Характеристики подшипников приводятся в таблицах каталогов подшипников и включают в себя:
· Геометрические размеры: внутренний диаметр d, наружный диаметр D, ширина B (рис. 7.10);
· Статическая грузоподъемность (или ) и динамическая грузоподъемность (или ) – радиальная или осевая, в зависимости от типа подшипника;
· Быстроходность n – предельная скорость вращения подшипника.
Подшипники подбираются по каталогам из числа стандартных. Для проверки правильности подбора, проводят проверочный расчет. Неподвижные или медленно вращающиеся подшипники (менее 10 об/мин) рассчитывают на статическую грузоподъемность. Подшипники с частотой вращения более 10 об/мин, но менее предельной, проверяются на долговечность.
7.2.5.2 Расчет на статическую грузоподъемность (по ГОСТ 18854-82)
Расчет на статическую грузоподъемность проводится для неподвижных или медленно вращающихся ( об/мин) валов.
Условие обеспечения статической грузоподъемности:
радиальной (для радиальных и радиально-упорных подшипников):
;
осевой (для упорных и упорно-радиальных подшипников):
;
где – эквивалентная статическая радиальная нагрузка, Н;
– статическая радиальная грузоподъемность, Н;
– эквивалентная статическая осевая нагрузка, Н;
– статическая осевая грузоподъемность, Н.
Статическая грузоподъемность или является характеристикой конкретного подшипника и берется по таблицам каталога подшипников.
Эквивалентная статическая радиальная нагрузка :
для радиальных шариковых и радиально-упорных шариковых и роликовых подшипников равна большему из двух значений:
; ;
где , – коэффициенты статической радиальной и статической осевой нагрузок, определяются по табл. 7.1;
для радиальных роликовых подшипников:
;
Эквивалентная статическая осевая нагрузка :
для упорных шариковых и роликовых подшипников:
;
для упорно-радиальных шариковых и роликовых подшипников:
.
Таблица 7.1
Коэффициенты статической радиальной и статической осевой нагрузок
Тип подшипника | Подшипник | |||
однорядный | двухрядный | |||
Радиальный шариковый | 0,6 | 0,50 | 0,6 | 0,50 |
Радиально-упорный шариковый с углом контакта α: | ||||
12º | 0,5 | 0,47 | 0,94 | |
15º | 0,5 | 0,46 | 0,92 | |
20º | 0,5 | 0,42 | 0,84 | |
25º | 0,5 | 0,38 | 0,76 | |
30º | 0,5 | 0,33 | 0,66 | |
35º | 0,5 | 0,29 | 0,58 | |
40º | 0,5 | 0,26 | 0,52 | |
Сферический шариковый с углом контакта | 0,5 | 0,22 ctgα | 0,44 ctgα | |
Радиально-упорный роликовый | 0,5 | 0,22 ctgα | 0,44 ctgα | |
Примечание: Значение YO для промежуточных значений углов контакта α определяют линейной интерполяцией. |
7.2.5.3 Расчет динамической грузоподъемности и долговечности подшипника (по ГОСТ 18855-82)
Базовая долговечность подшипника измеряемая в млн. оборотов, соответствующая 90% надежности, рассчитывается по формулам таблицы 7.2, в зависимости от типа подшипника.
Таблица 7.2
Расчет базовой долговечности
Тип тел качения | Базовая долговечность для подшипников, млн. оборотов | |
радиальных и радиально-упорных | упорных и упорно-радиальных | |
Шариковый | ||
Роликовый | ||
Примечание: 1) Формулы применимы для случаев, когда () не превышает 0,5 (0,5 ). 2) , – эквивалентная динамическая радиальная нагрузка и динамическая грузоподъемность (для радиальных и радиально-упорных подшипников); , – эквивалентная динамическая осевая нагрузка и динамическая грузоподъемность (для упорных и упорно-радиальных подшипников); |
Более удобным для восприятия является ресурс подшипника в часах , который рассчитывается по формуле:
,
где – частота вращения подшипника, об/мин.
Ресурс подшипника в часах должен быть не меньше ресурса всего механизма. Если ресурс механизма не оговорен в техническом задании, то обычно принимают 10000…25000 часов.
Эквивалентная динамическая нагрузка или рассчитывается по формулам таблицы 7.3.
Таблица 7.3
Расчет эквивалентной динамической нагрузки
Конструктивная разновидность подшипника | Эквивалентная динамическая нагрузка |
Шариковый радиальный и радиально-упорный, роликовый радиально-упорный | |
Роликовый радиальный | (при ) |
Шариковый и роликовый упорный | (при ) |
Шариковый и роликовый упорно-радиальный | |
Примечание: 1) V =1 – при вращении внутреннего кольца по отношению к направлению нагрузки; V =1,2 – при неподвижном по отношению к направлению нагрузки внутреннем кольце. 2) – коэффициент безопасности, учитывает эксплуатационных перегрузок на долговечность подшипника; принимается от – для спокойной нагрузки без толчков, до – для динамической нагрузки с сильными ударами. 3) – коэффициент, учитывающий влияние температуры на долговечность; принимается по таблице 7.4. |
Коэффициенты динамической нагрузки X и Y определяются по таблице 7.5.
Таблица 7.4
Коэффициент
Рабочая температура подшипника, ºС | ||||||||
Температурный коэффициент | 1,0 | 1,05 | 1,10 | 1,15 | 1,25 | 1,35 | 1,40 | 1,45 |
Таблица 7.5
Коэффициенты динамической нагрузки X и Y для радиальных
и радиально-упорных подшипников
Тип подшипника | Относительная осевая нагрузка | е | Для однорядного подшипника | Для двухрядного подшипника | |||||||
X | Y | X | Y | X | Y | X | Y | ||||
Радиальный подшипник | |||||||||||
0º | 0,014 | 0,19 | 0,56 | 2,30 | 0,56 | 2,30 | |||||
0,028 | 0,22 | 1,99 | 1,99 | ||||||||
0,056 | 0,26 | 1,71 | 1,71 | ||||||||
0,084 | 0,28 | 1,55 | 1,55 | ||||||||
0,11 | 0,30 | 1,45 | 1,45 | ||||||||
0,17 | 0,34 | 1,31 | 1,31 | ||||||||
0,28 | 0,38 | 1,15 | 1,15 | ||||||||
0,42 | 0,42 | 1,04 | 1,04 | ||||||||
0,56 | 0,44 | 1,00 | 1,00 | ||||||||
Радиально-упорный подшипник | |||||||||||
5º | 0,014 | 0,23 | 0,56 | 2,30 | 2,78 | 0,78 | 3,74 | ||||
0,028 | 0,26 | 1,99 | 2,40 | 3,23 | |||||||
0,056 | 0,30 | 1,71 | 2,07 | 2,78 | |||||||
0,084 | 0,34 | 1,55 | 1,87 | 2,52 | |||||||
0,11 | 0,36 | 1,45 | 1,75 | 2,36 | |||||||
0,17 | 0,40 | 1,31 | 1,58 | 2,13 | |||||||
0,28 | 0,45 | 1,15 | 1,39 | 1,87 | |||||||
0,42 | 0,50 | 1,04 | 1,26 | 1,69 | |||||||
0,56 | 0,52 | 1,00 | 1,21 | 1,63 | |||||||
10º | 0,014 | 0,29 | 0,46 | 1,81 | 2,18 | 0,75 | 3,06 | ||||
0,029 | 0,32 | 1,62 | 1,98 | 2,78 | |||||||
0,057 | 0,36 | 1,46 | 1,76 | 2,47 | |||||||
0,086 | 0,38 | 1,34 | 1,63 | 2,29 | |||||||
0,11 | 0,40 | 1,22 | 1,55 | 2,18 | |||||||
0,17 | 0,44 | 1,13 | 1,42 | 2,00 | |||||||
0,29 | 0,49 | 1,04 | 1,27 | 1,79 | |||||||
0,43 | 0,54 | 1,01 | 1,17 | 1,64 | |||||||
0,57 | 0,54 | 1,00 | 1,16 | 1,63 |
Продолжение таблицы 7.5
Тип подшипника | Относительная осевая нагрузка | е | Для однорядного подшипника | Для двухрядного подшипника | |||||||
X | Y | X | Y | X | Y | X | Y | ||||
Радиально-упорный подшипник | |||||||||||
12º | 0,014 | 0,30 | 0,45 | 1,81 | 2,08 | 0,74 | 2,94 | ||||
0,029 | 0,34 | 1,62 | 1,84 | 2,63 | |||||||
0,057 | 0,37 | 1,46 | 1,69 | 2,37 | |||||||
0,086 | 0,41 | 1,34 | 1,52 | 2,18 | |||||||
0,11 | 0,45 | 1,22 | 1,39 | 1,98 | |||||||
0,17 | 0,48 | 1,13 | 1,30 | 1,84 | |||||||
0,29 | 0,52 | 1,04 | 1,20 | 1,69 | |||||||
0,43 | 0,54 | 1,01 | 1,16 | 1,64 | |||||||
0,57 | 0,54 | 1,00 | 1,16 | 1,62 | |||||||
15º | 0,015 | 0,38 | 0,44 | 1,47 | 1,65 | 0,72 | 2,39 | ||||
0,029 | 0,40 | 1,40 | 1,57 | 2,28 | |||||||
0,058 | 0,43 | 1,30 | 1,46 | 2,11 | |||||||
0,087 | 0,46 | 1,23 | 1,38 | 2,00 | |||||||
0,12 | 0,47 | 1,19 | 1,34 | 1,93 | |||||||
0,17 | 0,50 | 1,12 | 1,26 | 1,82 | |||||||
0,29 | 0,55 | 1,02 | 1,14 | 1,66 | |||||||
0,44 | 0,56 | 1,00 | 1,12 | 1,63 | |||||||
0,58 | 0,56 | 1,00 | 1,12 | 1,63 | |||||||
18º | – | 0,57 | 0,43 | 1,00 | 1,09 | 0,70 | 1,63 | ||||
19º | |||||||||||
20º | |||||||||||
24º | – | 0,68 | 0,41 | 0,87 | 0,92 | 0,67 | 1,41 | ||||
25º | |||||||||||
26º | |||||||||||
30º | – | 0,80 | 0,39 | 0,76 | 0,78 | 0,63 | 1,24 | ||||
35º | – | 0,95 | 0,37 | 0,66 | 0,66 | 0,60 | 1,07 | ||||
36º | |||||||||||
40º | – | 1,14 | 0,35 | 0,57 | 0,55 | 0,57 | 0,93 | ||||
45º | – | 1,34 | 0,33 | 0,50 | 0,47 | 0,54 | 0,81 | ||||
Примечание: i – число рядов тел качения; е – коэффициент осевого нагружения. |