Воздушный зазор δ в основном определяет технико–экономические показатели машины. При увеличении δ возрастают размеры полюсов и обмотки возбуждения, а значит, размеры и стоимость машины в целом. Однако, чем больше δ, тем меньше индуктивное сопротивление xd и, следовательно, большей будет кратность максимального момента М м/ M н.
При выборе воздушного зазора исходят из значения xd, при котором М м/ M н будет иметь заданное значение. Связь между xd и δ установлена в [1] и имеет вид

где В δ0 = 0,95 В δн; xd * – полное индуктивное сопротивление в относительных единицах (о нём будет написано в разделе 9).
На рис. 5.1 дана усредненная зависимость xd *= f (М м/ M н), по которой, исходя из заданного значения М м/ M н, предварительно находят xd* для определения величины зазора δ. Отношение М м/ М н обычно задают в пределах 1,65–2,5.
Чтобы получить распределение магнитного поля, приближающееся к синусоидальному, зазор под краями полюсов δм выбирают примерно в 1,5 раза больше, чем в середине, т.е. δм/δ=1,5.

Рис. 5.1
Поэтому радиус дуги полюсного наконечника получается меньше внутреннего радиуса статора

Среднее значение зазора

Длина полюсной дуги

где α = 0,68–0,73 – конструктивный коэффициент полюсного перекрытия (с увеличением α при той же мощности габариты машины уменьшаются, но возрастает поток рассеяния полюсов).
Полюсы чаще выполняют шихтованными из листовой стали Ст3 толщиной (1–2) мм.
В быстроходных машинах при v р≈π Dn н/60 >30 м/с полюсы прикрепляют с помощью хвостовиков и клиньев к шихтованной втулке, насаживаемой на вал (рис. 5.2), а в тихоходных машинах прикрепляют шпильками с гайками к ободу сплошного магнитного колеса, которое изготавливают из стали Ст3 (см. рис. 1.7).

Рис. 5.2
Высоту полюсного наконечника h p выбирают исходя из возможности размещения в нем стержней демпферной обмотки, а на торцах наконечников – короткозамыкающих колец или сегментов. В табл.5.1 приведены значения h p в зависимости от τ при наличии демпферной клетки.
Таблица 5.1
| τ, см | 15–20 | 20–30 | 30–40 | 40–50 | 50–60 |
| h p, см | 2,2–3 | 3–4 | 4–5 | 5–6 | 6–7,5 |
Длины полюсного наконечника l р и сердечника полюса lm принимают равными длине статора l 1 или на 1-2 см меньше.
Высота сердечника полюса (для машин 16–20-го габаритов)

Окончательно высоту hm устанавливают после расчета и проверки возможности размещения на полюсе обмотки возбуждения.
Ширину сердечника полюса bm определяют с учетом допустимой индукции Bm ≤ 1,4–1,6 Тл в основании полюса, при определении которой кроме основного потока Ф необходимо учитывать поток рассеяния
, причем поток в основании полюса

где σ m – коэффициент рассеяния.
Ф m и σ m зависят от геометрических размеров полюсов и расстояний между ними, которые пока неизвестны. Поэтому σ m предварительно определяют по формуле

где k – коэффициент, зависящий от h p (табл. 5.2).
Таблица 5.2
| h p, см | |||||
| k | 8,5 |
Исходя из вышесказанного

Коэффициент k cp заполнения полюса cталью равен 0,95 при толщине листов 1 мм и 0,97 при толщине листов 1,5 мм.
Расчетная длина сердечника полюса

где lf – толщина нажимной щеки полюса, lf ≈ (1,5–3)·10-2 м.
Длина втулки или обода ротора lj обычно определяется конструкцией и механической прочностью и получается больше, чем необходимо для проведения потока полюса Ф m,

причем Δ l c= (4–I0)·10-2 для машин средней мощности.
Высота втулки или обода ротора

а индукция Bj выбирается в пределах 1,0 –1,3 Тл.






