double arrow
Профессиональная направленность педагога

Направленность личности, являясь одной из ее подструктур, рассматривается как совокупность устойчивых мотивов, относительно не зависимых от конкретных ситуаций и ориентирующих деятельность личности. Она включает желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение человека и т.д.

Профессиональная направленность личности (ПНЛ) формируется в том случае, если имеются достаточно сильные профессиональные интересы. ПНЛ включает: профессиональные призвание и намерения; потребность в профессиональной деятельности и ценностные ориентации, которые являются основой мотивов этой деятельности; цель как предвидение результатов деятельности; профессиональные установки; удовлетворенность выбранной профессией и результатами профессиональной деятельности; потребность в постоянном самосовершенствовании.

Анализируя мотивы профессиональной деятельности как один из видов побуждений, А. К. Маркова выделяет следующие их группы:

а) мотивы осознания и понимания назначения профессии;

б) мотивы профессиональной деятельности:

– деятельностно-процессуальные;

– деятельностно-результативные;

в) мотивы профессионального общения:

– престижа профессионального общения;

– социального сотрудничества в профессии;

– межличностного общения в профессии;

г) мотивы проявления личности в профессии:

– развития и самореализации личности в профессии;

– развития индивидуальности в профессии.




Сочетание различных мотивов создает внутреннюю детерминацию профессионального поведения.

Предлагается различать конструктивную и неконструктивную мотивационную направленность. В первом случае целью является создание духовного или материального продукта, самосовершенствование на благо отдельных людей и общества; во втором – направленность на узкие результаты, связанные с удовлетворением личных (преимущественно потребительских) потребностей.

Говоря о профессионализме личности педагога, в качестве основных его аспектов можно выделить:

1) мысленный образ результата деятельности и потребность в его достижении как системообразующий фактор профессионализма. Он включает: результат, профессиональную направленность личности, удовлетворенность профессией, призвание, самооценку результатов деятельности и потребность в самосовершенствовании;

2) педагогические способности. Здесь внимания заслуживают структура и уровень способностей, общие, педагогические и другие специальные способности;

3) профессиональная компетентность как свойство личности. Составными ее частями являются: специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая и общепедагогическая компетентность.

Среди них наиболее важными аспектами являются профессиональная направленность личности и педагогические способности.






Сейчас читают про: