Муфтами называются устройства, предназначенные для передачи вращения между валами совместно работающих узлов (агрегатов) машин, между частями составных валов (в валопроводах, трансмиссиях), а также для соединения с расположенными на них деталями (зубчатыми колесами, звездочками и т.д.). Кроме передачи вращающего момента, муфты отдельных типов могут выполнять дополнительные функции (например, предохранять от перегрузки, компенсировать неточности взаимного расположения валов, соединять и разъединять валы по команде оператора и т.д.).
Большинство муфт стандартизированы. Их применяют готовыми, подбирая по таблицам справочников.
При применении муфт основная проблема – это неточность взаимного положения валов: несоосность и перекос (рис. 8.1). При установке на валы, имеющих небольшую несоосность и перекос, муфта стягивает их, в результате вал получает дополнительные изгибные нагрузки, приводящие к снижению усталостной прочности и долговечности, как вала, так и подшипников. Чем больше несоосность и перекос, тем сильнее эти нежелательные нагрузки.
|
|
а | б | в |
Рис. 8.1. Неточности взаимного расположения валов |
По своему назначению и особенностям конструкции муфты делятся на:
· Постоянные муфты – служащие для постоянного соединения валов;
· Сцепные управляемые муфты – позволяют соединять и разъединять валы по команде оператора;
· Самодействующие муфты – позволяют автоматически соединять и разъединять валы при заданном режиме работы.