По Н. Д. Левитову | По Е. А. Климову |
1. Самостоятельный и творческий склад мышления. 2. Способность понимать учащегося, основанная на наблюдательности. 3. Организаторские способности, касающиеся собственной деятельности и работы с коллективом учащихся. 4. Способность передавать знания кратко и интересно. 5. Находчивость или быстрая и точная ориентировка. | 1. Высокий уровень умственных способностей. 2. Способность быстро и правильно понимать душевное состояние другого человека. 3. Организаторские способности. 4. Высокий идейный и моральный облик. 5. Волевые качества. 6. Способность использовать речь как средство воздействия на людей. 7. Способность быть внимательным ко многим объектам. 8. Способность с большой вероятностью предвидеть дальнейшее поведение и развитие учащегося. |
Перечисленные варианты подходов к способностям (в том числе педагогическим) подтверждают их разнообразие.