double arrow

Творческий потенциал и основные элементы его проявления

Творческий потенциал, т.е. скрытые возможности решения творческих задач, сначала развивается, накапливается, а затем реализуется в созидательной деятельности.

В процессе создания творческого потенциала зрелый человек развивает свои способности и личностные качества, нарабатывая собственные интегративные схемы в виде: синтеза знаний из различных источников; системы и подсистемы знаний в форме, удобной для применения на практике, при решении практических и теоретических задач; способов осуществления внутренней обратной связи (цель – деятельность – результат, их согласование и рассогласование).

Самореализация творческого потенциала осуществляется посредством субъективных интегративных схем, систем, моделей. Субъективные интегративные системы и схемы формируются в результате систематического образования под руководством педагогов, а также собственных интеллектуальных, физических, волевых усилий человека в процессе его развития. Интегративные модели являются результатом поиска; они получают обоснование и становятся достоянием других после их публикации. Модели как результат исследования не исчерпывают интегративную систему или схему, а дополняют и расширяют ее, что бывает довольно часто. Но иногда они не вписываются в образованные ранее схемы или системы и выходят за их рамки.

Как средства самореализации творческого потенциала интегративные схемы, системы и модели также являются предметом акмеологии.




В качестве основных можно выделить следующие элементы проявления творческого потенциала специалиста:

1) индивидуальные свойства (пол, возраст, состояние здоровья, состав семьи);

2) уровень продуктивности деятельности в решении исследуемых творческих задач (высший, высокий, достаточный, средний, ниже среднего);

3) интегративные схемы информационного самообеспечения, ролевого взаимодействия, анализа обратной связи в решении творческих задач;

4) психологические предпосылки продуктивного решения творческих задач (система отношений, установки, ценности, направленность, мотивация);

5) способности, компетентность;

6) когнитивные, эмоциональные и волевые свойства субъекта решения творческих задач;

7) умения (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские);

8) влияние окружения (профессионального, непрофессионального, семейного);

9) социальное влияние (оценка, поощрение, социальная роль);

10) психологическая готовность к перестройке деятельности в поисках новых способов решения творческих задач (самооценка, догматизм, интуиция);

11) способы учета системы ограничений и предписаний в решении творческих задач, диктуемых профессией и производством;

12) способы учета системы предписаний и ограничений в решении задач, диктуемых нравственными принципами.

Уже сам перечень основных элементов творческого проявления личности свидетельствует о сложности и многоплановости акмеологических исследований, о необходимости их комплексности и междисциплинарности.






Сейчас читают про: