Жертвы вооруженных конфликтов 6 страница

--------------------------------

<1> Международное преступление - это международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. Это такие преступления, как агрессивная война, колониальное господство, рабство, геноцид, экоцид и др. Субъектами международных преступлений являются прежде всего государства, а также физические лица, выступающие от его имени и лично совершившие такие преступления.

<2> См.: Международное право: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. С. 238, 239.

<3> Его иногда смешивают с преступлениями международного характера (преступлениями по международному праву), влекущими уголовную ответственность физических лиц, действия которых в том или ином масштабе признаны общественно опасными на межгосударственном уровне. См.: Там же. С. 239.

<4> См.: Тункин Г.И. Теория международного права / Под общ. ред. проф. Л.Н. Шестакова. М.: Зерцало, 2000. С. 337.

<5> Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право: Учеб. М.: Спарк, 1999. С. 68.

<6> Ученые отмечают следующее: уголовная ответственность за их совершение возникает независимо от места совершения; международные уголовные суды и суды государств вправе осуществлять правосудие непосредственно на основе норм международного права. См.: Лукашук И.И., Наумов А.В. Указ. соч. С. 69.

<7> Ученые отмечают следующее: их состав установлен международными конвенциями; сферой действия является юрисдикция лишь участвующих государств, которые обязаны ввести соответствующие нормы в свое уголовное право; ответственность за конвенционные преступления виновные несут по внутреннему уголовному праву. См.: Лукашук И.И., Наумов А.В. Указ. соч. С. 69.

<8> См.: Лукашук И.И., Наумов А.В. Указ. соч. С. 120.

В силу данного подхода объектом преступления наемничества определяют мирное сосуществование (безопасность) государств и народов <1>, безопасность человечества <2>. Некоторыми авторами указывается непосредственный объект преступления, который, по их мнению, аналогичен объекту преступления, предусмотренного ст. 356 УК РФ <3>, т.е. регламентированные международным правом средства и методы ведения войны <4>. Другие полагают, что дополнительным объектом данного преступления является жизнь, здоровье граждан страны, участвующей в вооруженном конфликте или военных действиях <5>. Как указывают некоторые исследователи <6>, наемничество относится к группе военных преступлений, т.е. к международным преступлениям, утверждая, что даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества, совершаются до начала боевых действий, они направлены на нарушение законов войны.

--------------------------------

<1> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.

<2> Дуюнов В.К. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М.: Волтерс Клувер, 2005.

<3> Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2009.

<4> Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. М.: Волтерс Клувер, 2005.

<5> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007.

<6> См.: Уголовное право России. Особенная часть: Учеб. / Под ред. докт. юрид. наук, проф., заслуж. деятеля науки РФ В.П. Ревина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юстицинформ, 2009.

Достигнутый уровень современного международного правосознания в сфере борьбы с международными преступлениями отражен в Римском статуте Международного уголовного суда 1998 г. <1>. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества (преступление геноцида; преступления против человечности; военные преступления; преступление агрессии - ст. 5 Статута). Однако наемничество среди них отсутствует (если только его не рассматривать как элемент агрессии). Наиболее близкими к наемничеству по содержанию, но отличающимися от него элементом принуждения являются следующие военные преступления (ст. 8 Статута): 1) серьезное нарушение ЖК - принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооруженных силах неприятельской державы; 2) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права, - принуждение граждан противной стороны к участию в военных действиях против их собственной страны, даже если они находились на службе воюющей стороны до начала войны; набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях (в том числе в вооруженных конфликтах немеждународного характера). Отсутствует ответственность за наемничество и в Уставах международных трибуналов по бывшей Югославии от 22 февраля 1993 г. <2> и по Руанде от 8 ноября 1994 г. <3>.

--------------------------------

<1> Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.). Текст Римского статута, распространенного в качестве документа A/CON F.183/9 от 17 июля 1998 г. (с изм.). Документ вступил в силу 1 июля 2002 г.

<2> Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, от 22 февраля 1993 г. // Действующее международное право: Сб. Т. 1.

<3> Устав Международного трибунала по Руанде от 8 ноября 1994 г. // Действующее международное право: Сб. Т. 1.

Р.А. Каламкарян и Ю.И. Мигачев <1>, И.Н. Лебединец <2>, Г.В. Игнатенко <3> констатируют дифференциацию международных преступлений и преступлений международного характера, но преступление наемничества не относят ни к одной из групп. Ю.М. Колосов также не относит наемничество к какому-либо виду преступлений и полагает, что преступления международного характера совершаются отдельными лицами или группами лиц не от имени государства, но имеют международные последствия, в отношении их действует национальная юрисдикция <4>. Он указывает, что международная уголовная юрисдикция распространяется на лиц, совершивших акты геноцида, серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., нарушения законов или обычаев войны и преступления против человечности <5>. И.И. Котляров подчеркивает, что наемники являются уголовными преступниками, которые должны нести ответственность перед судом <6>. Е.Г. Моисеев справедливо указывает, что в ряде случаев военные преступления могут накладываться на иные международные преступления (например, наемничество) <7>. В.М. Шумилов в отношении наемничества констатирует, что во внутреннем праве ряда государств напрямую применяются нормы, содержащиеся в международно-правовых актах <8>. Однако о прямом применении норм международного права в уголовном праве государств говорить не приходится.

--------------------------------

<1> См.: Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2006. С. 459 - 462.

<2> См.: Ануфриева Л.П., Бекяшев Д.К., Бекяшев К.А. и др. Международное публичное право: Учеб. / Отв. ред. К.А. Бекяшев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. С. 599.

<3> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 569. В том же издании Д.Д. Остапенко и Л.А. Лазутин отмечают, что наемничество квалифицируется как международное правонарушение (С. 550).

<4> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Междунар. отношения, Юрайт-Издат, 2007. С. 331.

<5> Там же. С. 332.

<6> См.: Там же. С. 459.

<7> См.: Ануфриева Л.П., Бекяшев Д.К., Бекяшев К.А. и др. Международное публичное право: Учеб. / Отв. ред. К.А. Бекяшев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. С. 683.

<8> См.: Шумилов В.М. Международное право: Учеб. М.: ТК Велби, 2007. С. 363.

Ряд исследователей вербовку, финансирование и обучение наемников, а также участие наемников в военных действиях относит к уголовным преступлениям международного характера <1>. Так, В.П. Панов относит наемничество к более дробной группе преступлений международного характера - преступлениям против стабильности международных отношений <2>. Он подчеркивает, что международная опасность наемничества заключается в подрыве стабильных отношений между государствами <3>. Г.В. Игнатенко подчеркивает, что преступления международного характера посягают на интересы нескольких государств и вследствие этого представляют международную общественную опасность, совершаются лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государства, ради достижения собственных противоправных целей <4>.

--------------------------------

<1> Преступления международного характера - это такие правонарушения индивидов или групп лиц, которые посягают не только на национальный, но и международный правопорядок, представляя общественную опасность для двух, нескольких или всех государств. Они отличаются от международных преступлений по объекту посягательства и степени общественной опасности. Это такие преступления, как терроризм, распространение и торговля наркотиками, подделка денежных знаков и их распространение, пиратство и так называемое воздушное пиратство, захват заложников и др.

<2> См.: Панов В.П. Международное уголовное право. М., 1997. С. 71; Международное право: Учеб. для вузов / Отв. ред. Г.М. Мелков. М.: РИОР, 2009. С. 568.

<3> Международное право: Учеб. для вузов / Отв. ред. Г.М. Мелков. М.: РИОР, 2009. С. 572.

<4> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 569.

Их позиция представляется более обоснованной, поскольку ст. 9 Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. не исключает применения любой уголовной юрисдикции в соответствии с национальным правом в отношении преступлений, которые совершены: a) на его территории или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в этом государстве; b) любым из граждан или, если это государство считает это приемлемым, теми лицами без гражданства, которые обычно проживают на его территории. Не менее важное положение закреплено в ст. 16 Конвенции, где установлено, что она применяется без ущерба: a) для норм, касающихся международной ответственности государств; b) для права вооруженного конфликта и международного гуманитарного права, включая положения, касающиеся статуса комбатантов или военнопленных.

Г.М. Мелков подчеркивает, что при попадании в руки противника он (наемник) привлекается к уголовной ответственности по законам захватившего его государства и, как правило, наказывается высшей мерой наказания по законам военного времени <1>. Ю.С. Ромашев относит наемничество к преступлениям указанной группы (или преступлениям согласно международному праву, совершаемым физическими лицами <2>) и отмечает его серьезную угрозу стабильности международных отношений, территориальной целостности и политической независимости государств <3>.

--------------------------------

<1> См.: Международное право: Учеб. для вузов / Отв. ред. Г.М. Мелков. М.: РИОР, 2009. С. 610.

<2> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. С. 787.

<3> См.: Там же. С. 808.

Таким образом, преступление наемничества не относится к международным преступлениям <1> и, соответственно, может и должно быть отнесено к преступлениям международного характера <2>, когда деяние совершается на территории одного государства, но затрагивает интересы другого государства либо лица, совершившие преступление, являются гражданами иностранного государства. При этом действует принцип "выдай или суди" (aut dedere aut judicare).

--------------------------------

<1> Международные преступления - это деяния такого масштаба и такой тяжести наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо народов, других значительных групп людей, входящих в его состав: субъектами этих преступлений являются в большинстве случаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по их указаниям либо в созданной государственной властью обстановке поощряющие конкретные преступные действия. См.: Уголовное право России. Особенная часть: Учеб. / Под ред. докт. юрид. наук, проф., заслуж. деятеля науки РФ В.П. Ревина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юстицинформ, 2009.

<2> Преступления международного характера - это общеуголовные преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких государств и угрожающие не только внутренней безопасности и правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным отношениям (экономическим, туристским и т.д.). Однако при всей опасности преступлений международного характера, например, связанных с терроризмом, международным оборотом наркотиков и оружия и т.д., эти преступления обычно не достигают масштаба, при котором делается возможной угроза безопасности человечества в целом. Эти преступления обычно не инициируются и не поддерживаются государственной властью, которая ведет борьбу с ними. Имеется и формальный разграничительный признак: наличие или отсутствие квалификации соответствующих деяний как преступлений против мира и безопасности человечества в международно-правовых документах.

Объектом преступления наемничества по смыслу УК РФ являются мир и безопасность человечества. Хотя это не так. Основным объектом наемничества является общественная безопасность, т.е. широкий круг общественных отношений, это деяние причиняет или может причинить вред неопределенному кругу лиц, посягает на основы безопасности личности, общества и государства. Дополнительными объектами выступают интересы нормальной деятельности органов государственной власти, жизнь и здоровье людей, собственность и др.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 359 УК РФ, отнесены к ведению органов федеральной службы безопасности. Надзор за расследованием таких преступлений осуществляется военными прокурорами <1>. В соответствии со ст. 231 УПК РФ суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 359 УК РФ, в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегии из 12 присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого.

--------------------------------

<1> О преступлениях против мира и безопасности человечества (ст. ст. 355 и 359 УК РФ), а также о преступлениях, расследуемых следователями ФСБ России, надзор за которыми осуществляется военными прокурорами, всем военным прокурорам надлежит докладывать незамедлительно по получении оперативной информации, в том числе содержащейся в поступивших по подследственности уголовных делах, - вышестоящему военному прокурору вплоть до Главного военного прокурора включительно через дежурных по военным прокуратурам окружного звена и оперативного дежурного по Главной военной прокуратуре посредством телефонной связи с последующим направлением в течение суток письменных донесений. См.: Приказ Главной военной прокуратуры РФ от 30 июня 2002 г. N 180 "О порядке представления оперативной и иной обязательной информации в органах военной прокуратуры" (с изм. и доп., внесенными Приказом ГВП от 16 сентября 2002 г. N 254) // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. 2004. Т. 1.

После прекращения военных действий (в частности, внутригосударственных вооруженных конфликтов) вопрос об амнистии <1> в отношении наемников относится к компетенции законодательной власти - это акт, который устраняет последствия определенных наказуемых правонарушений, прекращает судебное преследование и отменяет наказание. Следует подчеркнуть, что в постановлениях Государственной Думы Федерального Собрания РФ об объявлении амнистии 1997 г. <2>, 1999 г. <3>, 2000 г. <4>, 2001 г. <5>, 2006 г. <6> и 2010 г. к осужденным за преступления, предусмотренные ст. 359 УК РФ, амнистия не применялась.

--------------------------------

<1> См.: пункт 5 ст. 6 Дополнительного протокола II от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

<2> Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1997 г. N 2038-II ГД "Об объявлении амнистии" // СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5907; Российская газета. 1997. 27 декабря.

<3> Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 июня 1999 г. N 4147-II ГД "Об объявлении амнистии" // Российская газета 1999. N 116; Курьер: Еженедельник официальной информации. 1999. N 21 - 24; СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3180.

<4> Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 мая 2000 г. N 398-III ГД "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" // Парламентская газета. 2000. N 98; Российская газета. 2000. N 103; СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2286.

<5> Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 г. N 2172-III ГД "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин" // Парламентская газета. 2001. N 227; Российская газета. 2001. N 237 - 238; СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4694.

<6> Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 апреля 2006 г. N 3043-IV ГД "Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России" // Российская газета. 2006. N 84; Парламентская газета. 2006. N 62, 69; СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. I). Ст. 1815.

За совершение преступлений против мира и безопасности человечества сроки давности не применяются <1>. Однако в отношении преступления наемничества сроки давности <2> (для освобождения от уголовной ответственности) установлены ст. 78 УК РФ: по ч. ч. 1, 3 ст. 359 УК РФ - 10 лет, по ч. 2 ст. 359 УК РФ - 15 лет.

--------------------------------

<1> Так, частью 5 ст. 78, ч. 4 ст. 83 УК РФ установлено, что за совершение преступлений против мира и безопасности человечества, предусмотренных статьями 353, 356, 357 и 358 УК РФ, сроки давности не применяются.

<2> Под давностью привлечения к уголовной ответственности понимается истечение установленных уголовным законом сроков после совершения преступления, в силу чего лицо, его совершившее, освобождается от уголовной ответственности.

В силу этого преступление наемничества целесообразно было бы изъять из гл. 34 УК РФ и включить в гл. 24 УК РФ "Преступления против общественной безопасности", обеспечив его "соседство" с иными преступлениями международного характера (например, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, захват заложника, незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами, пиратство).

В части 3 ст. 359 УК РФ предусмотрена личная ответственность наемника за его участие в вооруженном конфликте или военных действиях. В этой связи важно установить понятие "наемник" и его существенные признаки. В данном случае субъект преступления является специальным - лицо, завербованное как наемник, достигшее возраста 16 лет, не являющееся гражданином завербовавшей его страны и не проживающее в ней постоянно <1>. Как представляется, наемник может быть только исполнителем. Личное участие в вооруженном конфликте или военных действиях лица, завербованного в качестве наемника, означает непосредственное участие в подготовке, планировании или проведении боевых действий и военных операций.

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военную службу по контракту в ВС РФ могут проходить иностранные граждане. Как отмечают некоторые исследователи, в примечание к ст. 359 УК РФ необходимо внести дополнение об исключении из числа наемников иностранных граждан, входящих в личный состав вооруженных сил воюющей стороны и проходящих военную службу по контракту. В противном случае военнослужащие иностранцы, проходящие службу по контракту в рядах Вооруженных Сил РФ, при буквальном толковании положения, содержащегося в примечании, могут считаться наемниками. См.: Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2009. Комментарий к ст. 359 УК РФ.

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г. <1> (п. 2 ст. 47), впервые дал определение наемника путем перечисления существенных признаков, под которые должно подпадать такое лицо <2>. Среди них важнейшим является следующий: "фактически принимает непосредственное участие в военных действиях". Напомним, что Протокол применяется лишь к условиям международных вооруженных конфликтов. В силу этого в диспозиции ч. 3 ст. 359 УК РФ понадобилось уточнение: участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях, т.е. как в любом вооруженном конфликте (если он признан таковым), так и при осуществлении любых военных действий (любом противоборстве), которые возможны и в условиях мирного времени.

--------------------------------

<1> Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г. // Сборник международных договоров СССР. М., 2001. Вып. XLVI; Действующее международное право: Сб. Т. 2. Вступил в силу 7 декабря 1978 г. в соответствии со статьей 95. Подписан от имени СССР в Берне 12 декабря 1977 г. Ратифицирован Постановлением ВС СССР от 4 августа 1989 г. N 330-1 с заявлением. Протокол вступил в силу для СССР 29 марта 1990 г.

<2> В израильском Manual on the Laws of War говорится: "...следующее положение Дополнительного протокола предназначено для того, чтобы лишить наемников статуса военнопленных. Это положение, которое было принято под давлением африканских государств, считается нормой обычного права и, таким образом, обязательно".

Сравнительный анализ норм, содержащихся в Дополнительном протоколе I 1977 г., Конвенции 1989 г. и УК РФ 1996 г. (см. приложение 26), позволяет выявить различные подходы в определении понятия "наемник". Они связаны с определением условий (военных действий в условиях вооруженного конфликта), фактического участия в них, специальной вербовки, объема материального вознаграждения, вхождения (включенности) в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (см. приложение 26). Можно констатировать совпадающие формулировки признаков наемника, содержащихся в Дополнительном протоколе I 1977 г. и Конвенции 1989 г., за исключением одной, когда он "фактически принимает непосредственное участие в военных действиях". Определение ст. 47 Дополнительного протокола I многими рассматривается как абсолютно неработающее, поскольку лицо должно соответствовать всем шести условиям сразу, чтобы его сочли наемником <1>. Однако Конвенция 1989 г. выделяет и "любые другие ситуации" для определения наемника, устанавливая: а) специальную цель - участие в совместных насильственных действиях, направленных на свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или подрыв территориальной целостности государства; б) руководство "главным образом" желанием получить значительную личную выгоду и побуждение к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения; в) допущение участия в боевых действиях иностранцев, включенных в вооруженные силы государства, - но сужает их участие территорией государства, где ведутся такие действия.

--------------------------------

<1> См.: Камерон Л. Частные военные компании: их статус по международному гуманитарному праву и воздействие МГП на регулирование их деятельности // Международный журнал Красного Креста. 2006. Т. 88. N 863. С. 70; Жийар Э.-К. Бизнес идет на войну: частные военные и охранные компании и международное гуманитарное право // Международный журнал Красного Креста. 2006. Т. 88. N 863. С. 47.

Вопреки мнению В.П. Панова <1>, УК РФ не в полной мере учитывает конвенционное определение наемника, не содержит указаний на такие признаки, как "специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте", "фактически принимает непосредственное участие в военных действиях", "не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте". Видимо, эти критерии (признаки) презюмируются, а любое лицо, соответствующее иным признакам, может считаться наемником. Государственному обвинению (и следственным органам) важно будет доказать наличие лишь тех трех обстоятельств, которые нормами действующего законодательства признаются противоправными и наказуемыми. Таким образом, в УК РФ отмечено всего три признака наемника (назовем их обязательными) из шести, предусмотренных конвенциями.

--------------------------------

<1> В.П. Панов констатирует, что "понятие наемника сформулировано в нашем законе в строгом соответствии с названными международно-правовыми актами". См.: Панов В.П. Международное уголовное право: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 91.

К основным (обязательным) признакам наемника относятся: 1) получение материального вознаграждения; 2) отсутствие гражданства государства; 3) исполнение неофициальных обязанностей. К дополнительным (факультативным) признакам относятся: 4) факт вербовки; 5) фактическое участие в боевых действиях; 6) невхождение в состав вооруженных сил. Последовательное рассмотрение этих признаков позволяет дать общую характеристику наемника.

К основным (обязательным) признакам наемника, отраженным в УК РФ, относятся следующие.

1. Действия "в целях получения материального вознаграждения". Материальное вознаграждение, безусловно, является побудительным мотивом, однако в ДП I к этому добавлено "желание получить личную выгоду" и "которому в действительности обещано... материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны". Осознанная цель - получение материального вознаграждения - характерна вообще для многих видов человеческой деятельности. Оно может быть регулярным в виде денежного довольствия либо разовым (за убитого, пленного, за уничтожение военной техники и т.п.). При этом оно должно быть гораздо выше вознаграждения комбатанта, который участвует в боевых действиях рядом с наемником <1>. Э. Давид скептически отмечает, что такое дело будет "делом о намерениях": как доказать, что этот комбатант ищет "личную выгоду" и как определить эту "личную выгоду" <2>? И далее замечает: "разве наемник всегда имеет при себе вербовочный контракт с таблицей соответствия ставок оплаты военнослужащих одного ранга?" <3>. С этим трудно не согласиться. Даже если при захваченном наемнике окажется мешок денег, он может быть отобран только по распоряжению офицера и только после того, как в специальном реестре будут зарегистрированы размеры этих сумм и данные об их владельце и будет выдана подробная расписка, на которой будут разборчиво написаны имя, звание и воинская часть лица, выдавшего эту расписку (ст. 18 ЖК III). Денежные суммы в валюте держащей в плену державы или те, которые по просьбе военнопленных были обменены на эту валюту, будут заноситься на кредит лицевого счета военнопленного в соответствии со ст. 64 ЖК III. Отобранные денежные суммы будут возвращены военнопленным по окончании их плена в том виде, в каком они были отобраны.

--------------------------------

<1> См.: Панов В.П. Международное уголовное право: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 88.

<2> См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. С. 343.

<3> Там же. С. 344.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: