительно подобрать подшипники для рассматриваемых опор. Начинают подбор с подшипников шариковых однорядных легкой серии.

Рис. 2.3

Пример. d П = 25 мм, что соответствует подшипнику № 205, с размерами D = 52 мм, d = 25 мм, b П = 15 мм, динамическая грузоподъемность С = 14000 Н, статическая грузоподъемность С 0 = 6950 Н.

Ресурс подшипника Lh определяется из равенства:

, час,

где a 1, a 2 – коэффициенты, учитывающие свойства материалов колец и тел качения и вероятность безотказной работы, определяемые по табл. 16.3 [2]. В проектных расчетах можно принимать a 1 × a 2 = 1; a – показатель степени кривой усталости. Для шариковых подшипников a = 3, для роликовых a = 3,33; n – частота вращения, в нашем случае n = n = n ; P – эквивалентная нагрузка, определяемая уравнением:

Pr = (X × V × Fr + Y × Fa) × K д × Kt,

решаемым с привлечением таблиц из каталогов и справочников (например, табл. П3.6).

Рис. 2.4

Порядок определения P следующий. Вначале определяется (выбирается) тип подшипника, например, радиальный шариковый однорядный и вычисляется отношение Fa / C 0, и находится значение параметра осевого нагружения e. Затем, вычисляется величина Fa / (V × Fr), которая сравнивается с параметром e. При этом возможны два варианта:

1, Fa / (V × Fr) £ e;

2, Fa / (V × Fr) > e.

Рис. 2.5

Каждому из этих вариантов соответствуют определенные значения коэффициента радиальной – X и осевой – Y нагрузок.

Коэффициент V в формуле зависит от вида нагружения его колец. В нашем случае внутреннее кольцо подшипника вращается вместе с валом, а наружное – неподвижно, поэтому V = 1, коэффициент динамической нагрузки K д = 1,3 (для редукторов), а температурный коэффициент Kt = 1.

Работоспособность подшипника считается обеспеченной с вероятностью безотказной работы 0,9, если соблюдается условие

Lh ³ Lhe,

принимаемое по табл. 1.1. В противном случае необходимо использовать подшипники средней или тяжелой серии или, если это не приводит к цели, в опорах устанавливают радиально-упорные конические или шариковые радиально-упорные подшипники.

2.2. Опоры с коническими и шариковыми
радиально-упорными подшипниками

Для промежуточных валов редукторов с цилиндрическими зубчатыми колесами, в основном, применяется схема «враспор», показанная на рис. 2.6.

Рис. 2.6

2.2.1. Радиально-упорные конические подшипники
(тип 7000)

Конические радиально-упорные подшипники подбираются по ГОСТ 27365-87 исходя из ранее найденного диаметра d П. Из каталога находятся их параметры – размеры, динамическую грузоподъемность C и статическую грузоподъемность C 0, а также параметр осевого нагружения e и коэффициент осевой нагрузки Y. В случае, если в таблицах параметр e не приводится, его можно вычислить из условия:
e = 1,5 × tga, где a – угол контакта (обычно a = 12…18°).

Радиальные нагрузки определены выше (это Fr 3 и Fr 4), осевые нагрузки определяются в следующем порядке:

1) составляется уравнение равновесия, для нашего случая:

FA + Fa 3Fa 4 = 0;

2) подсчитываются значения собственных осевых составляющих

S 3 = 0,83 × e × Fr 3;

S 4 = 0,83 × e × Fr 4;

3) для обеспечения работоспособности подшипника необходимо соблюдения условий

Fa 3 ³ S 3 и Fa 4 ³ S 4,

нарушение которых приводит к перераспределению нагрузки на тела качения на один – два ролика и к резкому сокращению ресурса подшипника;

4) определяются Fa 3 и Fa 4, для чего статически неопределимая задача решается методом попыток. Сначала предполагают Fa 3 = S 3, при этом

Fa 4 = FA + S 3 ³ S 4.

При соблюдении этого условия назначаем:

Fa 3 = S 3 и Fa 4 = FA + S 3.

В противном случае принимают:

Fa 4 = S 4 и Fa 3 = S 4FA.

Эквивалентна нагрузка подсчитывается по формулам:

– при Fa / (V × Fr) £ e,

P = V × Fr × K д × Kt; (2.1)

– при Fa / (V × Fr) > e,

P = (X × V × Fr + Y × Fa) × K д × Kt

с подстановкой X = 0,4 и Y, выбранного из каталога.

Далее определяется ресурс подшипника Lh (см. п. 2.1) и проверяется условие Lh ³ Lhe.

2.2.2. Радиально-упорные шариковые подшипники
(тип 6000)

Алгоритм определения осевых сил аналогичен приведенному в п. 2.2.1, однако значение параметра осевого нагружения e зависит от отношения радиальной нагрузки к осевой Fa / (V × Fr) нелинейно и значение e определяется по табл. П3.3, П3.4 или 16.5 [2], по которой можно в зависимости от соотношения Fa / (V × Fr) ³ e или в противном случае выбрать коэффициенты X и Y и найти эквивалентную нагрузку по формулам (2.1).


3. Третий этап курсового проекта.
Конструирование основных
соединений, разработка эскиза
компоновки и определение
основных размеров корпусных
деталей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: