double arrow
Виды способностей. Педагогические способности

Способности –это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного овладения той или иной продуктивной деятельностью и ее выполнения.

Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности (проявляющееся как творчество), называется талантом. Высшая степень талантливости – гениальность.

Виды способностей представлены на схеме 1.

Согласно схеме способности делятся на две большие группы – элементарные и сложные. Вкаждую из этих групп входят общие (т.е. присущие всем, но в разной степени) и частные (т.е. присущие не всем) способности.

Способности, входящие в группу сложных частных, – это специальные способности, т.е. способности индивида к выполнению определенного вида деятельности (музыкальной, литературной, педагогической и т.п.). Если же способности являются условиями успешного выполнения педагогической деятельности, то их называют педагогическими способностями.

Интересный и оригинальный концептуальный подход к способностям человека предлагает В. Д. Шадриков. Он считает, что любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. В связи с этим специальными можно назвать общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. В. Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.




К познавательным и психомоторным способностям относятся:

– ощущения (сенсорные процессы);

– восприятие (перцептивные процессы);

– запоминание;

– представления;

– воображение;

– мышление;

– внимание.

Важным моментом В. Д. Шадриков считает системность проявления отдельных способностей в деятельности. Это относится к каждой способности, участвующей в деятельности, – она приобретает какие-то новые свойства в сочетании с другими способностями. Таким образом, в деятельности проявляется одаренность. У людей, занятых одинаковой деятельностью, степень одаренности различна (и в этом ее индивидуальность), что приводит в конечном счете к различным результатам.



Особое внимание уделяется духовным способностям, которые представляют собой свойства человека, развившиеся на базе биологических, природных задатков и связанные с созданием и освоением духовных творений. Духовные способности проявляются в самопознании, самоосознании человека, в его соотнесенности с окружающим миром и другими людьми. Вершина духовного постижения – это раскрытие человеческой сущности.

Взаимосвязь предмета познания, способностей и результатов деятельности представлена В. Д. Шадриковым в виде схемы 2.

 
 

В настоящее время существуют различные подходы к выделению видов педагогических способностей. Можно считать, что они являются отражением структуры педагогической деятельности. В связи с этим выделяются следующие педагогические способности: проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические.

Например, Ф. Н. Гоноболин выделяет такие группы педагогических способностей: дидактические; экспрессивные, или выразительные; перцептивные; организаторские; суггестивные; научно-познавательные, или академические.

В. А. Крутецкий делит педагогические способности на три группы: личностные, дидактические и организационно-коммуникативные.

Сравнение подходов к педагогическим способностям еще двух авторов – Н. Д. Левитова и Е. А. Климова – приведено в таблице 1.

Таблица 1






Сейчас читают про: